- Главная
- →
Культура- →
Про драконов и людейПро драконов и людей
Эвелина ГурецкаяАкадемический театр комедии имени Николая Акимова из Санкт-Петербурга с постановками в Москве.У Академического театра комедии имени Николая Акимова из Санкт-Петербурга есть традиция – привозить в столицу свои лучшие постановки. В этом году театр привез в Москву два спектакля – «Хитрую вдову» по пьесе Карло Гольдони и «Дракон» по бессмертной пьесе-сказке Евгения Шварца. «Дракон» - знаковый спектакль для этого театра. Во-первых, именно для него в 1943 году написал гениальный драматург эту пьесу, о чем вспоминал Николай Петрович Акимов в своей книге «Не только о театре»: «Сказка эта писалась для нашего театра, я находился в постоянном общении с ее автором, и мне были известны в деталях все замыслы и намерения Шварца, а также и многочисленные варианты второго и третьего актов». Во-вторых, сам Акимов дважды ставил «Дракона» – первая постановка была в 1944 году, и после первого же показа публике спектакль был снят, а пьеса попала под запрет.
Второй раз режиссер поставил эту пьесу в своем театре в 1962 году – правда, и тогда спектакль шел лишь один сезон. И вот новый спектакль по этой пьесе «на все времена» в постановке нынешнего художественного руководителя театра Татьяны Казаковой. Столичные театры нечасто обращаются к этой пьесе, так что внушительных размеров зрительный зал РАМТа, где показывали этот спектакль, был переполнен. Не имеет смысла пересказывать его содержание, которое знает всякий более-менее просвещенный зритель. Даже если он не читал пьесу, не видел ни одной театральной постановки, то уж точно посмотрел идущий время от времени на телеэкранах фильм «Убить дракона» в постановке Марка Захарова с невероятным Олегом Янковским в роли Дракона.
«Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного» - эта цитата из пьесы Шварца, вынесенная в программку, стала слоганом спектакля Татьяны Казаковой. В город, которым четыре столетия правит дракон-тиран, приходит странствующий рыцарь Ланцелот и убивает этого Дракона, чтобы дать людям свободу. Но освободившееся место тотчас занимает новый дракон, бывший бургомистр города. И люди принимают это как должное. Так что проблема не в драконах, а в самих людях – вот главный посыл и пьесы, и спектакля. У Шварца Дракон сам уговаривает Ланцелота не сражаться за людей с такими низкими и подлыми душами: «безрукие души, безногие души, глухонемые души, окаянные души. Знаешь, почему Бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души».
Оформление спектакля (художник-постановщик Эмиль Капелюш), и костюмы его героев (художник по костюмам Стефании Граурогкайте) даже самого нерадивого зрителя наведут на мысль: как же это все современно и актуально!.. И это при том, что множеством деталей создатели спектакля подчеркивают, что эта пьеса вне времени, то есть на все времена. Если определить жанр этой постановки, скорее всего это высокая комедия с элементами шоу. Некоторые герои смотрятся и воспринимаются и вовсе как шоумены. Глядя на Дракона, вспомнишь разом и наш родной шоу-бизнес, и даже главного шоумена из фильма «Пятый элемент» .
Умные, тонкие тексты Шварца, полные юмора и одновременно грусти, а в первую очередь, глубокого смысла, создатели спектакля облекли в современные яркие «одежды», если можно так выразиться. Это и в прямом смысле одежды героев – одеяния Дракона и его окружения, или белый маршальский мундир сменившего его на посту Бургомистра. По контрасту с ними одеяния героя Ланцелота более чем скромны. Он ну никак не выглядит героем – и в этом была, очевидно, режиссерская задумка. Времена истинных героев ушли в небытие – остановившиеся часы ясно дают понять, что перед нами эпоха безвременья. Нашего безвременья? – задастся вопросом зритель, услышав со сцены ставшую летучей фразу: «Денег нет, но вы держитесь». Зал, разумеется, отреагирует дружным смехом, на что и был расчет. Хотя, признаться, трудно объяснить, зачем это понадобилось режиссеру. Некоторые шуточки и вовсе воспринимаются как неуместные в одном ряду с тонкими шутками самого Шварца. Впрочем, создатели спектакля предварили его таким вот посланием в программке: «Сценический вариант театра Комедии».
Что в этом спектакле вызывает восхищение, так это игра некоторых артистов. В роли Бургомистра блистал Заслуженный артист России Сергей Кузнецов. Сначала его герой, явный приспособленец со всеми мыслимыми болячками живет в постоянном страхе – как бы не разгневать всесильного Дракона. Но как только Дракон повержен Ланцелотом, Бургомистр тотчас присваивает себе эту победу. И вот уже перед нами словно другой человек: властные нотки в голосе, осанка истинного правителя, который, понятно, будет править по тем же законам, что и предыдущий: террор, доносы, стукачество и ощущение полной безнаказанности. Забавным и даже комичным получился образ Дракона в исполнении Народного артиста России Юрия Лазарева. Он вызывает разные чувства, но никак не страх. Запоминаются и образы горожан, особенно Садовника в исполнении Сергея Русскина. Ну и конечно веселивший публику Кот-философ Виталия Куклина. На их фоне как-то потерялся Ланцелот (Денис Зайцев). Говорит неубедительно, выглядит даже не совсем уверенным в себе парнем. Проявил ли он себя героем во время битвы с Драконом – узнать не удалось, все-таки это театр, не кино. Хотя сценографом придуман наглядный образ этой битвы: красные неоновые трубки–головы Дракона то мечутся в небе над головами горожан, то одна за другой падают перед ними. Для самих же горожан эта битва стала не событием, а скорее развлечением. Они сидят за столом, выпивают и закусывают, комментируя время от времени происходящее. И становится ясно, что исход битвы их не очень-то волнует. Как похожи они на нас, сегодняшних, наблюдающих за всем, что происходит в стране и мире с экранов телевизоров. Когда даже катастрофы и трагедии для большинства становятся одной из разновидностей шоу, которыми с утра до вечера пичкает их вездесущее телевидение.
Зрители эти шоу потребляют, ахают и охают, при этом в глубине души оставаясь равнодушными. Равнодушие – вот тот самый страшный дракон, которого не сможет победить никакой ланцелот. Об этом и «сказка для взрослых» Евгения Шварца, и спектакль Театра комедии имени Акимова. Путешествие, в которое на три часа увлекла за собой зрителей режиссер Татьяна Казакова, пролетели незаметно. А это о многом говорит.
Материалы по теме
Маньяк-убийца Суинни Тодд поселился в театре на Таганке
02 февраля 2017 / Эвелина ГурецкаяАлексей Франдетти поставил легендарный мюзикл Стивена Сондхайма в иммерсивном варианте.
КомментироватьВладимир Познер сыграл в спектакле «Черт, Солдат и скрипка»
22 мая 2017 / Эвелина ГурецкаяВ начале прошлого века Игорь Стравинский написал музыку на тему русских народных сказок из собрания Афанасьева. Получилось уникальное по своей жанровой принадлежности сочинение, звучащее как притча.
Балет и танец на театральном фестивале имени Чехова
30 мая 2017 / Эвелина ГурецкаяКубинские страсти Чеховского фестиваля.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: