«Салют-7»: безумство храбрых

«Салют-7»: безумство храбрых
Кадр из фильма «Салют-7»

Дикость, варварство — чинить ударом гаечного ключа по приборной доске космический корабль! Впрочем, образ космонавта Андропова в «Армагеддоне» Майкла Бэя не был такой уж издевкой: мы, русские, в экстремальных обстоятельствах можем не только кашу из топора сварить, но и практически голыми руками спасти орбитальную станцию. Реальная история «Салюта-7», одноименный фильм о котором выходит в октябре, — лучшее тому подтверждение.

11 февраля 1985 года внезапно прервалась связь между Центром управления полетами (ЦУП) и советской орбитальной станцией «Салют-7». Это не было катастрофой из тех, о которых сообщают в новостных сводках по всему миру: аппарат научно-исследовательский, людей на нем нет. Тем не менее его потеря превращалась в бомбу замедленного действия, ведь неуправляемая 20-тонная глыба могла рухнуть в любой точке планеты (прецедент уже был с американским «Скайлэбом» в 1979 году — повезло, что это случилось в австралийской пустыне). Но еще больше Кремль беспокоило то, что США постарались бы использовать это в пропагандистских целях — до падения Берлинской стены оставалось несколько лет, и все еще шла холодная война.

На помощь «Салюту-7» экстренно отправили экипаж «Союза Т-13», состоявший из двух профессионалов — Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, первый из которых до этого выходил в открытый космос уже четыре раза и по профессиональным меркам считался ветераном, а второй взял на себя техническую составляющую. Спасательная операция длилась неделю и была одной из самых нервных в истории советской космонавтики. По сути, попытка восстановить работу «Салюта» — грандиозная авантюра: найти в безвоздушном пространстве мертвую станцию, подлететь и состыковаться с ней требовалось буквально «на глазок» — точных координат неподконтрольного аппарата никто не знал.

Кадр из фильма

Все как-то сразу пошло не так. Из-за ошибки, произошедшей еще на Земле (вместо блока очистки атмосферы был установлен блок, производящий кислород. — THR), на «Союзе Т-13» возникла угроза пожара, затем станция оказалась развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом, появились проблемы с перепадом температур… Савиных вспоминал, как они справлялись с нехваткой кислорода: «…Один работал, другой махал вокруг него, разгонял воздух».

«Салют-7» решили не отбуксировать на Землю, а привести в порядок, в том числе починить аккумуляторы, скручивая провода голыми руками и обматывая их изолентой. И все это при жутком холоде: модуль был обесточен, замерзшая вода разорвала трубы, стены покрылись инеем. Чай сначала грели под мышкой, потом — под лампой освещения… А когда станцию разморозили, она, в свою очередь, оказалась под угрозой затопления — космонавты делали тряпки из собственного белья.

Внешние проблемы заставляли экспериментировать: например, Джанибеков проверял, можно ли сварить и разрезать материалы в условиях невесомости, а также заметил, что гайка, парившая на орбите, делает переворот на 180 градусов — это явление позже было названо «эффектом Джанибекова».

С технической точки зрения экспедиция до сих пор является самой сложной в истории космонавтики. Но по понятным причинам спасение «Салюта-7» не было признано официальным подвигом, Виктор Савиных и Владимир Джанибеков остались героями «для своих». О том, что произошло, стало известно не так недавно: Савиных написал книгу «Записки с мертвой станции», вышел документальный фильм «Битва за «Салют» Космический детектив».

Кадр из фильма

Теперь пришло время художественного кино: картину снял Клим Шипенко, ведомый целой командой опытных продюсеров. Однако ее сложно назвать хроникой произошедшего — несмотря на то что консультантами выступили сами космонавты, по словам Джанибекова и Савиных, получился скорее фантастический блокбастер, чем реальная история. Зато очень патриотичный и атмосферный, с костюмами а-ля 80-е, олимпийским мишкой на борту и песней «Земля в иллюминаторе» в саундтреке.

Чтобы добавить саспенса (хотя на «Салюте-7» его и так хватало), космонавта Владимира Федорова (Владимир Вдовиченков; прототип — Джанибеков) снабдили психологическими проблемами — он не умеет сдерживаться и в целом эмоционально нестабилен. В самом начале фильма его вообще едва не списывают. Виктор Алехин (Павел Деревянко), напротив, не слишком опытный и неуверенный в себе (хотя его прототип Савиных к тому времени уже был Героем Советского Союза).

Но это, конечно, законы жанра, как и легкий намек на личную драму: неслучайно в сюжет была добавлена Светлана Савицкая (ее под именем Светлана Лазарева играет Оксана Фандера) — космонавт и давняя боевая подруга Джанибекова. Хотя фильм начинается с эпизода ее спасения Федоровым в открытом космосе, по большей части Лазарева обеспечивает «тылы» — усиливает собой сцены на Земле.

Кадр из фильма

С технической точки зрения фильм почти безупречен: «Салют-7» и «Союз Т-13» были воссозданы в натуральную величину, а Роскосмос предоставил для съемок оборудование, действительно побывавшее в космосе. Актеры прошли изнурительную трехмесячную подготовку: потели на специальных тренажерах, отрабатывали упражнения в невесомости и даже совершили несколько тренировочных полетов.

Картина завершает своего рода негласную дилогию о подвигах советской космонавтики, начатую фильмом «Время первых» (из-за которого премьеру «Салюта» перенесли с апреля на октябрь). Два отечественных блокбастера объединяет не только тема, но и подход: и тут и там все построено вокруг звездного дуэта (в первом случае это были Евгений Миронов и Константин Хабенский. — THR), ленты имеют одинаковый бюджет — 400 млн рублей.

И раз уж им пришлось «столкнуться лбами», главной интригой остается финансовое соперничество: ведь каждый пилот знает — посадка куда сложнее взлета.

 

«Салют-7»

«Наше Кино» / Россия / Режиссер: Клим Шипенко / В ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Виталий Хаев, Оксана Фандера, Любовь Аксенова, Роман Перелыгин, Полина Руденко / Премьера 12 октября

Материалы по теме

  • «Салют-7» показали журналистам в годовщину запуска первого спутника в космос

    04 октября 2017 / Ольга Белик

    Съемочная группа призналась, что в картине правда, а что – нет.

    Комментировать
  • Оксана Фандера: «Просто поднимите жалюзи»

    11 октября 2017 / Мария Лемешева

    Главный редактор Мария Лемешева встретилась с актрисой и узнала не только тайны съемочных площадок, но и рецепт воспитания детей, а также долгоиграющей любви.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора