Стэнли Туччи: «Для меня провал ценнее успеха...»

Стэнли Туччи: «Для меня провал ценнее успеха...»
Стэнли Туччи

Актер Стэнли Туччи в представлениях не нуждается: в его послужном списке более сотни проектов, включая такие франшизы, как «Голодные игры», «Первый мститель», «Трансформеры»… Но еще он — замечательный режиссер. Его фильм «Последний портрет» посвящен знаменитому скульптору и живописцу Альберто Джакометти, с которым, как выяснил THR, Туччи роднят не только итальянские корни, но и взгляд на творческий процесс.

В последний раз в режиссерском кресле вы сидели десять лет назад. Немалый перерыв.

Да уж! Но сам сценарий я написал еще 13 лет назад, и через три года проект запустили. У нас был маленький бюджет, и, к счастью, нашлись замечательные люди, которые помогли осуществить мою мечту, — например, гениальный художник-постановщик и специалисты по спецэффектам. С их помощью на лондонской студии мы создали Париж середины прошлого века, в том числе ателье Джакометти. Воспроизводить его работы было довольно сложно, но на меня работали три художника: один воссоздавал скульптуры мастера, второй — его рисунки, а руки третьего вы видите в процессе работы над портретом Джеймса Лорда (американский писатель, автор биографий Пабло Пикассо и Альберто Джакометти. — THR).

Откуда возникла идея рассказать именно об этом художнике?

Еще в молодости мне попалась на глаза книга Джеймса Лорда «Портрет Джакометти». Помню, как несколько месяцев не мог оторваться от чтения и везде носил ее с собой. На мой взгляд, она идеально объясняет, что такое творческий процесс — постоянная борьба, сомнения и понимание того, что ни одно произведение не может быть закончено. Она научила меня принимать неудачи как должное, объяснила, что провал бывает ценнее успеха. Потому что поражения побуждают жить и рисковать, а победы делают из нас самоуверенных и ограниченных глупцов, которые боятся выйти из зоны комфорта.

А с автором вы встречались?

А как, вы думаете, я получил права на экранизацию? Мы встретились с Лордом, и он рассказал мне много смешных историй о Джакометти. Так что большая часть диалогов в фильме взята как раз из нашего разговора, остальное — из его книги и других трудов о художнике.

Стэнли Туччи

Чем вам так понравился Джакометти?

В первую очередь своими работами. Они красивы, чувственны, уязвимы и правдивы. А сам Джакометти был настоящим итальянским лисом, ловко водившим за нос своих клиентов. Он почти три недели вешал бедному Джеймсу Лорду лапшу на уши, что вот-вот закончит его портрет, а сам бегал в ближайший кабак — выпить вина. Лорд отменял очередной вылет, ссорился с семьей, тратил кучу денег и приходил на следующий день, чтобы увидеть, как художник у него на глазах в буквальном смысле уничтожает свое произведение и начинает снова. Настоящий, стопроцентный, бесстыжий безумец.

В какой-то момент, кажется, вы сами начинаете смеяться над Джакометти…

Когда основной сюжет завязан на том, как главные герои часами сидят и смотрят друг на друга, зрителю это может показаться скучным. Поэтому и были нужны элементы комедии — тем более что в жизни Джакометти такого тоже хватало. Если честно, немного ему завидую. У меня — дом, жена и трехлетний малыш. Все как у моего отца, из художника превратившегося в преподавателя искусства. Знаете, иногда тоже хочется отправиться ночью в студию и работать там до посинения, но я не могу себе этого позволить, потому что утром проснется ребенок и начнет требовать папиного внимания. Но с другой стороны, представьте: не знать, когда сможешь пообедать в следующий раз, жить в какой-то халупе без ванной и туалета… А проститутки, к которым он постоянно ходил? Не могу себе представить, как каждый вечер посещаю девиц легкого поведения. (Смеется.)

Книга описывает всего две недели из жизни Джакометти. Необычный выбор для экранизации биографии.

Мне не нравятся байопики. Думаю, они не подходят для большого кино и куда лучше смотрятся на телеэкране в сериалах. Как можно воткнуть в двухчасовой фильм всю человеческую жизнь? Биография — очень ограниченный жанр, потому что режиссер должен прокомментировать, обобщить и драматизировать то, на что герой потратил долгие годы, десятилетия, — все это меня совсем не привлекает. Наш подход более эффективен. Зритель узнает о мастере гораздо больше, если посмотрит на один, четко обрисованный кусочек его жизни. Моя картина ничего не объясняет, она концентрируется на мелочах.

Простите за бестактность, но кто сегодня станет смотреть фильм про Джакометти?

Во времена, когда сокращаются бюджеты на образование и культуру, создавать фильмы про великих мастеров я считаю своей обязанностью.

Кадр из фильма «Последний портрет»

Как вы думаете, насколько схож творческий процесс в изобразительном искусстве и кино?

Процессы, может, и разные, но поиск правды всегда один. И потом произведение изобразительного искусства всегда проще исправить. В кино же это почти невозможно — легче сделать новое. А жаль! Я бы переснял все свои фильмы.

Почему? Любите страдать?

Ну не так, как Джакометти, постоянно грозившийся наложить на себя руки. (Смеется.) Но мое искусство — это я, и страдать за него нормально.

Психологи говорят, что мы должны создавать, страдать и отпускать. Иначе это становится похожим на зависимость…

Так оно и есть! Но отпустить — это значит оставить прежнюю любовь и найти новую. Для меня это тяжело.

Приятно вновь почувствовать себя режиссером?

О да! Хотелось бы повторять это снова и снова. Потому что тебе не нужно ждать. Ни приглашения на роль, ни своей очереди на съемках. С возрастом я стал ненавидеть это еще больше.

Поэтому ждали десять лет до нового фильма?

О боже, вы правы. (Смеется.) Это так глупо!

 

«Последний портрет» (Final Portrait)

Capella Film / Великобритания / Режиссер: Стэнли Туччи / В ролях: Арми Хаммер, Джеффри Раш, Тони Шэлуб, Клеманс Поэзи, Джеймс Фолкнер, Филипп Сполл / Премьера 11 января

Материалы по теме

  • Стэнли Туччи: «Забудьте о продолжении "Дьявол носит Prada"»

    05 сентября 2016 / Ронда Ричфорд

    Актер получил приз за вклад в кинематограф на фестивале в Довилле и рассказал THR о своих творческих планах.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора