- Главная
- →
Культура- →
Чулпан Хаматова в проекте «Звезда» «Гоголь-центра»Чулпан Хаматова в проекте «Звезда» «Гоголь-центра»
Эвелина ГурецкаяTHR сходил на спектакль «Звезда», который посвящён судьбам и творчеству пяти великих русских поэтов ХХ века: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Михаила Кузмина и Владимира Маяковского.Одно из самых заметных событий года в «Гоголь-центре» - спецпроект «Звезда», посвященный судьбам и творчеству пяти великих русских поэтов ХХ века: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Михаила Кузмина и Владимира Маяковского. Когда он только «стартовал» - а было это весной прошлого года - придумавший этот проект Кирилл Серебренников был скуп на информацию: «В рамках проекта пять режиссеров поставят пять спектаклей о судьбах и творчестве пяти русских поэтов. Работать над воплощением проекта будут разные режиссеры, абсолютно разные художники. Каждый в своем жанре исследует Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Кузмина и Ахматову. Серия постановок сложится в пять лучей одной звезды в едином сценическом пространстве, созданном художником Галей Солодовниковой». И дальше предоставил полную свободу каждому из режиссеров. Посмотрев любой из спектаклей проекта, невольно вспомнишь строки Пастернака: «Талант – единственная новость, которая всегда нова».
Осипа Мандельштама, например, в свойственном ему жанре «исследовал» Антон Адасинский, один из лидеров европейского «физического театра», основатель питерско-дрезденской труппы DEREVO и обладатель премии «Золотая маска» в номинации «Новация». Режиссёр нашел, наверное, самый удачный ход, чтобы рассказать о Мандельштаме - «оживил» строки его стихов, построив весь спектакль на музыке, хореографии и стихах поэта. На одну из главных ролей в спектакле «Мандельштам. Век волкодав» режиссер пригласил Чулпан Хаматову и свой выбор обосновал так: «Мне понадобился человек с двойственным опытом — и театральным и пластическим… и чертами характера, я бы не сказал, что жесткими, но острыми. А Чулпан всегда, как заноза, вмешивается в процесс, и для меня был очень важен именно момент ее оригинальных свойств характера». Останется тайной, во что вмешивалась в процессе репетиций актриса, но созданный ею образ, точнее, сразу несколько образов, одно из самых сильных впечатлений от постановки.
Как заявлено в программке, она - «Душа гулящая, мать, тень, веревка». Но в первую очередь – жена, Муза, и вообще главная женщина в жизни и судьбе гениального поэта. Именно она, Надежда Яковлевна Мандельштам, сохранила для нас, для будущего стихи своего мужа, многие просто заучив наизусть. Поэтому в постановке два главных героя: Он, сам Поэт, который по воле режиссера предстает не только как Поэт, но еще и как «Глаз божий и червяк». И Она, Душа гулящая. А вместе с ними в качестве массовки на сцене будут присутствовать «Кости в колесе, 7 лет осталось, Козлы, Комсомольцы, Енисей, бугры голов, трудные Щеглы» - обретшие плоть строки из разных стихотворений поэта, артисты студии Кирилла Серебренникова. Они будут ходить по сцене, топтаться, смотреть на луну – и молчать. Ведь они – всего лишь строки, образы, созданные поэтом – и воплощенные на сцене Гоголь-центра «генератором парадоксальных идей» Антоном Адасинским. Постановка Адасинского о последних годах затравленного властью поэта, которого по ложному доносу отправили в лагерь, где в декабре 1938-го, под Владивостоком, он и умер. «Пожалуйста, не считайте меня тенью. Я еще отбрасываю тень. Но последнее время я становлюсь понятен решительно всем. Это грозно» - эти строки из письма Осипа Мандельштама, написанного в 1937 году, взяты эпиграфом к постановке. На сцене в самом начале появляются как будто из-под земли не люди, а словно восставшие мертвецы, горбатые, кривые, в полуистлевших одеждах. Мрачная картина почему-то невольно напоминает мир, созданный Алексеем Германов в его последнем фильме «Трудно быть богом». Когда эти сущности исчезают, из-под пола явится другое существо, мало похожее на человека. Худые голые ноги, обезумевший взгляд, полуистлевшее пальто и грязные бинты вокруг головы. Это он, Поэт, Глаз Божий, Червяк. Филипп Авдеев внешне невероятно похож на Осипа Мандельштама, гениального поэта, хрупкого человека, раздавленного челюстями «века-волкодава». Режиссер начинает свою постановку на такой высокой, бередящей душу ноте, что в созданном им мире психологически тяжело находиться, даже если ты смотришь на все происходящее из зала.
Музыка, написанная самим Адасинским в содружестве с композиторами Вячеславом Гайворонским и Романом Дубинниковым, словно тисками сжимает сердце. И лишь стихи, гениальные строки Мандельштама создают атмосферу надежды, потому и будут жадно слушать их и босоногие заключенные, и публика. Причем, сам Поэт не произнесет ни слова, стихи будет читать Она, его Душа, его Память. Изящная женщина с лицом ребенка, Чулпан Хаматова. К финалу к нам в ее лице словно вернется из небытия Надежда Мандельштам, которая 19 лет была женой поэта, в 42 года стала его вдовой… В этом спектакле множество смыслов, не все дано предугадать. Особенно сложно молодым, особенно тем, кто подзабыл историю страны – историю жизни поэта Мандельштама перед началом публике предусмотрительно поведают в фойе. У Гоголь-центра есть такая миссия – просветительская. И совсем не помешает перед походом на любой из спектаклей проекта «Звезда» перечитать стихи каждого из поэтов. В «Мандельштаме» без этой подготовки непросто будет разобраться в происходящем. Ведь за что, собственно, пострадал поэт? За то, что позволил себе роскошь не только писать стихи, но еще и читать их на публике!.. Не могла власть смириться с его смелостью, когда почти все творцы предпочитали эту власть обслуживать. Вот строки из одного из самых знаменитых стихотворений Осипа Мандельштама: «Горец», написанного в ноябре 1933 года: «Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны, а где хватит на полразговорца, там припомнят кремлевского горца..».
Помимо явных отсылок к историческим событиям не такого уж и далекого прошлого, есть в постановке и пугающие предупреждения о возможности их возвращения. В этом смысле и стихи Осипа Мандельштама звучат на удивление современно:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
В финале Душа гулящая, Чулпан Хаматова, в образе уже Надежды Яковлевны, читает ее последнее письмо мужу, Осипу Мандельштаму. Просто письмо, но в прочтении Чулпан Хаматовой оно оказывает столь сильное эмоциональное воздействие, что в зале какое-то время стоит абсолютная тишина.
На этом спектакле, как впрочем на любом из проекта «Звезда», не встретишь зрителя «случайного». По окончании, в фойе, обращала на себя внимание своими отрешенными лицами пожилая пара. «Я из того времени, - призналась спутница, пока супруг помогал ей одеться. - Мы увидели апокалипсис, это страшно. Но такие постановки очищают душу, возвращают нам память».
Материалы по теме
Рецензия: «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре»
09 ноября 2016 / Эвелина ГурецкаяСкандальный спектакль Кирилла Серебренникова с голыми артистами.
КомментироватьЗвезды на премьере фильма «Патерсон» в «Гоголь-центре»
09 февраля 2017 / Редакция THR RussiaРоссийский бомонд ознакомился с новым фильмом Джима Джармуша. По красной дорожке прошлись Рома Зверь, Анфиса Чехова, Семен Трескунов, Ирина Хакамада, Александр Паль и многие другие.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: