Сергей Безруков: многоликий герой

Сергей Безруков: многоликий герой
Сергей Безруков

Каково увидеть в сценарии свое альтер эго, да еще и утрированным, а потом это сыграть — легко и весело? Сергей Безруков, воплотивший, казалось бы, все, о чем только могли бы мечтать большинство актеров, еще не появлялся в амплуа самого себя. Конечно, роль в новой картине «Мифы» — это не в чистом виде Безруков, но по сути — актеру был более чем понятен предложенный образ: звезда, уставшая от внимания, поклонников и обилия ролей. THR оценил самоиронию Сергея и решил не только узнать его понимание профессии, но и попытаться запечатлеть истинное лицо артиста.

Сергей, на роль в «Мифах» вас долго уговаривали?

Когда Саша (Молочников, режиссер. — THR) пригласил сниматься, роль была совершенно иной и совершенно меня не впечатлила. И тогда мы решили оттолкнуться от известной шутки, что я переиграл абсолютно всё, и вместе придумали вот такого героя — артиста Сергея Денисевича, который воплотил практически все образы в кино и театре. Думаю, что каждый актер представил в этой комедии миф о себе. Кто-то их подогревает, другие ими живут, а третьи уже сами не понимают, кто они на самом деле. Многие звезды цепляются за некую легенду, которая в определенный момент была необходима, чтобы достичь популярности. Но это опасный путь: если бесконечно «подогревать» миф, он начнет тебя пожирать и в конечном счете убьет. Ты кончишься как человек. Вот поэтому я всячески стараюсь бороться с этим.

Сергей Безруков

В том числе смеясь над собой…

Любому артисту важно уметь шутить над стереотипами, возникающими вокруг него. И сам взбодришься, и зрителя повеселишь — эмоциональный всплеск! Но про меня и правда постоянно какие-то слухи ходят, над которыми потешаются и коллеги, и пресса. Все началось еще 17 лет назад с «Бригады». Публика поверила в бандита Сашу Белого и, где бы я ни появлялся, ассоциировала с ним. Бороться с подобными вещами было очень сложно, потому что благодаря режиссеру и нашей команде мы создали настолько живых героев, что их воспринимали как реальных людей. Поэтому пришлось быстро менять имидж: сыграть не порядочного бандита, а честного милиционера. Так появился Кравцов (сериал «Участок», 2003. — THR), его тоже приняли как живого, и так возник новый миф — о березах. Они стали прочно ассоциироваться с Безруковым. Березы воспевали поэты и писатели во все времена, потому что это — один из символов России. А я еще и спел одноименную песню группы «Любэ», потом Есенина сыграл… Но, если хотите знать, на самом деле я больше всего люблю сосны…

Сенсация!

Справедливости ради надо сказать, я такой не первый и, увы, не последний. Взять хотя бы Владимира Семеновича, которого мне довелось играть трижды (в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», сериале «Таинственная страсть» и в спектакле Московского губернского драматического театра «Высоцкий. Рождение легенды». — THR). Многие искренне считали, что он был военным, штрафником, уголовником, подводником, летчиком, спортсменом. Потому что в каждой своей песне Высоцкий был настоящим! А чем лучше ты создаешь образ, тем вероятнее, что тебя начнут с ним ассоциировать. Мне, кстати, всегда нравилось запутывать зрителя — каждый раз появляться в совершенно новом образе. Потому я до сих пор с теплотой вспоминаю пять лет, отданных программе «Куклы» (выходила на НТВ в 1995–2000 гг. — THR), про которую уже забыли, а там у меня было целых 12 голосов, начиная с Бориса Ельцина. А еще всегда буду благодарен Владимиру Владимировичу Бортко, который утвердил меня на роль Иешуа Га-Ноцри (мини-сериал «Мастер и Маргарита», 2005. — THR). Это было смело и очень нужно, чтобы встряхнуть сознание некоторых людей.

Ваш герой из фильма «После тебя» — тоже «вызов»?

Перевоплощение в артиста балета в картине моей супруги Анны Матисон было, конечно, потрясающим опытом. Темников — необычный для меня психотип — герой-интроверт. Я всегда играл открытых, темпераментных людей, все их эмоции были на первом плане — они что чувствуют, то и говорят, а если им что-то не нравится, они это открыто выражают. У Темникова все внутри — третий, четвертый, пятый план — это те самые глубины, которые мне очень интересны. И безумно приятно, что нашу работу оценили не только зрители, но и критики и коллеги, с которыми вроде мы никак не связаны. Особенно лестно было услышать отзыв Андриса Лиепы, сказавшего: «В этом фильме все правда, это все про нас, и во многих эпизодах я узнавал себя». Сейчас я играю рок-музыканта в новом фильме Анны — «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» — по мотивам «Заповедника» Сергея Довлатова. Там мой герой тоже очень закрытый человек. Мне вообще кажется, что все художники — интроверты, все держат внутри, и все свои переживания, эмоции, мысли никому не показывают. И это тоже очередная попытка изменить представление о себе. Для поклонников «Бригады» сразу скажу: мой герой — крутой мужик, так что они, возможно, увидят в нем что-то родное.

Сергей Безруков

Что нужно сделать, чтобы заинтересовать Сергея Безрукова ролью?

Предложить что-то действительно новое, чтобы не возвращаться к прежним образам! Сейчас мне интересны совершенно неожиданные герои.

Если вы сыграли абсолютно всё, это вообще возможно?

Не принимайте все так буквально! Например, у меня до сих пор не было масштабного военного кино.

А как же «Адмиралъ»?

Это был скорее фильм о революции. Можно вспомнить также «В июне 41-го», но это мини-сериал. А вот полнометражной картины о Великой Отечественной войне в моей фильмографии нет. А у меня деды воевали, поэтому отношение к теме очень трепетное. Так что я, конечно, был очень рад, когда Аня предложила сценарий новой картины «Большая земля». Это история о партизане Николае Киселеве, который согласился провести через оккупационную территорию — немецкие кордоны, болота, леса — выживших евреев из местечка Долгиново. В следующем году приступаем к съемкам.

Сергей Безруков

Так если что-то не предлагают, может, попробовать снять самому?

Как режиссеру? Предпочитаю доверять это профессионалам. Да, у меня есть постановочный опыт, но в театре, а это все-таки разные вещи. Сейчас, кстати, сделали вместе с режиссером Татьяной Вдовиченко «Приключения Фандорина» по роману Бориса Акунина «Левиафан». Я всю эту историю домыслил и доделал так, как вижу. Получился стильный, любопытный спектакль со шлейфом от «Азазеля» (Безруков играл в экранизации этого романа. — THR), с мистикой, напряжением настоящего детектива… Что объединяет режиссуру в кино и театре? Работа с артистами, когда ты провоцируешь их на абсолютную, стопроцентную искренность. Чтобы им не надо было ничего показывать, только жить. Для этого я создаю все необходимые условия, работаю с актерами в тесном контакте, чтобы они забыли, что находятся на сцене, и ощущали своих героев подлинными. Подлинная жизнь на сцене — вот что поражает.

Вы очень много сил и времени отдаете Московскому Губернскому драматическому театру (с января 2014 года Сергей работает там худруком. — THR). У вас есть рецепт того, как разграничивать работу и личную жизнь?

У меня семья, так что полностью уйти в работу считаю предательством. Я нахожу время, его не так много, но оно есть и обязательно будет. Убежден, что, как бы то ни было, нужно оставаться не только артистом, но и мужем и отцом. Надо совмещать, иначе станешь человеком, который посвятил себя карьере, но в итоге остался один. Любая роль однажды кончается. Сыграл и всё! И вот в этот промежуток — от одного персонажа до другого — может развиться настоящая депрессия. Но благодаря семье, проектам в театре и жене подобные муки мне незнакомы.

Сергей Безруков

Отцовство как-то повлияло на ваше творчество?

Я всегда ратовал за детский репертуар, и у нас в театре идет десять спектаклей, рассчитанных на юных зрителей. Для меня эта тема очень важна. Именно поэтому я по мере сил способствую росту количества детских театров и поддержке провинциальных ТЮЗов. Совместными усилиями мы добились выделения на это государственных средств и создали целевую программу. Дело очень важное, потому что когда нет субсидий, возможности заработать, то и соответствующий репертуар хромает. Хотя талант и желание у людей есть, им просто нужно помогать. Надо бороться за качество детского репертуара, чтобы не отпугнуть любовь к театру, чтобы возникало желание посмотреть что-то еще. Только тогда мы сможем рассчитывать на то, что вырастает поколение, которое полюбило театр еще в детстве. Первое ощущение — самое главное.

В списке ваших талантов есть еще способности художника… А ваши картины как-то можно увидеть?

Это детские работы, они остались у родителей. С тех пор ничего не писал, к великому сожалению. Очень хочется, но как-то времени нет. Не знаю, может, однажды опять вернусь к этому… Но для этого должно быть ощущение свободы… А сейчас столько дел, что достичь его практически невозможно — обязательно что-то помешает.

«Мифы»

WDSSPR / Россия / Режиссер: Александр Молочников / В ролях: Яннис Пападопулос, Федор Бондарчук, Сергей Безруков, Иван Ургант, Милош Бикович, Паулина Андреева, Ксения Раппопорт, Виктория Исакова, Максим Суханов, Андрей Смоляков / Премьера 16 ноября

Материалы по теме

  • Сергей Безруков и Ксения Собчак снялись в «Мифах о Москве»

    11 января 2017 / Редакция THR Russia

    Закончены съемки абсурдной комедии, сюжет которой вдохновлен легендами и мифами Древней Греции, а также биографиями самых модных и востребованных персонажей московского светского Олимпа.

    Комментировать
  • Сергей Безруков спел романс группы «Сплин»

    14 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Клип на «Романс» в исполнении Сергея Безрукова выпущен в преддверии запланированной на 16 марта 2017 года премьеры картины «После тебя», в которой Безруков сыграл главную роль.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Мифы» с Федором Бондарчуком, Иваном Ургантом и Сергеем Безруковым

    07 сентября 2017 / Редакция THR Russia

    Российская комедия о самых ярких публичных звездах России и мифах, связанных с ними - смотрим промо-видео улетной комедии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора