My Name Is Prince: уникальная выставка к юбилею артиста

My Name Is Prince: уникальная выставка к юбилею артиста
Принс

7 июня 2018 года титану фанка, легендарному музыканту, певцу и композитору Принсу Роджерсу Нельсону исполнилось бы 60 лет: он родился 7 июня 1958 года в Миннеаполисе, штат Миннесота, США.

Разумеется, THR не мог обойти стороной такое знаковое событие и решил отправиться в Амстердам, город, где состоялось самое первое выступление артиста на территории Европы (29 мая 1981 года) и где в данный момент проходит выставка My Name Is Prince (прим. — так называется песня артиста 1992 года). Экспозиция, охватывающая многолетний творческий путь Принса, начавшийся с его дебютного альбома For You (7 апреля 1978 года), открылась 8 марта и закончит свою работу 5 августа этого года.

Что же связывало Принса со столицей Нидерландов? Об этом мы расскажем вам ниже в нашем эксклюзивном материале.

1981

Принс (Амстердам, 1981)

Амстердам, 29 мая 1981 года (пятница). Начало первого европейского турне молодого исполнителя. Принса поселили в отель Sonesta. Сейчас он называется Renaissance (мы нашли это тихое, уютное место на улице Kattengat 1, связались с администрацией, но, к сожалению, люди, работавшие там в 80-е, уже давно вышли на пенсию).

Справка о приезде Принса в Амстердам

Этот день выдался непростым для 23-летнего Принса: тесное общение с прессой, длительная репетиция и, наконец, само выступление в престижном ночном клубе Paradiso в 22:30 со своей группой — Дез Дикерсон (гитарист), Андре Симон (бас-гитара), Бобби Зи (ударные), Мэтт Финк и Лиза Коулман (клавишные).

Нам захотелось побольше узнать о тех днях из жизни Принса в Амстердаме, и мы познакомились с нынешним менеджером Paradiso Кеем Си. Он поведал о том, что в 19-м веке их заведение на улице Ветерингсанс 6-8 было церковью, но к 1967 году местные хиппи облюбовали это место и превратили его в площадку для дерзких музыкальных экспериментов. За прошедшие десятилетия место обрело большую популярность благодаря концертам Pink Floyd, The Rolling Stones, Nirvana, U2, The Police и многих других музыкальных гуру.

Paradiso

«Когда он приехал к нам в 81-м, мама не разрешила мне идти на его концерт, аргументируя тем, что этот артист слишком провокационный и может оказать негативное влияние на мою неокрепшую юношескую психику. Впервые я увидел его в 95-м в том же Paradiso, а в 2013-м уже лично сам занимался организацией его шоу с группой 3rdEyeGirl, проходившего у нас 11 августа», — вспоминает Кей о первом визите Принса.

Позднее мы ещё вернемся к разговору с Кеем, а теперь несколько слов от местного фотографа Кеса Табака, присутствовавшего на концерте Принса в 81-м и известного по сессиям с Лу Ридом, Томом Уэйтсом, Мадонной и другими звёздами:

Принс (Амстердам, 1981)

«Принс был неотразим. Он — истинный виртуоз. Его хотя бы раз нужно увидеть вживую. Та степень свободы и провокации, которая исходила от него на сцене, будоражила воображение публики. Мы, голландцы, народ достаточно рассудительный, но откровенности такой степени ранее ещё не видывали. То, что он вытворял с гитарой и микрофоном, исполняя Partyup и I Wanna Be Your Lover, трудно поддается описанию. Когда шоу закончилось, я был единственным фотографом, которому позволили сделать серию закулисных снимков с Принсем. Его менеджеры дали мне буквально 5 минут, так что пришлось импровизировать на ходу. И, конечно же, я безумно рад, что сумел запечатлеть те неповторимые моменты на свою камеру».

Принс на сцене (Амстердам, 1981)

А теперь несколько комментариев от журналиста Майка Боскампа, который брал интервью у певца в 81-м: «В октябре 80-го вышел Dirty Mind (прим. - третий альбом музыканта), который, на мой взгляд, был самым дерзким проектом Принса на тот период. Достаточно лишь внимательно вслушаться в его лирику и всё станет понятно. От себя могу лишь добавить, что никакой звёздной болезни в этом скромном парне из Миннеаполиса я не заметил, хотя в печати уже тогда появилась весьма положительная рецензия от „Rolling Stone“, опубликованная 19 февраля 81-го».

Сам же Принс высказался следующим образом об Амстердаме: «Этот первый визит в Европу обогатил мои чувства и мысли. Здесь, в отличие от Америки, мой репертуар никто намеренно не притормаживает. Музыка в США сейчас слишком однообразная. В Европе, как мне кажется, люди несколько иные. Музыканты в Амстердаме более открыты ко всему новому, что происходит в мире искусства.

Я не особо люблю давать интервью, так как мои слова часто неправильно интерпретируют. Что прессе может быть интересно в человеке, который почти 24 часа в сутки проводит на студии? Мой временной цикл не похож тот, к которому все привыкли. Для меня самое плодотворное время — ночь.

Когда я создаю песни, то всегда опираюсь на личные ощущения и импульсы. Настоящий музыкант должен найти свой собственный голос во что бы то ни стало. Мой визуальный стиль и поведение на сцене часто приводит публику в шок, но именно этим я отличаюсь от других. Я всегда стремлюсь к переменам и не боюсь пробовать новые вещи. Терпеть не могу монотонность. Мне всё равно, что обо мне думают другие. Главное, что я думаю о себе сам.

Моя аудитория состоит из людей самых разных национальностей и цель моей музыки — всеобщее единство. Мне бывает крайне интересно, когда молодые люди подходят ко мне после окончания концерта и говорят, что моя музыка заставила их как-то иначе посмотреть на жизнь. В такие моменты осознаешь, что двигаешься в правильном направлении.

Менеджеры Warner Bros поговаривают, что со временем я смогу себе позволить собственный замок (прим: Принс, как все гениальные личности, уже тогда предсказал появление своего знаменитого имения Paisley Park, возведенного в середине 80-х). Но пока я свободен и ни к чему такому особо не тяготею».

1986

В 86-м году Принс вновь приехал в столицу Нидерландов, но в этот раз его визит носил более частный характер. О том, что происходило с артистом во время этого краткосрочного приезда, мы узнали со слов Майка Боскампа: «Принс сильно изменился за пять лет с нашей последней встречи: его волосы были аккуратно уложены гелем, глаза скрыты под дорогими брэндовыми очками, а имидж молодого бунтаря кардинально сменился вычурным стилем истинного аристократа.

Принс (1986 год)

Это ничуть неудивительно, ведь в 84-м во всех кинотеатрах США с триумфом прошла картина Purple Rain. Тогда Принс получил «Оскар» за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму» и в одночасье превратился в знаменитость. Я сразу ощутил разницу: он стал более закрытым и мне приходилось очень осторожно подбирать свои слова в его присутствии. Исчезла та легкая непосредственность, которая была между нами в 81-м. Я будто уже общался не с Принсем, а с Кристофером Трейси (прим. — роль, которую музыкант исполнил в фильме Under the Cherry Moon 86-го года). Мы сели в роскошный лимузин и всю поездку я исполнял роль его личного гида, знакомя артиста с самыми классными ночными клубами Амстердама. В тот день мне почему-то показалось, что от него исходит изысканный аромат Green Irish Tweed от парфюмерного дизайнера Oliver Creed, но я не решился спросить об этом. Как потом выяснилось, я оказался прав. После этого дня мы больше не виделись».

1995

Принс (Амстердам, 1995)

25 и 26 марта 95-го музыкант дал два ошеломительных концерта в Paradiso с новой группой New Power Generation, где на сцену с ним выходили Майте (танцовщица и будущая жена певца), Томми Барбарелла и Моррис Хейз (клавишные), Сонни Т (бас-гитара) и Майкл Блэнд (ударные). По сравнению с 81-м годом, полуторатысячный зал клуба был забит до отказа.

Стоит упомянуть, что в 1993 году у Принса начались трения с Warner Bros. Они всячески пытались контролировать творчество музыканта и в знак протеста артист перестал использовать имя, данное ему при рождении, объявив всем, что отныне к нему следует обращаться только как к непроизносимому символу, значение которого было понятно лишь ему самому:

Символ Принса (1995)

Как всё происходило 25 и 26-го нам рассказали представители Housequake, одного из крупнейших фан-клубов Принса в Нидерландах: «Два вечера подряд в Paradiso“царило полное безумие. Сумасшедшие танцы Майте завели всех зрителей и даже сам артист озвучил реплику, что ещё немного и концерт будет принадлежать только ей. В перерыве между песнями его пурпурное высочество с иронией произнёс со сцены: „Принс мертв и только сотрудники WB придерживаются другого мнения“. Все прекрасно понимали, через что он проходит, и толпа единогласно поддержала его криками: „К черту Warner Bros!“

Билет на концерт Принса (Амстердам, 1995)

2011

Клуб Melkweg

25 и 26 июля 2011 года фанаты Принса с нетерпением ждали его появления на подмостках культового клуба Melkweg. Во время этих полуночных шоу артист вместе с очередным составом New Power Generation (Джон Блэкуэлл — ударные, Ида Нильсен — бас-гитара, Моррис Хейз и Кассандра ОʼНил — клавишные, Энди Элло — гитара и вокал, Шелби Джи — вокал) исполнял как свои старые проверенные хиты (Kiss, Strange Relationship, Little Red Corvette), так и менее мейнстримовые композиции (Beautiful Strange, Calhoun Square).

По наблюдениям людей из группы Housequake, происходящее на сцене носило весьма сумбурный характер: „Многие из нас ещё не совсем отошли от ужасной новости — за пару дней до концерта ушла из жизни 27-летняя британская певица Эми Уайнхаус. Думаю, что Принсу было нелегко выступать в тот вечер, ведь он ценил её талант и в 2007 году даже исполнил с ней ‚Love Is A Losing Game‘ в лондонском клубе IndigO2, взяв на себя гитарную партию. 23 июля в день гибели Эми, Принс и его подруга Энди Элло записали акустическую вариацию этой песни, а уже 25-го Энди сама спела её на сцене Melkweg.

Принс в клубе Melkweg (Амстердам, 2011)

Незадолго до приезда в Амстердам, Принс успел пообщаться с некоторыми представителями европейской прессы в рамках своего обширного международного турне Welcome 2 (2010-2012): «Мы живем в непростое время, когда гастроли приносят артистам намного больше прибыли, нежели продажи их альбомов. Я не вижу в этом для себя никакой проблемы, так как всегда тяготел к живому звуку и сцена для меня — второй дом. Мои музыканты могут подтвердить, что временами я могу быть чересчур требовательным, ведь иногда приходится репетировать по 300 песен, но вместе с тем они прекрасно понимают, что всё, в конечном итоге, делается ради искусства.

Я — перфекционист, уж если с кем и соревнуюсь, так это скорее всего с самим собой, а точнее с тем, что было достигнуто мною в прошлом. Если воспринимать каждый концерт как последний, то тогда и выкладываться нужно по полной. По-другому никак. Этот важный урок я усвоил ещё в юности, просматривая бесчисленное количество раз кассеты с живыми выступлениями группы Sly & The Family Stone. Они задали всем музыкантам высокую планку и нужно всеми силами стараться ей соответствовать».

2013

Афиша Принса и 3rdEyeGirl (Амстердам, 2013)

11 августа 2013 года — это был самый последний раз, когда Принс выступал в Paradiso со своей новой группой 3rdEyeGirl (Ида Нильсен — бас-гитара; Ханна Форд — ударные; Донна Грантис — гитара). Возвращаемся к нашей беседе с менеджером клуба Кеем: «В тот день он наотрез отказался от посещения местных музеев, хотя сам же предварительно об этом просил, и всю свою неуёмную энергию направил на настройку и подготовку музыкальной аппаратуры. Было сюрреалистично видеть в его руках оригинальную гитару, на которой Принс зажигал в 80-м, исполняя песню Why You Wanna Treat Me So Bad? (прим. — инструмент был выполнен руками Чарльза Орра, талантливого мастера из Миннеаполиса).

Принса в Paradiso (Амстердам, 2013)

Признаться, мы были несколько удивлены, когда во время обеденного перерыва увидели Принса, азартно играющего в пинг-понг с нашими молодыми техниками. Разумеется, у них не было ни единого шанса выиграть, так как все знали, что он мастерски владеет этой игрой. Единственное, что меня огорчило, так это то, что Nothing Compares 2 U и ещё несколько песен, прекрасно отыгранных им на репетиции, так и не прозвучали на самом шоу, но в этой непредсказуемости и есть весь Принс. Тем не менее, наши зрители всё равно не были разочарованы. Пиковым моментом выступления, безусловно, стало исполнение Let's Go Crazy в утяжеленной роковой манере. После концерта никто не хотел расходиться. Всем хотелось продлить то невероятное состояние, которое возникает только при соприкосновении с настоящей живой музыкой».

2014

Публика в ожидании героя (Амстердам, 2014)

25 мая 2014 года. Место действия: стадион Ziggo Dome. Финальный визит Принса и 3rdEyeGirl в столицу Нидерландов. В этот раз к группе присоединились Джошуа Уэлтон (муж Ханны Форд — клавишные, вокал), Кассандра ОʼНил (клавишные) и Марисса Джек (вокал). С момента первого визита музыканта в Амстердам прошло ровно 33 года (29 мая 1981 года). В этот раз на мастера пришли посмотреть 17000 человек. Концерт начался в 20:30 и длился два с половиной часа. Своими впечатлениями с нами решила поделиться Ташика, одна из почитательниц Принса, с которой мы познакомились на выставке My Name Is Prince: „Ты можешь себе представить реакцию толпы, когда мы увидели его подъезжающим к служебному входу не на каком-нибудь навороченном лимузине, а на простом велосипеде, подобно самым обычным жителям нашего города. Вот это я понимаю класс!

Принс на велосипеде (Амстердам, 2014)

Выступление прошло на одном дыхании. От него исходила такая бешеная энергетика, которую вряд ли сейчас увидишь у современных исполнителей, и не забывайте, что Принсу на тот момент уже было 56 лет.

Больше всего меня впечатлило то, с какой легкостью он миксовал свои классические хиты из 80-х (Take Me With U, U Got The Look, Controversy) с более современными композициями (Plectrumelectrum, Funknroll, Fixurlifeup). Из него мог бы получиться очень крутой DJ.

Последнее прощание (Амстердам, 2014)

И, конечно же, апофеозом шоу стало грандиозное 12-минутное исполнение Purple Rain, во время которого между Принсем и залом воцарилось полное единение: падающие конфетти, мерцающий свет огней, мощь его гитары, дружное подпевание многотысячной толпы — такое зрелище забыть невозможно. Мне кажется это было его своеобразное прощание с Амстердамом: когда уже действие подходило к концу, он в последний раз вышел на сцену, держа в руках пурпурные воздушные шары, и медленно стал запускать их в небо. Какой же это был незабываемый финал!»


2018

Выставка My Name Is Prince (Амстердам, 2018)

Выставка My Name Is Prince (Амстердам, 2018)

8 марта 2018 года, после весьма успешного дебюта в Лондоне (c 27.10.2017 по 07.01.2018), в Амстердаме была торжественно открыта выставка My Name Is Prince. Для проведения мероприятия было выбрано здание Beurs van Berlage, в котором 2 февраля 2002 года проходила гражданская церемония свадьбы короля Виллема-Александра и Максимы Соррегьеты.

Уэйн Моен

Организаторы экспозиции посоветовали нам начать осмотр My Name Is Prince не с основной секции, а с VIP-зала, специально подготовленного двумя влиятельными предпринимателями и преданными почитателями артиста для голландской публики. В день посещения нашим гидом стал Уэйн Моен — прекрасный эксперт по творчеству Принса, музыкант и лидер голландской трибьют-группы The New Power Revolution.

Со знанием дела Уэйн представил нам оригинальный микшерный пульт артиста, на котором он создавал такие памятные песни, как Sign of the Times, Housequake, Adore и многие другие. Он также продемонстрировал красочные концертные костюмы и сценическую обувь из необъятного гардероба Принса и некоторые музыкальные инструменты, но чего мы уж точно не ожидали, что Уэйн нам позволит, предварительно экипировав нас белоснежными перчатками, на долю секунды подержать в руках знаменитую акустическую гитару Custom Purple Taylor 612 CE, на которой Принс играл во время The Art of Musicology в 2004 году.   

Перед тем, как попрощаться, Уэйн подготовил для нас небольшой сюрприз: мы посмотрели видео из живого концерта Принса в Лондоне в 2007 году, где он исполнял Controversy и Purple Rain. Это было впечатляюще. Выражаем мистеру Моену искреннюю благодарность за такой познавательный экскурс.

После VIP-зала мы перешли в главную экспозицию, где было представлено внушительное количество раритетных экспонатов с 1978 по 2016 годы: билет с самого первого выступления Принса в Миннеаполисе 5-го января 1979 года, его личные блокноты, пластинки, наброски с текстами песен, призы с многочисленных церемоний (больше всего запомнилась серебристая статуэтка с астронавтом, которую артисту вручили MTV Video Music Awards в 1992 году за клип Cream в категории «Лучшее танцевальное видео», страницы из сценария к фильму Purple Rain, наряды из таких фильмов, как Under the Cherry Moon (1986) и Graffiti Bridge (1990) и многие другие уникальные артефакты.

Билет на концерт

Награда MTV

Костюм из Raspberry Berret

стенд Purple Rain

Очки из эпохи 3rdEyeGirl (2014)

Мы и представить себе не могли, что когда-нибудь доведется вживую увидеть психоделический костюм из клипа Raspberry Berret (1985), но по контрасту с этими положительными эмоциями не может не возникнуть чувство глубокой печали, когда взгляд случайно переходит на темно-фиолетовый наряд с таинственным космическим принтом вращающихся лун, в котором Принс последний раз в жизни вышел на сцену. Это случилось 14 апреля 2016 года в Атланте, штат Джорджиа, где музыкант продвигал свой новый тур Piano and a Microphone Tour.

На выходе нас встретил менеджер выставки Пол Костер. Вот, что он поведал: «Когда мы узнали, что My Name Is Prince переезжает из Лондона в Амстердам, то загорелись желанием привнести в неё что-то новое и, может быть, даже расширить её. Вот так у нашей команды возникла креативная идея с VIP-залом. Если бы на данный момент не было препятствий, существующих между Paisley Park и другими легальными правообладателями контента Принса, мы бы с удовольствием поделились с нашими посетителями отличной коллекцией живых выступлений артиста.

Но, к сожалению, пока у нас на руках лишь только официальные клипы. Так что любые параллели с выставкой David Bowie Is мне кажутся необоснованными, так как у создателей из Великобритании и у самого Боуи, который на тот момент ещё был жив, не имелось стольких ограничений, с которыми нам пришлось столкнуться после внезапного трагического ухода Принса. Но как бы там ни было, мы довольны и тем, что у нас есть. Выставка My Name Is Prince“закончится 8-го июня, но сейчас мы ведем переговоры с Paisley Park по поводу её продления, так как интерес публики к легендарному музыканту только возрастает. Нас ежедневно посещают люди из самых разных уголков мира. Время от времени среди них встречаются даже те, кто лично знал Принса при жизни, будь то Ида Нильсен или же Энди Элло, которая во время недавнего посещения VIP-зала, увидев гитару, на которой она играла вместе с Принсем в клипе Rock'n'Roll Love Affair (2012), не смогла сдержать слёз. На этой выставке каждый может открыть для себя что-то новое о Принсе и прикоснуться к его богатому творческому наследию».

Гитара Энди Элло

Cнимок с Принсем (2012)

Сидя в вестибюле отеля InterContinental, в котором музыкант любил останавливаться в Амстердаме, и подводя итоги нашей поездки, кажется вполне логичным завершить этот юбилейный материал интересной цитатой Принса, которую мы обнаружили на одном из стендов выставки My Name Is Prince:

«Мне нравится создавать музыку. Только ею я и живу. Музыка — нечто духовное. Если ты будешь вкладывать в неё всю свою душу, то другие люди это обязательно почувствуют».

Снимок из финального концерта Принса (Атланта, штат Джорджиа — 14 апреля 2016 года)

Материалы по теме

  • В честь певца Принса назвали оттенок

    15 августа 2017 / Редакция THR Russia

    Фиолетовый оттенок в честь хита Принса «Purple rain» увековечен в Pantone.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus