Рецензия: «Ван Гог. С любовью, Винсент»

Рецензия: «Ван Гог. С любовью, Винсент»
Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент»

Винсента Ван Гога любит камера. Его жизнь, полная разочарований, лишений и невзгод, многие годы не дает покоя кинематографистам. Еще немного — и Уиллема Дефо, приглашенного Джулианом Шнабелем в картину «На пороге вечности», станут сравнивать с Кирком Дугласом, Тимом Ротом и Бенедиктом Камбербэтчем в роли великого голландца.

Вот и в мире мультипликации дождались своего Ван Гога — внеочередного и первого, одновременно. Режиссеры Дорота Кобела (автор первого рисованного 3D-мультфильма «Маленький почтальон») и Хью Велчман (продюсер оскароносной короткометражки «Петя и волк») подарили нам нарисованную масляными красками на холсте ленту «Ван Гог. С любовью, Винсент». Этот фильм — не только потрясающе красивый аттракцион анимированной живописи, но и увлекательный детектив о последних днях жизни гения, покинувшего мир в 37 лет.

Польско-британская копродукция началась с обращения к людям на краудфандинговой площадке (интернет-платформы для сбора средств на всевозможные проекты. — THR). Первые 50 тысяч фунтов нашлись именно там, и стало ясно, что у фильма отнюдь не спортивные замашки стать первым, а куда более серьезная сверхзадача — рассказать историю гения, используя его же работы. Эта мысль, почерпнутая из записей Ван Гога, и стала ключевой.

Статистика проекта, завоевавшего призы на международных фестивалях в Анси и Шанхае, впечатляет: 800 писем легли в основу сценария, 100 с лишним картин и набросков, переложенные на 65 000 кадров, стали основой масштабного проекта. На экране удается передать даже фактуру полотен в технике импасто (густого наложения красок), характерную для художника. Это не только пример усердия и целеустремленности, но и истинного благоговения перед Мастером, не удостоившимся прижизненной славы.

Есть в фильме и черно-белые фрагменты флешбэков жизни художника, красочные виды последних для него Арля и Овер-сюр-Уаза — нет только ставшего привычным смакования подробностей вокруг отрезанного уха и психиатрической лечебницы. Ничто не умалчивается, но преподносится в высшей степени деликатно. Даже в перечислении причин смерти Ван Гога — от убийства до несчастного случая — нет крикливых нападок и ретроспективных обвинений, но общепримиряющая на протяжении многих лет версия суицида после просмотра ленты уже не кажется единственно верной.

По сути, перед нами экранизация картин художника. Именно они и являют собой суть повествования, начинающегося спустя год после его смерти. В своих «Снах» в новелле «Вороны» Акира Куросава путешествовал по полотнам Ван Гога (его сыграл Мартин Скорсезе). Человек, оказавшийся посреди нарисованных пейзажей, воспринимался как чужеродный элемент. В ленте «Ван Гог. С любовью, Винсент» нет ощущения внешнего вторжения, но полного погружения в образный мир, ведь «приписки» и «дорисовки» здесь минимальны. Осмелиться предложить публике посмотреть на жизнь глазами живописца — дерзость, уравновешенная здесь «взглядом со стороны».

Главным героем стал Арман Рулен, сын почтальона, знакомый нам по портрету кисти Ван Гога. По сюжету, ему предстоит проделать нелегкий путь, дабы передать Тео Ван Гогу последнее письмо Винсента. За поручение он берется неохотно, но чем больше противоречивых отзывов слышит об отправителе послания, тем значимее становится для него миссия. Выясняется, что Тео пережил брата всего на полгода, но весточка все-таки найдет адресатов. Одним из них станет публика, которая получит от картины не только эстетическое удовольствие, но и философское послесловие.

«Анимация» дословно значит «одушевление» — создателям «Ван Гог. С любовью, Винсент» поистине удалось вдохнуть жизнь в кажущиеся замеревшими полотна. Фильм ценен не только палитрой цветов и персонажей, но калейдоскопом жизни художника. Сумрачный, одинокий, усталый человек умел увидеть и передать сияющие краски окружающего, отнюдь не радужно обращенного к нему мира.

Живописный эквивалент нравственного закона внутри нас остается на усмотрение зрителя, но лучшей иллюстрации к кантовскому звездному небу над головой (из произведения Канта «Критика практического разума». — THR), наполняющему душу священным трепетом, чем «Звездная ночь» Ван Гога, не найти. Завещанное Мастером выполнено прошедшими по его следу потомками так, как и указано в названии ленты, — с любовью.

 

«Ван Гог. С любовью, Винсент» (Loving Vincent)

«Ракета Релизинг» / Великобритания, Польша / Режиссеры: Дорота Кобела, Хью Велчман / В ролях: Джером Флинн, Сирша Ронан, Эйдан Тернер, Холли Эрл, Хелен МакКрори / Премьера 9 ноября

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus