Рецензия: «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова

Рецензия: «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова
Виктор Добронравов в роли Эдипа

Бесценный подарок сделал зрителям Театр имени Вахтангова к своему 95-летию. Московская премьера трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Римаса Туминаса состоялась в день рождения театра 13 ноября. Мировая премьера постановки этой трагедии, написанной в V веке до нашей эры, была в конце июля и прошла на родине великого Софокла, в греческом Эпидавре, крупнейшем из сохранившихся древнейших амфитеатров под открытым небом. Он был построен в IV веке до нашей эры, вмещает 14 тысяч зрителей, и в любом его уголке слышно каждое слово, произнесенное артистами на орхестре, иначе говоря, игровой площадке. Успех был оглушительный. Одна из зрительниц, гречанка, призналась: «Я знаю «Царя Эдипа, но когда смотрела спектакль, все время ловила себя на мысли, что никогда не читала и не смотрела эту вещь, так необычно и интересно сделана постановка». Режиссер-постановщик Римас Туминас поделился с THR: «Признаться, я боялся очень. Но приняли нас ангелы. После Греции стал бояться нашей сцены - как я втиснусь… Но, мне кажется, мы вошли и в свой театр вместе с греческим хором».

Туминас поставил абсолютно современный спектакль, при этом ничуть не поступившись смыслами. И даже перенес в свою постановку хор, как это было в Древней Греции. Тогда его  присутствие на сцене было обязательным, он представлял этакого «идеализированного зрителя», который выражал отношение народа к изображаемым событиям. Ведь о чем трагедия «Царь Эдип»?  В первую очередь, о способности человека брать на себя ответственность за свои поступки. Если задуматься, мало кто из нас, людей века ХХI-го, способен на это. Проще и удобнее все валить на обстоятельства или на других людей. Современной молодежи смотреть эту трагедию рекомендуется настоятельно.  Вряд ли кто из них, молодых, знает, кто такой царь Эдип. В лучшем случае, многим знакомо выражение «эдипов комплекс», понятие, введенное Фрейдом, о бессознательном сексуальном влечении сына к матери. А о великих древнегреческих драматургах – Эсхиле, Софокле и Еврипиде и вовсе мало кто слышал. Может, потому именно сейчас обратился Римас Туминас к этой древнегреческой трагедии.

Хор в спектакле

«Это спектакль о человеческом достоинстве, - утверждает Туминас. – О чести, о сильном человеке, который смог наказать себя сам – нищим ушел из страны, которой правил. Сегодня такого практически нет. Люди в большинстве своем чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно». Не все было идеально и в далеком прошлом. Театр в Древней Греции был важным общественным институтом, который формировал личность гражданина, его нравственные идеалы. Софокл изображал людей, какими они должны быть - и режиссер-постановщик следует его замыслу. Герою трагедии, царю Эдипу, правителю Фив, когда-то пророки предсказали страшную судьбу: он станет убийцей собственного отца и женится на матери. Стремясь избежать страшных пророчеств, он, тем не менее, неумолимо движется навстречу Судьбе. Спектакль построен как своего рода детектив с трагической развязкой, хотя начинается вполне безоблачно, с играющими на сцене детьми. Взгляды притягивает огромных размеров металлический каток, как станет ясно по ходу спектакля  – олицетворение «катка судьбы». Внезапно в глубине сцены появляются черные птицы, предвестники бед. Трагедия начинается. Появляется царь Эдип, не на котурнах, не в хитоне, а в современном белом костюме. Впрочем, хитоны будут. Режиссер нарочито смешивает стили в одежде – древнегреческие хитоны с современными пиджаками, поскольку эта история вне времени. «Наша задача ни в коем случае не потерять современность, а не играть трагедию древнегреческую, - признается исполнитель роли царя Эдипа Виктор Добронравов. - Спектакль и начинается почти с шутки - мы вам сейчас на площади сыграем. А потом всех затягивает, как воронка, как космос. Туминас никогда не думает о том, какой это век или год. Это бессмертно, это должно быть навсегда. И прежде всего это должно быть красиво и стильно. Главная тема, которую мы пытались развивать - ошибочное суждение Эдипа, что он убежал от судьбы, тем самым приравнял себя к богам. В начале он человек-бог, который ходит по земле. А в конце, ослепнув, прозревает».

Виктор Добронравов в роли царя Эдипа

Артистам на сцене предстоит не характеры раскрывать, а показать судьбы. Когда появляется на сцене слепой провидец Тиресий (народный артист России Евгений Князев), то ты веришь, что это настоящий прорицатель. Людмила Максакова в роли Иокасты, жены и матери царя Эдипа, истинная царица. Она, мудрая, пытается остановить Эдипа в его «расследовании» прошлого, зная, что к добру это не приведет, в то же время понимая, что от судьбы не уйдешь. Узнав, что стала невольно женой собственного сына, которого ребенком отправила на верную смерть, Иокаста покончила с собой. А Царь Эдип ослепляет себя и покидает Фивы. Трагическая развязка в сопровождении мощнейших музыкальных аккордов вызывает потрясение. Но никак не отчаяние. Эти чувства Аристотель назвал катарсисом. Согласно его учению, сопереживая и сострадая героям трагедии, зритель тем самым очищает свою душу.

Людмила Максакова в роли Иокасты

Спектакль невероятно стильный и динамичный. При минимуме декораций и действующих лиц создается ощущение масштабности. Важнейшую роль играет музыка (композитор Фаустас Латенас) и греческий хор (партия хора - Теодор Абазис). Эта постановка Софокла - совместный проект Театра им. Вахтангова и Национального театра Греции. Было несложно пригласить 11 греческих актеров для спектакля в Эпидавре, или для показа его в Афинах. Но теперь  им придется путешествовать вместе с артистами-вахтанговцами.

«Царь Эдип» - спектакль не репертуарный. Уже есть приглашения из Италии, Израиля, впереди Санкт-Петербург. Он будет востребован еще очень долго: в обществе все заметнее тяга к вечным ценностям. Процесс этот не быстрый, если даже у глубокого режиссера Римаса Туминаса путь к древнегреческой трагедии, как он признается, был долгим: «Мы же в институте мучились, когда читали трагедии древнегреческие. Ничего не понимали. Но вот прошло время – и она, эта трагедия, приблизились ко мне, а я к ней. Я стал понимать, что это великолепная драматургия, и очень простая. Эсхил, Софокл - они наши современники. Надо учиться всем современным драматургам и писать не про грязь, а про небеса, про человека, про судьбу - вот чего я желаю нашим драматургам».

Сцена из спектакля

Материалы по теме

  • Рецензия: «Вишневый сад» с Викторией Исаковой

    13 марта 2015 / Эвелина Гурецкая

    Спектакль по Чехову с элементами комедии и постмодернизма, а также пакетами, наполненными загадочной жидкостью красного цвета.

    Комментировать
  • Рецензия: Спектакль «Минетти» на новой сцене театра имени Вахтангова

    12 января 2016 / Эвелина Гурецкая

    «Он безупречен» – такие слова уже не раз прозвучали из уст как зрителей, так и критиков в адрес спектакля «Минетти», который на Новой сцене театра имени Вахтангова поставил его художественный руководитель Римас Туминас. Будет ли эта постановка признана лучшей в новом сезоне – покажет время. Но уже сейчас можно смело утверждать: это самый изысканный, самый кинематографичный по форме спектакль из тех, что идут на столичных сценах.

    Комментировать
  • Рецензия: «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре»

    09 ноября 2016 / Эвелина Гурецкая

    Скандальный спектакль Кирилла Серебренникова с голыми артистами.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора