Рецензия: «Психоз» в «Электротеатре Станиславский»

Рецензия: «Психоз» в «Электротеатре Станиславский»

«Женщины на грани нервного срыва»  - был такой фильм Педро Альмадовара, в котором исследовалась психология жертв несчастной любви. Британский драматург Сара Кейн пошла еще дальше – предметом ее исследований стала психика молодой женщины, жертвы нелюбви к себе, из-за депрессии оказавшейся в психиатрической клинике. Сама Сара Кейн оказалась там в возрасте 28-ми лет, где вскоре и покончила с собой. Последняя из пяти ее пьес, «4.48. Психоз» (Кейн лишила себя жизни, как и свою героиню, именно в это время) была написана во время пребывания в психлечебнице, незадолго до самоубийства. Именно эту пьесу выбрал для постановки в «Электротеатре Станиславский» Александр Зельдович, известный кинорежиссер (фильмы «Закат», «Москва», «Мишень»). «Текст пьесы «4.48. «Психоз» кажется хаотичным потоком сознания. На самом деле он жестко структурирован, - говорит режиссер. - Это сюрреалистическая поэзия высокого уровня. Сегодняшний человек меняется, перестает быть цельным. Он не выражается, как раньше, одним голосом. Вместо одной партии он  состоит из множества голосов и может быть выражен суммой голосов, хором. И в этом смысле пьеса точно рассказывает нынешнего человека – вот так он устроен. Эти голоса – его социальные и экзистенциальные роли».

Чтобы передать суть всего этого, необходимо была какая-то необычная форма. Режиссер пошел следующим путем: полифонию голосов, живущих в сознании героини, он воплотил в хоре голосов 19 актрис. А чтобы выразить смыслы сложного спектакля и сделать его более зрелищным, пригласил в соавторы художников арт-группы AES+F. Эта группа, объединившая четырех российских художников, существует с 1987 года. Каждое их произведение - а они работают исключительно в жанре «видео-арт» - становится событием в мире искусства. Их работы находятся во многих музейных и частных коллекциях, ими восхищаются не только зрители, даже коллеги называют их «просто гениями». В спектакле «Психоз» они создали немыслимую по красоте видеосценографию, выражающую женскую суть и передающую сумерки ее сознания.  

 В самом начале на больших экранах появляются огромного размера неведомые насекомые, вызывающие и отвращение и восхищение одновременно. А потом, уменьшившись в размерах и размножившись, эти насекомые оказываются обычными тараканами. Очевидно, тараканами, живущими в голове героини. Впрочем, кто из нас без своих тараканов…Тема задана. Следом появляется немолодая актриса в одеждах из фильма «Джинджер и Фред», с лицом и улыбкой  Джульетты Мазины из финальной сцены картины «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. Где эти цельные женщины? Ушли в безвозвратное прошлое. Примета наших современниц  – отсутствие этой цельности. Отсюда и их главная проблема – «разрыв между внутренним голосом и невозможностью его полноценно выразить». Отсюда и режиссерский ход: 19 актрис, чтобы попытаться выразить одну-единственную героиню. А разобраться в главном – в чем причина этого распада сознания - помогает сюрреалистическая видеосценография AES+F.

Вне всякого сомнения, у каждого возникнут собственные трактовки и ассоциации. Вырастающие на экранах грибы со множеством вагин, например, наводят на мысль, что в какой-то момент жизни всякая женщина ощущает себя всего лишь вагиной. И это ставит ее перед выбором  - какой путь для себя выбрать, чтобы выжить? Можно с этим смириться и даже постараться извлечь максимальную для себя пользу из подобного status quo. Большинство идет именно этим путем:   выходят замуж, следуя основному  инстинкту «продолжения рода». Или выгодно выходят замуж, чтобы радоваться жизни, будучи финансово обеспеченной.  Но женщины мыслящие, незаурядные, нацеленные на самореализацию, вступают в смертельную схватку с «сильным полом», из которой зачастую выходят победительницами. Мужчин они просто используют, манипулируя ими, а то и вовсе их уничтожают – об этом, кстати, последний фильм Пола Верховена «Она».  В спектакле их олицетворение - гигантских размеров женщина-насекоме на экране, в латах и с мечом в руках. Она, похоже, готова разрушить все дотла, в полете сбрасывая бомбы на этот «ужасный-ужасный мир». Для тех, кому не подходит ни первое, ни второе, остается третий путь - сойти с ума или покончить с собой.

Спектакль «Психоз» именно о тех, кто не смог вписаться в существующую реальность с ее системой координат. Акт жизни и смерти как инсталляция. Зрелищный, глубокий, правда, в большей степени «ума холодных наблюдений», чем «сердца горестных замет». Дополняет это действо музыкальная партитура из фрагментов «Немецкого реквиема» Брамса, созданная композитором Дмитрием Курляндским, и прекрасная работа художников по костюмам Анастасии Нефедовой и Саши Фроловой. «Электротеатр Станиславский» продолжает эксперименты в жанре «синтез искусств», и чем дальше, тем эти эксперименты становятся все интереснее. 

Материалы по теме

    Система Orphus

    Комментарии

    comments powered by Disqus

    Реклама

    Письмо редактора