«Время первых»: Легенда №11

«Время первых»: Легенда №11
Кадр из фильма «Время первых»

Никто до Юрия Гагарина не оказывался за пределами стратосферы. Никто до Алексея Леонова не выходил в открытое безвоздушное пространство. 1960-е были «временем первых», и именно так называется новый продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, посвященный подвигу советского космонавта №11. THR задался вопросом, удастся ли фильму достигнуть заоблачных высот как в художественном, так и в финансовом плане.

18 марта 1965 года пилот корабля «Восход-2» Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. В этот момент на него глядел немигающий глаз автоматической кинокамеры.

Спустя полвека об этих 12 минутах и 9 секундах (именно столько провел космонавт в безвоздушном пространстве) тахикардии, гипертермии, одышки и победного преодоления решили снять большой фильм. В него должно было войти все, что укрылось от взгляда той небольшой камеры, фиксировавшей парение человеческой песчинки у крошечной скорлупки на фоне безграничной Вселенной.

Ныне здравствующий 82-летний дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов принял участие в создании проекта в качестве консультанта, стал его первым зрителем и одобрил увиденное.

Масштаб и соразмерность — главные слова для понимания сути проекта Тимура Бекмамбетова. Каждый его участник — в каком-то смысле Алексей Леонов — один из большого отряда, где тренируются все, а до звезд доберутся единицы. Получится или не выйдет? Этот вопрос должен звучать в голове каждого.

«Для нас этот фильм — прыжок в космос!» — привычно повторяет в интервью исполнитель главной роли и сопродюсер Евгений Миронов. Нет причин ему не верить. «Время первых», с одной стороны, задумывалось как типичный «русский блокбастер 2.0» — попытка объять необъятную аудиторию, поднявшись в вышние бюджетные сферы и соединив вместе все жанры: катастрофу, исторический фильм, драму.

С другой — эта картина должна в очередной раз доказать зрителю, слишком юному, чтобы вспомнить снимавшееся вне земли «Возвращение с орбиты» (лента Киностудии им. А.П. Довженко, 1983. — THR), что в техническом плане отечественное кино ни в чем не уступит зарубежному. Не хуже «Гравитации». Да что там, в лице Бекмамбетова российский кинопроцесс уже давно является частью мирового.

И все же для него «Время первых» — большая проверка. Никогда еще этот продюсер и режиссер не брался за столь солидные, академичные форматы, выступая до сих пор скорее в качестве записного иллюзиониста, полагающегося на ловкость рук и отвлекающие маневры.

Типичный артхаус «Дозоров» он подавал под видом народного блокбастера, кричал «Горько!» и ждал поцелуев, цинично украшал к новому году пластмассовые «Елки» и одновременно высматривал образы кинематографа будущего в дешевых, но эффектных форматах типа «Хардкора» или «Убрать из друзей».

А здесь же — не эксперимент и не малобюджетная авантюра — это эпическая история, и ей, как солидному костюму, нужна добротная ткань, изысканный крой и красота отделки. Но может ли соответствовать этим требованиям отечественная индустрия?

Сценарий доводила до ума целая бригада соавторов. Такой подход принят в индустрии, но редко приносит художественные результаты. Линии сюжета мутировали на протяжении нескольких лет во имя будущих зрителей. Вместе со сценарием менялась и фигура постановщика. Еще в 2014 году, когда выходом «Времени» готовились отмечать очередной космический юбилей, была заявлена кандидатура опытнейшего Сергея Бодрова. Затем проект переформатировали под относительно молодого автора Юрия Быкова.

Знаток суровой мужской чувственности должен был уравновесить саспенс аварийных ситуаций драмой человеческих взаимоотношений. Но по мере того, как последнего оказывалось все больше и увеличивался метраж, становилось ясно: видение фильма у режиссера и продюсеров радикально расходится.

Была отснята большая часть материала, когда Бекмамбетов принял неожиданное и весьма непростое решение поменять режиссера. Так на площадке появился его ученик Дмитрий Киселев, поднаторевший в кинематографе, изобилующем CGI-эффектами. Русская пословица гласит: «У семи нянек дитя без глазу». Будем надеяться, что этому проекту слепота не грозит.

Последнее испытание, которое пришлось пройти детищу Бекмамбетова и Миронова, — схватка за апрельское прокатное окно. Вместе с опаздывающим (когда-то выход ленты намечался на март 2015 года, а затем 2016-го) фильмом о Леонове за символичный старт под День космонавтики боролся еще один российский триллер о покорителях звезд — «Салют-7», который продюсируют Сергей Сельянов и Бакур Бакурадзе.

Его в итоге мы увидим только осенью. А авторам остается надеяться, что, как и в случае злополучного полета, который стал отправной точкой их проекта, все закончится хорошо. Ведь проблемы «Времени первых» в прокате могут не только охладить зрительский интерес к картине «СТВ», но и вообще на какое-то время похоронить космическое кино в России. Так что скрестим пальцы наудачу.

«Время первых»

Россия / Bazelevs Distribution / Режиссер: Дмитрий Киселев / В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенев, Александра Урсуляк, Елена Панова, Артем Быстров, Марта Тимофеева, Александр Цема, Нелли Неведина / Премьера 6 апреля

Материалы по теме

  • Евгений Миронов побывал на Байконуре

    22 ноября 2016 / Редакция THR Russia

    Актер присутствовал на юбилейном запуске экипажа международной космической станции.

    Комментировать
  • Евгений Миронов и Алексей Леонов отпраздновали годовщину выхода в открытый космос

    20 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Легендарный космонавт и актер, сыгравший его в картине «Время первых», показали фрагменты фильма в городе Королёве.

    Комментировать
  • Создатели фильма «Время Первых» запустили благотворительную акцию

    29 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Чтобы быть героем, не обязательно летать в космос. Создатели фильма «Время Первых», который выходит в прокат 6 апреля 2017 года, запустили акцию в поддержку трех благотворительных фондов.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора