Александр Молчанов: «Рынок постепенно становится более закрытым для сценаристов»

Александр Молчанов: «Рынок постепенно становится более закрытым для сценаристов»

В апреле холдинг «СТС Медиа» запустил открытый питчинг сценариев в разных форматах - от полнометражного кино до трансмедийных проектов. По этому случаю мы расспросили одного из членов жюри, драматурга, сценариста и преподавателя сценарного мастерства Александра Молчанова, о секретах профессии и о том, чем потребности телеканалов отличаются от потребностей других игроков телеиндустрии.

 

Сценарное мастерство – это природный дар или ремесло?

На мой взгляд, и то, и другое. У сценариста должна быть сумма способностей. Прежде всего, сценарист должен уметь писать. Отчасти это природный талант, но его нужно развивать, читая тексты и практикуясь в письме. Сценарист должен уметь видеть. Большинство из нас, пишущих людей, мыслят текстом, а не картинками. Сценарист должен мыслить картинками. И третье, это социальные навыки, которые тоже очень важны. Сценарист всегда находится во взаимодействии с группой. Современный сценарий чрезвычайно сложен. Над современными сериалами, которые делают большие компании, работают десятки сценаристов, непрерывно обмениваясь мыслями, идеями.

Следовательно, сидя дома, невозможно написать гениальный сценарий?

Абсолютно невозможно. Сценарное мастерство - это невероятно сложная работа. Есть такая распространенная иллюзия у начинающих сценаристов: «Я буду смотреть много фильмов и научусь писать сценарии». Это невозможно, потому что снаружи кино выглядит совсем иначе, чем изнутри. Поэтому надо общаться со специалистами, учиться у них. Самый простой способ – пойти учиться в киношколу. Там вы уже начинаете общаться со специалистами, ведущими мастерских. Получив первые навыки, нужно начинать работать.

Где и как?

Есть несколько способов. Самое простое - рассылать заявки. Когда я начинал, разослал 100 заявок за 100 дней 100 продюсерам. Сначала не получил ни одного отклика, но продолжал рассылать. Зачем я это делал? Для усидчивости и чтобы научиться писать деловые письма. Постепенно начали отвечать, приглашать на встречи, а затем и покупать сценарии.

Есть другая стратегия. Можно сделать так, чтобы продюсер вами заинтересовался. Сейчас у каждого из нас в кармане камера, о которой Эйзенштейн только мечтал. Можно снять короткометражный фильм. Можно написать текст и сделать его бестселлером, добиться популярности в соцсетях. Многие продюсеры стали со мной работать, потому что читали мой блог.

Можно участвовать в питчингах. Только после первых самостоятельно сделанных презентаций, первой критики, рецензий на свой проект можно понять, над чем еще стоит поработать. Сейчас питчинги начинают устраивать телеканалы, питчинг «СТС Медиа» - фактически первая ласточка. Это замечательно, потому что у каналов есть ресурсы, которые позволяют дорабатывать хорошие идеи. Если идеей заинтересовался канал, возможно, удастся поработать над своим сценарием с более опытными коллегами. Это новый этап развития для всей российской сценарной индустрии.

Какие жанры и форматы сейчас наиболее востребованы?

У каждого канала есть свой формат по продолжительности серии. К примеру, для канала СТС час равен 48 минутам, а на других каналах может быть 52 или 42 минуты. Предпочтения по жанрам у всех каналов разные. Если «НТВ» – это скорее детектив, «Россия» – это мелодрама, то у СТС это современная комедия или романтическая комедия. Это не значит, что сценарист не может работать сразу с несколькими каналами. Просто он должен понимать, и для кого он пишет. Хорошо в этом то, что для любого жанра можно найти покупателя.

Можно сказать, что российский рынок телеконтента более дикий?

Я бы сказал, что развивающийся. Рынок рос последние 10 лет, и сценаристов постоянно не хватало. Но сейчас ситуация меняется. Рынок постепенно становится более закрытым для сценаристов.

Почему?

Постепенно происходит сегментация. Каналы все больше хотят предсказуемости. У них есть тема, бюджет и свое видение результата. И они будут бороться не за успех, а за предсказуемость. То есть они будут стремиться не к высокой доле, а к тому, чтобы доля не была низкой. Чтобы этого добиться, за 10 лет развития каналы создали свои пулы авторов. И это нормальная ситуация. Если есть проверенный автор, который понимает идею, формат, естественно, работать с ним менее рискованно. Но в этом есть и определенная опасность. Рейтинг снижается, потому что каналы начинают делать более предсказуемые проекты. У «НТВ» был период, когда они не запускали новых сериалов, а делали только продолжения. Они понимали, что зритель у очередного продолжения будет, но доля будет снижаться. Сейчас канал переживает болезненное переформатирование.

Как с этим можно бороться, на ваш взгляд?

Необходимо постоянно искать баланс между старым и новым. С одной стороны, зритель должен видеть нечто знакомое. Если дать зрителю то, к чему он не привык, он может уйти. Но и если кормить его одним и тем же блюдом – оно приедается. Нужно постепенно осваивать новые темы, вводить новых героев, но так, чтобы формат оставался узнаваемым.

Как вы считаете, в чем секрет популярности сериалов HBO?

Секрет очень прост. Они вкладываются в девелопмент (развитие) сценариев. Сценаристы годами работают над сериалами. У нас шел сериал «Однажды ночью». Этот сериал из 8 серий HBO делали почти 10 лет. По сюжету человека подозревают в убийстве. В этом нет ничего нового, но сценарий сделан настолько интересно, что оторваться абсолютно невозможно. У меня был один проект, когда я 4 серии писал 7 месяцев. Это, по российским меркам, очень долго. И был проект, когда мы 16 серий написали за 4 месяца. У нас была команда из 5 человек, и это была невероятная гонка.

То есть в России продакшн работает по принципу соковыжималки?

Да, совершенно верно. Я начинал с дневных сериалов. Иногда за один день писал 2 серии. Поэтому я и сказал, что рад, когда каналы начинают серьезно вкладываться в развитие сценария.

Чем хороший сценарий отличается от плохого?

Это слишком примитивная постановка вопроса. Есть объективные критерии, сценарий должен соответствовать формату. Если час равен 48 минутам, в сценарии не должно быть 20 страниц. Должен быть набор персонажей, соответствующий формату и сюжету. В сюжете должна быть логика, конфликт, интрига. Персонажи должны быть хорошо проработанными. И есть субъективные критерии, которые даже объяснить не всегда возможно. Бывает, что сценарий сделан не по правилам, но ты понимаешь, что это будет крутое кино. А бывает, что сценарий проработан до мелочей, но читать неинтересно. Есть еще вариант, когда режиссер делает сценарий под себя. Например, фильм «Молодой папа» с Джудом Лоу. Там ничего не понятно: где герои, где цели? Но оторваться невозможно. При этом, если бы мне принесли сценарий «Молодого папы»,возможно, я бы его «зарубил». Потому что к этому сценарию нужно добавить еще режиссуру Соррентино и игру Джуда Лоу.

 Вы вообще можете смотреть сериалы как зритель?

Иногда могу, хотя я зритель подготовленный. Например, иногда я думаю: сейчас дверь откроется, и там будет стоять этот парень с пистолетом. И так оно и происходит. Такое кино я чаще всего не досматриваю. Но бывает и по-другому. Например «Большую маленькую ложь» мне было прямо-таки физически больно смотреть. Настолько он здорово сделан. Но это была приятная мука.

Что вы испытываете чаще при просмотре, удовольствие или разочарование?

В 99% это разочарование. Но эти 99% нужны для создания того оставшегося 1% чего-то стоящего.

Возможно ли стать успешным сценаристом, если с 9 до 17 работать в офисе, а писать в свободное время?

Первые деньги от сценарного мастерства приходят через 5-7 лет. Иногда бывает, что у человека покупают первый сценарий, но это редкость. Но к выбору работы нужно подходить ответственно. Есть профессии, плохо совместимые со сценарной работой. Например, журналист. Я это знаю по собственному опыту.

Разве это не близкие вещи?

Журналистика – отличная школа. Но проблема в том, что нужно очень много писать. Сначала по работе, потом для себя. Это очень тяжело. Поэтому я стал редактором. Я мог закрыться в кабинете и сказать, что я занимаюсь очень важными делами. А вместо этого писал сценарий.

Откуда посоветуете черпать идеи?

Первое – это жизненные впечатления. Второе – это условно вторичная реальность. Это кино, книги. Это не значит, что нужно тупо заимствовать. Нужно пропускать через себя и создавать комбинации. К примеру, прочитали роман Фолкнера и посмотрели мультфильм. А потом берете героя Фолкнера, помещаете в ситуацию мультфильма и добавляете собственные впечатления. Именно так и рождаются по-настоящему крутые идеи.

Материалы по теме

  • Константин Хабенский: «Голливуд для меня — не карьера, а просто приключение»

    10 апреля 2015 / Мария Лемешева

    Вот уже пятнадцать лет Константин Хабенский — один из самых узнаваемых и востребованных актеров российского кино. Совершенно непонятно, как у него находится время и на кино, и на театр, и на телепроекты. А ведь немало сил он тратит и на благотворительность… Вот об этом и решила поговорить с Константином главный редактор The Hollywood Reporter Мария Лемешева.

    Комментировать
  • Наталья Еприкян: «Мыльные комедии не подходят нашему менталитету»

    23 августа 2017 / Дмитрий Осташевский

    25 августа на канале ТНТ стартует новый скетчком о любви во всех ее проявлениях «Love is…». Перед премьерой мы поговорили с автором и продюсером проекта Натальей Еприкян - «Натальей Андреевной» - о женской доле, писательском таланте и будущем юмористических сериалов.

    Комментировать
  • Донал Глисон: «Я бы вряд ли завел себе домашнего кролика»

    23 марта 2018 / Уилл Кинг

    Актер и режиссер фильма «Кролик Питер» рассказали THR о съемках и о том, куда магазин «Харродс» отправляет мелких нарушителей.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора