Не спать! «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в театре им.Пушкина

Не спать! «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в театре им.Пушкина
Сцена из спектакля

Не самая популярная, да что там, просто малоизвестная у нас пьеса Бертольда Брехта «Барабаны в ночи» заиграла  яркими красками, стоило к ней прикоснуться талантливому режиссеру. Юрий Бутусов, художественный руководитель питерского театра имени Ленсовета, стал знаменитым после первой  же своей постановки в 1996 году. Его дипломная работа «В ожидании Годо» Беккета получила сразу две «Золотые маски» - от жюри и от критиков. На сегодняшний день за плечами у режиссера бессчетное количество спектаклей, как в России, так и за рубежом. Его любят зрители и критики. По меткому замечанию одного из журналистов, «если бы Бутусов взялся за постановку телефонной книги, и тогда был бы аншлаг». Фирменный стиль режиссера – удивительно красивая форма любого спектакля.  Это настоящий зрелищный театр, в котором сосуществуют лирика и драма, фарс и трагедия, цирк и клоунада. И всегда много музыки и пластики.

Казалось бы, что можно сделать с короткой пьесой явно социальной направленности, сюжет которой незамысловат: солдат ушел на войну и не вернулся. Четыре года ждала его невеста, и наконец решилась выйти замуж за успешного фабриканта. Объявлена помолвка, а он, солдат Андреас Краглер, вдруг вернулся живым и невредимым. Он никому не нужен, даже невесте Анне, которая ждет ребенка от нового жениха . Солдат потерян, не понимает, как жить дальше, и отправляется в кабаки, к проституткам, в кварталы, где бушуют революционно настроенные пролетарии. И почти готов примкнуть к революционерам, но Анна пускается следом, и он забывает о высоких идеях, предпочитая им личное счастье. Даже готов принять чужого ребенка и жить спокойной жизнью обывателя.

Фото: Галина Фесенко

Эту историю по пьесе, которую  20-летний Бертольд Брехт считал своей неудачей, Юрий Бутусов сумел превратить в зрелищный спектакль «на все времена». На сцене – явно пространство кабаре. Застыли в разных позах артисты, одетые в яркие, порой даже вызывающие костюмы. И вот они оживают. Перед зрителями – крупный мужчина с окровавленным лицом. Это отец Анны, Карл Балике (Алексей Рахманов). Почему весь в крови? Оказывается, просто порезался во время бритья. За столиком – крупная дама в мужском костюме, с выбритым затылком и перекинутой через  плечо косой - мать Анны, Амалия Балике (Иван Литвиненко). В центре – главное действующее лицо, тот самый солдат, не вернувшийся пока еще с фронта, но уже присутствующий на сцене.  Он в белом  подвенечном платье «не первой свежести» . Это Андреас Краглер (Тимофей Трибунцев), очевидно, как образ, хранимый в памяти его невестой Анной (Александра Урсуляк) . При этом по ходу действия «образ» то и дело отпускает комментарии, что придает спектаклю дополнительный комический эффект.  

Брехт назвал свою пьесу комедией. В числе главных героев еще и плотного сложения мужчина в лаковых штиблетах, черном солидном костюме и с набеленным лицом – Фридрих Мурк (Александр Матросов), фабрикант, выбившийся в люди из разнорабочих, нынешний жених Анны. Из второстепенных действующих лиц больше всего запоминается конферансье (Анастасия Лебедева). Хрупкая девушка в мужском костюме с прилизанными белыми волосами, которая комментирует происходящее, а также регулярно объявляет антракты  при смене декораций и костюмов. Артисты переодеваются часто. Мужчины примеривают на себя женское платье, и наоборот. И в этом нет никаких подтекстов, уверят режиссер. Это театр. «Это такой стиль, такой язык, когда есть некая масочность – маска дает отстранение, и мы с этим работаем, конечно. Мы ищем переходы от человека к роли, и обратные переходы», – поясняет Юрий Бутусов. Так что не стоит удивляться, когда Андреас Краглер, уже не плод воображения невесты, а живой солдат, вернувшийся, оказывается, не с фронта, а из африканского плена, где он и провел четыре года, будет одет уже в поношенный костюм. А потом предстанет и вовсе голым, с ног до головы измазанным черной краской. Очевидно, чтобы было понятно, что прибыл из Африки.  И к тому же так будет нагляднее показать обнаженность души «маленького человека», который для окружающих не более чем «прах под ногами».

Фото: Галина Фесенко

На эту роль пригласили из театра «Сатирикон» талантливейшего Тимофея Трибунцева. Кстати, Гильдией киноведов и кинокритиков он был признан лучшим артистом года за роль в фильме Николая Досталя «Монах и бес». Именно он – центральная фигура спектакля как противопоставление окружающему его миру благополучных буржуа, для которых война стала средством обогащения.  Но если в пьесе Брехта это четко выражено, то в спектакле Бутусова все-таки больше лирики. Сам режиссер признался: «Это одна из моих любимых пьес, просто она очень хорошая, она очень красивая и романтичная. И социальная». Но акцент сделал именно на истории любви.  К чему, однако, приведет эта любовь человека, восставшего было против несправедливого устройства мира? Ответ режиссер-постановщик даст самой последней сценой своего спектакля, и он будет неожиданным для многих.

В спектакле много музыки, разной, отобранной для постановки самим режиссером. Разумеется, постоянно присутствуют барабаны, которые звучат то бравурно, то тревожно. И вообще здесь много всего: то слышен голос Марлен Дитрих, то звучат стихи Пастернака. А то – развеселые мелодии типичного кабаре. Для сомневающихся, что это и впрямь кабаре, время от времени раздается по громкоговорителю: «Фридрихштадт Палас» - и тотчас гремит зажигательная мелодия, актеры пускаются в пляс, чтобы через пару минут застыть как ни в чем не бывало и вернуться к своим ролям. «Фридрихштадт Палас» - старейший  театр в Берлине. Но кто-то непременно вспомнит знаменитое кабаре времен ГДР с тем же названием, которое частенько наведывалось в Москву и именовалось  тогда мюзик-холлом. Хотя у Бертольда Брехта действие происходит пусть и в Берлине, но осенью 1918 года, когда этого мюзик-холла попросту не существовало. Да разве это имеет значение, когда в спектакле и вовсе нет никаких временных ограничений. Эстетика кабаре по воле режиссера плавно перетекает в цирковую клоунаду. А то и вовсе в драму, когда появляется белоснежный экран, на котором – документальные кадры возведения Берлинской стены. Горожане смотрят на этот процесс, прощаясь с родными, оказавшимися « по ту сторону». А окна домов, из которых им только что махали руками, прощаясь, престарелые родители, на глазах оказываются замурованными кирпичом. Очевидно, по задумке режиссера, смысл этого эпизода в том, чтобы показать, к чему приводит человеческое равнодушие, позиция непротивления, жизнь по принципу «моя хата с краю».

Фото: Галина Фесенко

Но  изобретательность режиссера порой зашкаливает, за обилием всех этих трюков довольно сложно «прочитать» непростые смыслы и философию пьесы Бертольда Брехта. Режиссеру практически хватило первого акта, чтобы передать все содержание пьесы. Второй акт заполнен красивыми номерами без слов - видимо, для создания особой атмосферы. Вот только какой?  И это, пожалуй , слабое место постановки, которую без ущерба и для первоисточника, да и для зрителей можно было бы сократить наполовину именно за счет второго акта. К кому нет никаких вопросов, так это к артистам. Они выкладываются на сто процентов, учитывая немыслимую танцевальную нагрузку, которая и создает то особое энергетическое пространство, которое магически воздействует на  зрителей. Блестяще справились со своими ролями все, но «первые среди равных», безусловно, Тимофей Трибунцев и Александра Урсуляк .

 К финалу зрители по воле режиссера опять вернулись в кабаре. Только теперь это вовсе не кабаре, а пространство уютного  жилья. Анна все-таки не предала свою любовь, бросилась за ушедшим в ночь Андреасом, который почти готов был вступить в «борьбу за справедливость». Но перспектива тихого семейного счастья рядом с возлюбленной оказалось более притягательной. Финальная сцена - Андреас в добротном твидовом пиджаке, в солидных очках сначала поливает цветы, потом ставит чайник и усаживается перед телевизором вместе со своей Анной. И сколько угодно могут звучать барабаны в ночи, они его уже не беспокоят. Вот почему этот спектакль и о нас, сегодняшних. Ибо во все времена звучат «барабаны в ночи», пытаясь разбудить неравнодушных. Но куда удобнее мягкая постель, тепло домашнего очага, и уютные вечера перед телевизором. Так что если кто и услышит эти барабаны в ночи и даже откликнется на их призывы, что он может сделать, если таких как он – единицы.

Материалы по теме

  • Тимофей Трибунцев и Ирина Пегова побьют немцев в сериале «Старое ружье»

    30 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    Четырехсерийный фильм расскажет об учителе-пацифисте, пытающемся спасти свою семью от германских захватчиков.

    Комментировать
  • Спектакль «Дама» в театре «Современник»

    27 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    Анджей Бубень поставил спектакль по пьесе Тадеуша Ружевича с Мариной Неёловой в главной роли.

    Комментировать
  • «Калигула»: спектакль без слов по мотивам пьесы Альбера Камю

    28 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    Катерина Шпица и Равшана Куркова появятся в пластической драме Московского губернского театра Сергея Безрукова.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора