Одиссея из актеров и марионеток Филиппа Жанти

Одиссея из актеров и марионеток Филиппа Жанти

На юбилейном Чеховском фестивале Филипп Жанти представил одиссею для актеров и марионеток под названием «Внутренние пейзажи». Это очередное метафизическое путешествие режиссера в  свои воспоминания и фантазии, что характерно для всех спектаклей Жанти. Магический театр Филипа Жанти – одно из самых сильных впечатлений Чеховского фестиваля, при том, что впечатляющих спектаклей на этом театральном форуме предостаточно. Но кудесник Жанти не перестает удивлять, приезжая в Москву каждый раз с новым проектом. На сцене он создает какое-то особенное пространство, где нет декораций в привычном понимании. Есть элементы оформления спектакля, которые возникают словно ниоткуда, чтобы в положенное время попросту исчезнуть. Да и артисты у Жанти не выходят на сцену, а появляются там, чтобы потом раствориться в пространстве.

«Внутренние пейзажи» можно трактовать и как жизненный путь автора. Сам он не скрывает, что во многом спектакль основан на книге его  воспоминаний. В начале появляется человек - марионетка, которым с помощью традиционных для кукольного театра приспособлений управляет Некто невидимый. Но вот Человек освобождается от этих нитей-пут, обретая свободу. И первое, что он делает, строит домик-клетку, отгораживаясь от мира. Видно, что ему там уютно и он в безопасности. Но клетка все сужается. И вот Человек уже не может встать в ней в полный рост, может только сидеть, а потом лишь лежать. Его, похоже, и это не смущает. Но в какой-то момент он раздвигает стены и выходит на свободу. Впереди – лестница,  ведущая к некой двери то ли в иное пространство, то ли уже в небеса. Человек поднимается, с трудом приоткрывает дверь – и вот он уже в удивительном мире, где его поджидают масса открытий и приключений. Главная мысль всего спектакля - у человека всегда есть выбор. Он может оставаться всю жизнь марионеткой - или стать свободным.

Жить в уюте и безопасности в домике-клетке - или шагнуть в огромный мир, как это сделал герой Жанти. На этом пути под названием Жизнь выбор ему приходится делать постоянно. Например, в любви. Так много женщин, и все хороши, на какой остановиться? Как узнать в этом множестве свою, единственную? Как разобраться, кто из встреченных тобой люди, а кто куклы? Вязаная шапочка на краю сцены уносит Человека в мир детских воспоминаний, когда он с мамой играл в снежки, лепил снеговика. Все так безмятежно, но вдруг слышится стрельба, взрывы, пожаром охвачены уютные альпийские домики, появляются солдаты с автоматами. Филипп Жанти рассказал, что это его реальные детские воспоминания: «Мои родители были страстными лыжниками, мы зимой часто жили в своем домике во Французских Альпах. Однажды в этой местности был убит немецкий солдат, и тогда в отместку за это убийство солдаты взорвали и подожгли несколько вилл в той деревушке».

Он давно живет, этот седовласый фантазер с глазами ребенка. Недавно перенес инсульт, ему трудно говорить, и за него рассказ ведет его спутница жизни, соавтор и хореограф многих постановок Мэри Андервуд. Те образы, которые так удивляют зрителей, приходят к Филиппу во сне, а Мэри старательно записывает сны своего мужа. В каком из снов пришли к Филиппу, например, существа-кораллы с человеческими головами, мы никогда не узнаем. Но они поражают воображение, как поразили и столкнувшихся с ними  на сцене героев представления: каждая  - точная копия лица одного из героев. Или женщина-великанша с сексуальными  формами немыслимых размеров, невольно напомнившая фильмы Федерико Феллини. Впрочем, у каждого свои ассоциации. Видеопроекции в этом магическом театре моментально меняют пейзаж. Только что зрители были в горах – и вот они уже на берегу безмятежного моря, или любуются звездным небом с северным сиянием. Спектакли Жанти и грустны и веселы, но всегда исполнены глубокого смысла и потому чуть печальны. Даже если у них счастливый финал, как во «Внутренних пейзажах», когда героя вместе с избранницей уносит в небо воздушный шар.

Филиппа Жанти называют самым загадочным режиссером, который знает и хранит какие-то лишь ему ведомые секреты. «Самый приятный комплимент для меня — это шепот в зале, когда зрители в недоумении, где кукла, а где живой человек. Это, и правда, непросто — если б не знал, сам бы запутался. И в этом главный мой трюк - я хочу, чтобы на сцене у манекена и актера была одна жизнь, одна на двоих", - говорит режиссер Жанти. Над каждым манекеном весом, порой, около 15 килограммов работают несколько недель. А дальше начинается магия. Например, над оформлением «Внутренних пейзажей» трудилось множество людей в течение полутора лет,  потом еще около полугода ушло на репетиции. Потому, наверное,  во время спектакля все выглядит безупречно. Художник – график по образованию, Филипп Жанти начинал свой творческий путь как кукольник. Российская публика познакомилась с ним в конце 1970-х, когда он со своим театром кукол объехал почти весь мир на маленькой машинке. После десятилетий такой жизни и творческих поисков Жанти придумал новую театральную форму, которую теперь уже и сам называет «магическим театром». Куклы постепенно уступили место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей всё больше напоминал сновидения.

Режиссер признавался, что во многом это было следствием  его увлечения работами Фрейда и Юнга. Результатом чего в 1984 голу стал спектакль под названием «Проделки Зигмунда», главными героями  которого были пальцы, обнаруженные режиссером у себя в кармане,  а главным мотивом сюжета стало путешествие по лабиринтам подсознания. В 1998-м году, в Лиссабоне, на Всемирной выставке Жанти был режиссером грандиозного представления «Океаны и утопии»,  рассчитанного на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей. На сегодняшний день сюрреализм Филиппа Жанти вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы путешествовать по лабиринтам подсознания и с  успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти вполне достаточно подмостков обычного театра. Он вернул на сцену кукол, неотличимых от живых артистов, по-прежнему воплощает в  спектаклях свои сны и воспоминания, продолжая удивлять и радовать зрителей по всему миру.

Материалы по теме

  • Маньяк-убийца Суинни Тодд поселился в театре на Таганке

    02 февраля 2017 / Эвелина Гурецкая

    Алексей Франдетти поставил легендарный мюзикл Стивена Сондхайма в иммерсивном варианте.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора