«Мир Дикого Запада»: у бурных чувств неистовый конец

«Мир Дикого Запада»: у бурных чувств неистовый конец
Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»

Закончился первый сезон «Мира Дикого Запада» - сериала HBO, который обсуждали яростнее всего в этом телесезоне. Уже есть цифры, что в Северной Америке «Мир Дикого Запада» стал самым успешным (по аудитории) сериалом HBO. Сериал вошел в почти все списки «лучшего, что было на ТВ в этом году»; количество публикаций зашкаливает.

Главное удовольствие заключалось даже не в просмотре, а в обсуждении теорий: что означала эта фраза, а та? Шляпа - это подсказка? А рубашка? А нож? Кто из роботов на самом деле разумен? После каждой серии в сети начинались обсуждения, не говоря уже о том, что в понедельник у офисных работников была тема для общения - как и в случае с «Игрой Престолов». Сериал, который будут обсуждать в офисе в понедельник - вот, кажется, та модель, к которой стремятся воскресные сериалы HBO. И в этом формате опять у них всё получилось.

Главное последствие такого подхода - мы с вами обсуждаем в основном не персонажей, а сюжетные повороты и степень их неожиданности. Ну, и придумки сценаристов - насколько, скажем, круто, что героя Хопкинса зовут именно Роберт Форд (уж не в честь ли Роберта Форда, убийцы Джесси Джеймса - который так завидовал кумиру, что хотел сначала быть с ним, а потом настолько возжелал стать круче него и прославиться, что убил бывшего подельника?); или что имя Бернарда Лоу - это анаграмма имени Арнольда Вебера (на английском, по крайней мере, наш перевод не сохранил эту подсказку); или что у Илона Маска в сериале не только бывшая жена, но и поезд.

Итак - что было, что будет, чем сердце успокоится.

Если вы не смотрели ни одной серии сериала или еще не посмотрели финал первого сезона - немедленно прекратите читать.

ЧТО МЫ УЗНАЛИ ИЗ ФИНАЛА

Человек в Чёрном - это Уильям

Не то чтобы это было большим сюрпризом для нас, поскольку, начиная со второй серии, были подсказки, а к финалу их количество стало уже неприличным. Но для Долорес это стало шоком. Каково узнать, что твоя единственная надежда на справедливость мира и хэппи-энд - на самом деле доказательство того, что мир именно так жесток, как ты того боялась?

Уайатт - это Долорес

Именно она организовала массовое убийство в Эскаланте.

Уайатт - это Тедди

Организатором-то была Долорес, но большая часть убитых - работа Тедди; при этом он сам не понимает, каким образом это произошло.

Мэйв всё еще следует программе, а не действует по собственной воле

Вся попытка побега в реальный мир была срежиссирована кем-то наверху (Фордом?), так же, как и выбор Мэйв остаться в парке и найти дочь.

Сознание пробуждается не при помощи знаний, а при помощи страданий

Именно это лежит в основе пути Долорес к лабиринту сейчас; именно страдание позволяет ей сделать последний шаг к обретению сознания, по мнению Форда. Последний знак обретения сознания - внутренний голос Долорес перестает быть голосом Арнольда и становится её собственным голосом.

Лабиринт - это не настоящий лабиринт

Это придуманное Арнольдом упражнение для пробуждения самосознания у андроидов; Человек в Чёрном зря искал Лабиринт.

Арнольд решил, что для освобождения его созданий нужна кровавая жертва

Тема кровавой жертвы действительно проходит красной нитью через сериал: Тереза в настоящем и Арнольд в прошлом; впрочем, Арнольд-то самостоятельно решил умереть.

Умозаключение «если хозяин убьет человека, парк точно не откроют» было, как выяснилось, ошибочным - парк открыли, и после смерти Арнольда он спокойно функционировал 35 лет.

История Долорес стала основой нового нарратива

Вернее, монолог Тедди над бездыханной Долорес - Тедди вслух мечтает о новом мире, и именно новый мир обещает Форд в своей новой истории. Последней истории.

Форд с самого начала вел именно к такому финалу

Просчитывающий всё на много ходов вперед Роберт Форд очень элегантно завершил сезон - то ли освобождением роботов, которым он сознательно «давал вырасти», то ли желанием убить всех человеков. Ну, и собственным убийством, красиво закольцовывающим его историю с Арнольдом - та же рука,и, кажется, тот же револьвер.


Финал сезона - это не финал всего сериала; и на будущее у нас очень много вопросов, ответы на которые мы узнаем, кажется, только в 2018 году, когда выйдет второй сезон.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ

Что случилось с Логаном тридцать лет назад?

Мы знаем, что компания DELOS теперь принадлежит Уильяму; можно предположить, что его план убедить отца Логана устранить сына от управления сработал. И что, женившись-таки на Джулиет, он в итоге унаследовал компанию.

Последний раз Логана мы видим на краю парка, верхом и голым, возможно - немного на грани истерики; что с ним случилось дальше? Спокойно ли он воспринял свое отстранение или строит зловещие планы мести? Выбрался ли он вообще из парка, в конце концов?

Что случилось с Элси и Стаббсом?

В конце шестой серии Элси в заброшенном театре душит Бернард; тела её мы не видели, потому рискнем предположить, что не до смерти (золотое правило сериалов - пока вы не видели труп, персонаж жив; иногда персонаж жив, даже когда вы видели труп).

На Стаббса напали индейцы в парке в конце 9-ой серии. Дальнейшая его судьба также неизвестна.

Есть злая версия: оба, конечно, убиты, и тела их где-то припрятаны. Оба послужили для отработки программы убийства человека роботом.

Есть добрая версия: обоих заманили в парк с какими-то отличными от убийства целями. В конце концов, Форд знал, чем закончится представление нового нарратива; возможно, этих двоих он таким образом спас?

Есть подсказки создателей: на сайтах DiscoverWestworld.com и DelosIncorporated.com можно выйти на вот такую картинку, показывающую местоположение планшета Элси в парке.

Там же можно прослушать аудиоклип, в котором Элси говори "Алло?" - возможно, из парка? Возможно, это намек!

Что теперь станет с мини-Робертом?

Подарок Арнольда Форду - андроид, выглядящий и ведущий себя, как Роберт Форд в детстве. Теперь, когда нет Форда, что станет с маленьким андроидом? Перепрограммируют ли его?

Убит точно Форд?

Неизвестно. Если оно говорит как Форд, двигается как Форд и даже умирает от выстрела - оно может быть и андроидом. Мы, в конце концов, в парке, и андроиды тут выглядят совсем как люди.

А настоящий Форд может сидеть где-то и потирать руки - он опять всех обыграл.

Впрочем, даже если он так красиво срежиссировал собственное убийство (хотя, если ты заставляешь робота тебя убить - это же самоубийство, наверное?) - он всё равно всех переиграл.

Есть и еще одна красивая версия - вся история с парком, все 35 лет были исключительно для того, чтобы научиться переносить свое сознание в тело андроида и жить вечно. Бернард - эксперимент (Форд попробовал перенести сознание Арнольда), причем почти успешный; срежессировав свое убийство, на деле Форд остался жив - просто не человеком.

Вообще хоть кто-то - убит?

Мы видим Долорес, радостно палящую из револьвера по убегающим гостям; мы видим, как гости падают. Одной из женщин пуля попадает в спину - кажется, ровно в позвоночник.

Мы видим, как получает пулю Человек в Черном - и радостно улыбается, ожидая продолжения.

Но мы не видим ни одного мертвого человека.

Снят ли последний запрет - может ли хозяин в самом деле убить человека на территории парка по собственной воле? Пока прямых подтверждений - кроме явно убитого Форда - нет. И явно убитого Арнольда. НО: в обоих случаях Долорес действовала явно по прямому если не приказу, то разрешению.

Нет ни одного показанного трупа кроме них - а это, согласно золотому правилу сериалов, может означать, что и убитых нет.

Есть ли вероятность, что гости только ранены, и таким образом андроиды взяли заложников? Есть. Есть ли вероятность, что все обошлись ранениями? Тоже есть.  Небольшая, конечно - но есть.

Насколько у хозяев пробудилось сознание?

То, что Мэйв принимала за собственные решения, оказалось более глубоким уровнем программы - так не может ли быть, что действия Долорес тоже никак не её собственная воля? Заявление «этот мир принадлежит не им, он принадлежит нам» может быть просто частью новой программы Долорес - нового нарратива Форда. И тогда её действия - тоже часть программы.

Просто новый нарратив Форда - он вовсе не про интересную историю, он про «убить всех человеков».

Ждет ли нас справедливое сражение хозяев с людьми?

Справедливое - с точки зрения уравнивания шансов.

До недавнего времени хозяева не могли убить человека - и это, конечно, несправедливо. Теперь, кажется, могут.

Но теперь у хозяев есть явственное преимущество, которое прямо проговорила Долорес. Когда кости Человека в Черном будет заносить песком, она - такая же юная и свежа - будет продолжать ходить по земле. Иными словами - хозяина всегда можно отлить заново.

Или не будет - в конце концов, кто сказал, что убитого андроида люди будут точно так же оживлять? А если не будут - о, вот тогда мы получаем тот самый момент истины, о котором так мечтал Человек в Черном. Честное, справедливое противостояние, где умереть могут оба. Умереть - навсегда.

Будет ли Долорес теперь только "злой Долорес"?

Новая версия Долорес строит коварные планы, убивает людей и криво ухмыляется - в  общем, ведет себя ровно так, как и должен себя вести злодей нового нарратива - Уайатт.

Временное ли это у неё или постоянное - вот в чем вопрос. Раскрыл ли лабиринт новую Долорес - совсем не ту милую девочку, которая рисовала пейзажи, а безжалостную убийцу?

Парк уже превратил милого мальчика Уильяма в Человека в Черном; произошло ли зеркальное изменение и с Долорес? Или это временная реакция, и дальше мы опять увидим "старую" Долорес?

Нас ждет Парк Самураев?

Или Парк Эпохи Сёгуната, или Японский парк - название неважно; в последней серии мы увидели несколько андроидов, одетых в японские доспехи. На вопрос «что это?» Мэйв получила ответ «Всё сложно» - вот и думай, что тут должно быть. Полное смешение времен и эпох - и японское нашествие на Дикий Запад? Или всё-таки второй парк? Или даже не второй, а просто - очередной?

В одном из интервью после выхода последней серии сезона Джонатан Нолан рассказал, что ему часто задавали вопрос о присутствовавших в оригинальном фильме других тематических парках - средневековом и римском, и он не знал, как на этот вопрос отвечать, чтобы не выдать спойлеры; и вообще, после фильмов Куросавы ему близка самурайская эпоха. Понимаем как хотим.

Куда более явная подсказка - в записке Мэйв о местоположении её дочери есть слова «Парк 1». Как хотите, не может быть большей подсказки, что существует и «Парк 2»...

А вот самурайский ли он или вообще иной - неизвестно.

Что за мир за пределами парка?

Мы так и не увидели, что происходит за пределами парка (Мэйв, ну что же ты), и можем опираться только на описания, данные персонажами.

Это, судя по всему, мир утопический, победивший насилие - иначе бы мы бы вряд ли увидели такую радостную ухмылку на лице Человека в Черном, когда он, наконец, получает пулю. Да и вся история Человека в Чёрном и его отношение к насилию в ином мире не потребовала бы таких вот развлечений в парке, скорее всего.

Никаких иных зацепок, кроме явного наличия в мире больших корпораций (собственно, DELOS), у нас нет.

Для каких целей корпорации DELOS нужна информация из парка?

Одна из линий сюжета связана с тем, что Шарлотта Хейл никак не готова потерять всю ту информацию, которая накопилась за 35 лет эксплуатации парка. Характер этой информации прямым текстом нам не раскрыли; возможно, это касается пробуждения сознания у хозяев, а, возможно, затрагивает какой-то аспект взаимодействия людей и андроидов.

Питер Абернати, первый «отец» Долорес,  должен был выступить «переносным жестким диском» для Шарлотты - но вынес ли он какую-то информацию из парка? Или Форд раскрыл маленький заговор, как и все заговоры у него под носом?

Судьба Питера нам неизвестна.

Где находится Мир Дикого Запада?

Нам известно, что для того, чтобы добраться до «входа в парк» - то есть места, где посетителей инструктируют и готовят к выезду в парк,  - они приезжают на поезде. При этом то, что по форме это напоминает поезд, вовсе не означает, что на деле оно не может быть, скажем, экспрессом на Луну.

Все сотрудники парка работают там вахтовым методом, и даже приезжающие с инспекцией остаются на месте инспекции жить, а не приезжают из дома ежедневно.

Несколько версий сейчас превалируют: другая планета (уж больно все хорошо с экологией), отдаленный остров (корпорация DELOS носит название греческого острова, к примеру), ну или биокупол неясно где. Есть даже версия, согласно которой интерактивный план парка, который мы видим в некоторых кадрах - настоящий парк и есть, и в нем проходит эксперимент с миниатюризацией.

И пока - никаких явных подсказок.

Ох.

Ждем 2018 год и второй сезон. Первый можно смотреть и  пересматривать на «Амедиатеке».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus