Михаил Ефремов в спектакле «Амстердам» в театре «Современник»

Михаил Ефремов в спектакле «Амстердам» в театре «Современник»
Михаил Ефремов

В театре «Современник» - премьера по новой пьесе «Парад» (2016) классика современной драматургии Александра Галина. Правда, спектакль идет под иным названием – «Амстердам», по названию места, где происходит действие. Премьеру эту ждали с нетерпением – она была заявлена на конец прошлого года. Ожидание подогревало еще и участие в этой постановке Михаила Ефремова, который на театральных подмостках давно не появлялся. Но режиссеру-постановщику Сергею Газарову удалось-таки его уговорить. Все-таки именно здесь начинал он свою творческую карьеру как руководитель Театра-студии «Современника». Хотя, возможно, решающую роль сыграл сам материал – очень уж он подходил его натуре и давал возможность передать суть характера русского человека.

Александр Галин давно зарекомендовал себя знатоком русской ментальности. Это по его сценарию Павел Лунгин снял фильм «Свадьба». Еще раньше сам Галин по собственной же пьесе снял невероятно популярную в прошлом картину «Плащ Казановы» с великолепной Инной Чуриковой. Большинство своих пьес он называет комедиями. Но это всегда грустные комедии. «Парад» - не исключение. Завершив пьесу, драматург дал ее прочитать своему другу, актеру и режиссеру Сергею Газарову. Тот сразу же решил ее поставить, причем, именно в «Современнике» и непременно с Михаилом Ефремовым в главной роли. Так все звезды и сошлись.

Евгений Павлов и Михаил Ефремов

«Парадом» драматург назвал пьесу по событию, которое зрители не увидят, но о котором постоянно будут говорить действующие лица. Это гей-парад, который проходит под окнами отеля в Амстердаме, где остановился состоятельный гражданин  из российской провинции по фамилии Скворцов. И этот Скворцов, преуспевший в жизни и знающий ей цену, торжественным маршем, во всеоружии выступил против недопустимых, по его мнению, свобод, которые расцвели пышным цветом на Западе. И Бог бы с ними, но ведь эта вседозволенность способна развратить его единственного сына, которого он отправил учиться в Лондон. Сынок уже пожелал непременно побывать в Амстердаме, на гей-параде. Живущая с ним мамаша, жена Скворцова, не могла сыну отказать. Сюда, в Амстердам, и приехал Скворцов , чтобы на пару дней воссоединиться с семьей.

Это краткое изложение сюжета. Остальное - те перипетии, которые случились с господином Скворцовым (Михаил Ефремов), его супругой Ларисой (Алена Бабенко), их отпрыском Виктором (Шамиль Хаматов) и его экстравагантным другом по имени Долорес (Евгений Павлов, артист театра им. Вахтангова). Спектакль, как и пьеса, следует правилам классических «трех единств» в драматургии: единство действия, места и времени. Все происходит с небольшой группой лиц, в номере гостиницы - декорации неизменны, и в течение одного дня меняются лишь костюмы  героев. На протяжении всего спектакля публика хохочет, а вот к концу невольно загрустит. Вместе с главным героем – и главным лицом самого спектакля, неподражаемым Михаилом Ефремовым. Однажды он признался, что театр любит больше, чем кино: «Кино - это искусство режиссера, а театр - это искусство актера. Живого актера заменить невозможно». Как невозможно, кажется, никем заменить в роли Скворцова самого Михаила Олеговича с его уникальным даром через комедийные образы передать глубину драмы и даже трагедии героя. На нем держится весь спектакль, хотя не в чем упрекнуть ни одного из его партнеров. Алена Бабенко в роли жены Скворцова Ларисы  очаровательна и органична. Евгений Павлов – Долорес так достоверно изображает гея, так великолепно не просто двигается, но и отплясывает на высоченных каблуках, что просто диву даешься. Но все-таки именно Михаил Олегович здесь главный.

Михаил Ефремов и Алена Бабенко

Александр Галин главным конфликтом своей пьесы сделал столкновение двух мировоззрений - нашего, исконно русского, и западноевропейского, иронически  его осмыслив. Где «наш непростой российский человек» попросту не готов принять их ценности, главная из которых – свобода личности. У нас пока иные ценности главенствуют, и в этом смысле показателен монолог главного героя :  \«Деньги и власть. Из-за них, родимых, даже брат на брата с кайлом пойдет. А если ты, допустим, сказал: "Ребята, все забирайте!" - тогда да, ты свободен. Но только свободен от себя лютого. Кому ты нужен  без денег и власти? Спалили тебе мозги, Долорес, этой Libertad… Свобода… Посмотри вокруг. Кто свободен? Свободен хищник. Потому что он сильный. А остальная живность, - как она может быть свободна, если ее жрут?». Как он может мыслить по-иному, если живет в мире, где по меткому замечанию Константина Райкина, «надо быть или богатым, или знаменитым, чтобы к тебе относились так, как в цивилизованных странах относятся к каждому». Сын Скворцова, живущий в Европе,  уже почувствовал это. А вот отец  только чуть к этим ценностям приблизился, всего лишь день пообщавшись с ним, с его молодыми друзьями, русскими, кстати, но живущими в Европе. И оказался способен понять, что главное – это, все-таки, всегда оставаться человеком и научиться принимать других такими, какие они есть. Только тогда возможно взаимопонимание между людьми. Нам как нации до этих ценностей еще иди и идти.  Вот и Скворцов не готов переселиться в благополучную Европу, хотя на Родине будущее у него весьма туманно.

Режиссер Сергей Газаров представил зрителям практически фарс, в котором правит классическая «комедия положений». Ему вместе с соавторами (сценограф Алла Кожевникова, композитор Алексей Айги и хореограф Александр Мацко) удалось не переступить ту тонкую грань, которая отделяет китч как элемент театральной эстетики от пошлости. «Амстердам», безусловно, станет одним из аншлаговых спектаклей театра «Современник», который всегда славился демократичностью своих постановок. Ну, а имя Михаила Ефремова на афише привлечет на него даже самых утонченных  ценителей высокого искусства.

Михаил Ефремов

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus