- Главная
- →
Культура- →
«Невеселая свадьба» в «Современнике»«Невеселая свадьба» в «Современнике»
Эвелина ГурецкаяКакой праздник может быть веселее свадьбы! В дни главного праздника женщин всей страны любители театра потянулись в театр «Современник» на премьеру спектакля «Свадьба» с явным намерением повеселиться. Веселья, увы, не получилось.Выпускать премьеру на праздники – дело беспроигрышное. Тем более такую премьеру. Огромный зал Дворца на Яузе, где временно обосновался театр «Современник», был переполнен. Зрители пришли с явным намерением повеселиться, посмеяться, в общем, получить заряд бодрости. Тем более, что на афишах спектакля значились имена Чехова, Зощенко, Брехта, Ильфа и Петрова и даже Михаила Жванецкого.
Режиссер Егор Перегудов решился на смелый эксперимент: соединить в одном представлении разных авторов, при этом сделать целостный спектакль. Надо отдать должное режиссеру - с этой задачей он справился. Герои разных рассказов Чехова словно «перетекают» из одной истории в другую, представая перед зрителями в разные периоды своей жизни. Вот они только что познакомились (по рассказу Чехова «О том, как я в законный брак вступил»). Они же – герои новой истории по произведению уже Зощенко «Свадьба». Именно в эту композицию создатель спектакля включил рассказ Михаила Жванецкого «Как шутят в Одессе». Чуть позже – эта же пара, уже много лет прожившая вместе, появится в новых историях по рассказам Антона Павловича. Несколько выпадает из этого ряда «Мещанская свадьба» по Бертольду Брехту – но вполне вписывается в общую концепцию задуманного режиссером действа. «Когда сочиняешь спектакль драматический, ты не думаешь о том, что здесь не будут плакать или здесь не будут сопереживать, - поделился своими мыслями о замысле спектакля Егор Перегудов. - Ты рассказываешь историю. И дальше что-то происходит со зрителем или не происходит».
В случае с его «Свадьбой» со зрителями произошло явно что-то не то. Зал не только не смеялся там, где по всем признакам должно быть смешно, а просто скучал. Одни зевали тайком, другие откровенно, кто-то и вовсе задремал. В антракте часть публики потянулась в гардероб. Оставшиеся тешили себя надеждой, что уж во втором акте их точно повеселят. На очереди был водевиль Ильфа и Петрова «Сильное чувство», откуда пошло в народ знаменитое: «Водки не хватит». И тем сильнее было разочарование, когда и эта история на сцене выглядела совсем не смешной. Хотя, казалось бы, паззл должен был сложиться. Оформление спектакля было безупречным (сценография и костюмы Марии Трегубовой, художника яркого и театром востребованного). Ей удалось создать некое пространство вне времени, без привязки к конкретным жизненным реалиям, что для такого спектакля очень важно. Имена занятых в спектакле артистов тоже говорят сами за себя – Евгений Павлов, Александр Кахун, Алена Бабенко, Марина Хазова, Татьяна Лялина, Семен Шомин… Но и у артистов явно что-то не ладилось, много было суеты, явного стремления сделать своих героев не замшелыми персонажами из прошлого, а живыми и современными.
В итоге явно не хватило ярких перевоплощений. Нечасто мы, журналисты прибегаем к опросу зрителей после спектакля, но в данном случае без их мнения не обойтись:
«Ожидали комедию, хотели посмеяться и хорошо провести время. Ожидания не оправдались. Смеяться было не над чем, жаль потраченного времени».
«Скучно, очень скучно, невыносимо скучно… Даже не ожидала, что такой хороший литературный материал можно превратить в такую тоску. Зачем делать такой длинный спектакль, если нет никакой возможности удерживать интерес и внимание зрителей?»
Можно было бы с грустью констатировать: творческая неудача. Если бы не одно «но». В последнее время эти неудачи в театре «Современник» стали повторяться. Вспомнить хотя бы недавнюю премьеру, название которой после гастролей в Самаре у всех на слуху: «Не становись чужим» по пьесе «Возвращение домой» знаменитого английского драматурга, нобелевского лауреата Гарольда Пинтера. Драматургию этого автора критики называют то «комедией угроз», то «драмой абсурда». В общем, непростой для восприятия материал. Но режиссер Сергей Газаров взялся за постанову этой пьесы на сцене «Современника» явно не без тайного намерения повторить успех спектакля «Амстердам», задействовав в главной роли неподражаемого Михаила Ефремова. Он и в новом спектакле действительно великолепен. Но почему же зрители не приняли и эту постановку? В антракте зал опустел наполовину, а многие из оставшихся уходили, не дождавшись финала. И опять на лицах недоумение, и откровенный вопрос – за что мы заплатили свои деньги. Некоторые даже интересовались, как им эти деньги вернуть (билеты на этот спектакль доходят до 10 тысяч). Явно, «что-то в консерватории не так» - как говорили в давние времена.
У «Современника» давно сформировался свой зритель. Именно они, эти благодарные современники, спешат на каждую новую его постановку – а уходят разочарованными. И невольно напрашивается грустный вопрос: может театр, многие годы говоривший с публикой на одном языке, подзабыл этот язык и перестал слышать своего зрителя?
Материалы по теме
Рецензия: «Неудержимые 3»
11 августа 2014 / Илья МиллерСага о вышедших в тираж наемниках движется дальше, несмотря на отсутствие внятного сюжета или свежих идей.
КомментироватьРецензия: «Время первых» с Евгением Мироновым и Константином Хабенским
06 апреля 2017 / Дмитрий ОсташевскийАпполон 13: «Хьюстон, у нас проблемы!» Время первых: «Заря, всё нормально!»
Рецензия: «Мир Юрского периода 2» с Крисом Праттом
07 июня 2018 / Сергей СергиенкоСобирали динозавров, а собрали штампы.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: