- Главная
- →
Культура- →
Иная реальность Саймона МакБерниИная реальность Саймона МакБерни
Эвелина ГурецкаяНа спектакле Встреча» знаменитого английского актера и режиссера Саймона МакБерни зрители, погружаясь в иную реальность, совершают удивительное путешествие во времени и пространстве.Потрясение, удивление, масса самых разных мыслей после просмотра спектакля The Encounter («Встреча») британца Саймона МакБерни — вот то немногое, что можно выразить словами. Два часа невероятного погружения в иную реальность подарили любителям театра два фестиваля — «Черешневый лес» и «Золотая маска», пригласив в Москву режиссера и актера Саймона МакБерни с его невероятным экспериментом на театральной сцене.
Волшебство начинается с первых минут, когда публика, рассаживаясь в зале театра «Мастерская Петра Фоменко», надевает наушники. В них голос, звучащий то в правом, то в левом ухе, просит каждого сделать тест. Без этих бинауральных наушников, как станет ясно впоследствии, не было бы никакого волшебства. На сцене Саймон один — в окружении множество пластиковых бутылок с водой (в течение представления он опустошит значительную их часть — работает с немыслимой отдачей). И еще микрофон в виде головы стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Этот микрофон, да еще невероятный голос артиста с меняющимся тембром, записи звуков джунглей, его разговоров с маленькой дочкой в лондонской квартире или чьих-то воспоминаний переносят зрителей-слушателей в разные миры. Порой кажется, даже в разные измерения.
Свой моноспектакль артист поставил по книге румынского писателя Петру Попеску «Лучезарная Амазонка». В основе книги — реальная история американского фотографа Лорена Макинтайра, который отправился в 1969 году в джунгли Амазонки по заданию журнала National Geographic на поиски южноамериканского племени майоруна. Увидев первых представителей этого племени, фотограф так увлекся съемками, что потерялся в джунглях и был вынужден остаться жить среди аборигенов. Телепатическое общение с вождем племени, в которое фотограф долго не мог поверить, стало для него единственным источником информации для понимания происходящего. Именно эта встреча стала для него главным событием жизни, перевернув представление цивилизованного и достаточно образованного человека о времени и пространстве. Вместе с индейским племенем фотограф совершил путешествие «к началу времен»: индейцы майоруна воспринимают время как поток, куда можно при определенных условиях возвращаться.
Эта история, описанная в книге Попеску, стала для МакБерни поводом поразмышлять о пространстве и времени, используя самые современные звуковые технологии. Эзотерики и мистики утверждают, что понятие времени условно. Оно вовсе не линейно, как принято считать, нет ни вчера, ни завтра, и поэтому каждый может перемещаться как в прошлое, так и в будущее. Немногие избранные владеют этим искусством, их называют ясновидящими. Но, в принципе, овладеть этим может каждый. Вот в чем главный смысл спектакля: все внутри нас. Не зря критики назвали спектакль Encounter (в русском переводе «Встреча») прогулкой по мозгу.
Звучащая реальность у Саймона МакБерни оказывается не менее яркой и разнообразной, чем увиденная. Звук создает в воображении каждого зрителя картины, которые оказывается, эмоционально могут воздействовать даже сильнее, чем изображение. Во время спектакля то и дело хотелось обернуться — казалось, артист стоит возле тебя, то позади, то справа, то слева, и его голос звучит только для тебя. А порой невольно отмахиваешься от жужжащих над ухом комаров, которые, по замыслу, облепили в джунглях путешественника-фотографа. Два часа магии, о которой его создатель высказался так: «Я стараюсь погрузить вас в ситуацию, когда вы с помощью только театральных средств приходите в некое галлюциногенное состояние, чтобы вы смогли прочувствовать относительность реальности и немного иначе посмотреть на мир». Невольно вспомнишь Касатенду с его описанием встречи со старым индейцем Доном Хуаном и их совместные путешествия в неизведанное.
Конечно, можно быть реалистом: высокие технологии способны создать сегодня любую реальность. Но ведь надо было соединить их с невероятной историей. Заставить зрителей поразмышлять над самыми важными вопросами бытия, то проходя немыслимые испытания вместе с потерявшимся в джунглях фотографом, или вместе с индейцами майоруна спасаясь от наступления цивилизации, или вслушиваться в ночные разговоры Саймона МакБерни с маленькой дочкой. «Саймон сделал из моей книги монолог, — поделился однажды своими впечатлениями от спектакля писатель Петру Попеску. - Я видел его фильмы и спектакли до этого, так что ожидал чего-то необыкновенного. Но я не думал, что приду в театр и мне наденут наушники. Знаете, я был в Амазонии. Там жарко, полно насекомых, кажется, что они залезают в ваш мозг. И ровно это я почувствовал, сидя в кресле на спектакле Саймона. Я был поражен. Это самый невероятный спектакль из всего, что я когда-либо видел». Наверное, многие зрители с ним согласятся. Во всяком случае, когда на сцене постепенно погас свет, артист ушел вглубь, в темноту, в зале еще какое-то время была абсолютная тишина. И лишь потом — взрыв аплодисментов.
Надо отдать должное Саймону МакБерни не только за его талант. По окончании спектакля он счел нужным обратиться со словами благодарности к своей команде, всем, кто вместе с ним осуществил задуманное им представление. Британец Саймон МакБерни — актер, драматург и режиссер, один из самых авторитетных новаторов современного театра. Увлечение МакБерни вопросам человеческого разума и сознания началось почти два десятилетия тому назад, с пьесы «Мнемоник» — о соотношении человеческой памяти с истоками личности. Именно эту тему режиссер продолжает исследовать в своих постановках последних лет, в том числе и в спектакле The Encounter. Не удивительно, что среди зрителей было много узнаваемых лиц — от российских театральные деятелей, среди которых Евгений Миронов и Ингеборга Дапкунайте, Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая, до персон из шоу-бизнеса и серьезных бизнесменов. Роман Абрамович, похоже, и вовсе стал поклонником «Черешневого леса», появляясь на самых заметных событиях этого фестиваля.
Материалы по теме
Итоги фестиваля «Черешневый лес»
30 мая 2017Триумфаторами премии «Черешневый лес» стала семья Янковских.
Комментировать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: