Рецензия: «Вакханки» Теодороса Терзопулоса

Рецензия: «Вакханки» Теодороса Терзопулоса
Сцена из спектакля «Вакханки»

На заре кинематографа электротеатрами назывались первые специальные заведения для просмотра фильмов, которые демонстрировались с музыкальным аккомпанементом тапера, играющего преимущественно на рояле. Со временем на смену им пришли кинотеатры, и казалось, само это понятие ушло в безвозвратное прошлое – как вдруг на театральных афишах в последних числах января громко зазвучало название новой сценической площадки: «Электротеатр Станиславский» .

Еще недавно по адресу Тверская, 23 тихо существовал драматический театр имени Станиславского, куда завзятые театралы заглядывали нечасто. Был, правда, краткий период в конце 70-х, когда сюда буквально все мечтали попасть на спектакли молодого режиссера Анатолия Васильева. Но это было давно… Полтора года назад сюда пришел его ученик Борис Юхананов, выпускник уникального гитисовского курса, набранного Анатолием Эфросом и Анатолием Васильевым.

Режиссер Борис Юхананов известен своими экспериментальными работами не только в театре, но и в кинематографе: в 1985 году он создал первую в СССР независимую труппу "Театр-Театр", в спектаклях которой стал использовать элементы перформанса, а в 1986-м стал сооснователем движения «Параллельное кино». Он поставил в России и Европе более 40 спектаклей, одновременно снимал документальное кино, так или иначе связанное с театром. Летом 2013-го его проект реконструкции Театра имени Станиславского был признан лучшим. Полностью обновив здание на внебюджетные средства (создан специальный фонд поддержки нового театра), Юхананов переименовал его в «Электротеатр Станиславский».

Новое название напоминает о двух событиях: в 1915 году в этом доме открылся один из первых кинотеатров — электротеатр «Арс», а в 1935-м по соседству заработала студия Станиславского, позже ставшая театром. Главная идея, которую Юхананов, по его словам, намеревается здесь воплотить- это стремление на новом витке вернуться к идее синтеза искусств, важнейшим из которых будет все-таки искусство режиссуры.

Премьерным спектаклем, открывающим новый театр, стали «Вакханки» Еврипида в постановке греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. Один из ведущих театральных постановщиков Европы, экспериментатор, он создал новый театральный язык. Методика работы основанного им театра «Аттис» по интерпретации древнегреческой трагедии преподается в театральных школах и на кафедрах античности в 30 университетах мира. Количество его постановок по всему миру трудно подсчитать. Несколько спектаклей режиссер поставил с участием нашей знаменитой актрисы театра и кино Аллой Демидовой. «…Я никогда не использую декораций. Никогда. Тело и пространство, больше ничего», - признается режиссер.

Воплощение этого его принципа увидели зрители и на новой столичной сцене. Артистам труппы пришлось, похоже, немало потрудиться, чтобы освоить неведомые и непривычные для них приемы. Хотя и в древнегреческой трагедии можно найти прямые отсылки к нашей современности, считает актриса Елена Морозова, исполнительница роли Диониса : «Я с любовью отнеслась к своей роли, но меня больше занимало то, что пропагандирует Дионис. Мегаполисы сковывают душу, из-за них все болезни. Так считает Терзопулос – и я с ним согласна. На репетициях Теодорос нам говорил: «Надо впустить в себя Диониса, дать ему свободу. Драма – в груди, артист буржуазного театра играет грудью, а греческая трагедия живет внизу. Дионис принес нам эту технику».

Эту технику артисты труппы освоили вполне. Танец, ритмическое движение, обязательный для древнегреческой трагедии хор, минимализм в сценическом решении, где только цвета – черный и красный – расставляют главные акценты. Вот язык, на котором режиссер разговаривает со зрителем. Язык этот непрост, но зрелище получилось завораживающее. Чтобы понять этот спектакль, надо, по меньшей мере иметь представление о том, кто такой Дионис, который собственно и стал для Еврипида отправной точкой для создания «Вакханок» (Диониса, сына Бога Зевса и земной женщины Семелы , иначе еще называют Бахусом или Вакхом - THR). Он вызывает в людях буйство, покровительствует экстатической музыке и пляскам до упаду.

Поклонницы Диониса, вакханки, в порыве священного безумия способны рвать зверей на части голыми руками. Дионис приходит в Фивы, город, где он родился, чтобы отомстить правителю Фив за свое изгнание. И ему это в полной мере удается через своих преданных поклонниц, вакханок: очарованная Дионисом Агава в порыве безумия разорвала на части собственного сына Пенфея, властителя Фив.

А Борису Юхананову выбором премьерного спектакля уже удалось сделать все, чтобы его «электротеатр» был у всех на слуху. Следующая премьера, судя по всему, тоже не пройдет незамеченной. Феерия «Синяя птица» в постановке Бориса Юхананова , в которой драматическая сказка Мориса Метерлинка переплетается с личными воспоминаниями старейших актеров театра — Владимира Коренева и Алевтины Константиновой. Они и есть мальчик Тильтиль и девочка Митиль. Их путешествие за Cиней птицей проходит на фоне советской истории и судьбы Театра им. К. С. Станиславского. В спектакле принимает участие вся труппа Электротеатра. Кстати, Владимир Коренев в памяти старшего поколения навсегда останется «первым красавцем страны», сыгравшим Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» в далеком 1961 году.

Из мастеров мирового театра Юхананов пообещал в скором времени представить российским театралам постановки итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи, последовательно отстаивающего принцип синтеза искусств, и знаменитого немецкого композитора и режиссера Хайнера Геббельса. И добавил: «Остальное пока в стадии становления». Впрочем, его амбиции, судя по признанию в одном из интервью, простираются далеко: «А еще я давно мечтаю сделать предложение Ларсу фон Триеру — он ведь никогда не ставил в театре, стоит попробовать».

Материалы по теме

  • Триер и его чистилище

    16 февраля 2014 / Алиса Амблар

    В «Нимфоманке. Часть 1» сожаление вызывает только одно – фильм разделен на две части, и не хочется делать поспешных выводов, не посмотрев вторую часть…

    Комментировать
  • Иван Янковский сыграл в спектакле «Утиная охота»

    25 сентября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Лучшего исполнителя роли «Зилова нашего времени» трудно и представить - так точен Янковский в каждой интонации.

    Комментировать
  • Рецензия: «Фото на память» Антона Зенковича

    15 июня 2018 / Сергей Сергиенко

    Нелепо, неинтересно, не страшно и попросту скучно.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus