Немецкие телеканалы намерены бороться с Netflix

Немецкие телеканалы намерены бороться с Netflix

Недавно стало известно, что крупные немецкие телеканалы серьезно думают объединить усилия в создании мощной стриминговой платформы. Это связано с успешной работой Netflix в стране, ведь единственный способ составить ему конкуренцию — предоставлять аналогичные услуги. Ну, а неутомимый Netflix рассчитывает упрочить свой немецкий успех и готовит новые местные сериалы.

О национальной конкуренции

Немецкие телеконцерны не хотят сдавать потоковым сервисам свою территорию без боя. Недавно Pro Sieben Sat 1 объявил о желании запустить собственную мощную стриминговую платформу для Германии в партнерстве с Discovery. Запуск планируется в первой половине 2019 года (пробная их совместная платформа уже функционирует с осени прошлого года, и тогда же партнеры говорили, что это только начало). Их коллеги в разных странах Европы тоже ищут возможности создавать нечто свое. Так, во Франции France Télévisions, TF1 и M6 объявили о запуске партнерской платформы. В Великобритании с недавних пор функционирует сервис, который, кажется, возможен только там — True Royalty, предлагающий программы, игровое кино и документальные проекты, связанные с королевской семьей.

В ситуации с Германией интересно то, что телемагнаты задумываются о глобальной совместной деятельности, чтобы составить реальную конкуренцию прежде всего Netflix, который теперь еще и производит собственный местный контент. CEO Pro Sieben Sat 1 Макс Конце заявил, что приглашает к сотрудничеству RTL, ARD и ZDF, чтобы на паях «создать немецкого чемпиона». В ZDF от комментариев пока воздерживаются, зато реакция от RTL уже есть. «В принципе, мы открыты для сотрудничества и альянсов, если они соответствуют нашей бизнес-модели и если они правомерны юридически», — сказал представитель RTL изданию Süddeutsche Zeitung.

Проблема только в том, что такой альянс требует одобрения национальных антимонопольных органов. В 2012 году RTL и Pro Sieben думали создать совместный VoD сервис, год спустя аналогичный проект затеяли ZDF и ARD. В обоих случаях федеральное антимонопольное ведомство Bundeskartellamt через суд запретило им это делать, опасаясь возникновения монополии. Но это было до прихода Nerflix в Германию. По мнению Конце, теперь все иначе: «Мы считаем, что препятствий для подобных проектов больше не существуют, потому что ситуация на рынке изменилась».

О планах Netflix

Кадр из второго сезона сериала «Тьма»

Стриминговый гигант тем временем продолжает строить свое европейское и конкретно немецкое будущее. Во всем мире на Netflix подписано около 125 млн. человек. По словам соучредителя и CEO компании Рида Хастингса, Европа — это очень важный рынок, поэтому для завоевания континента в съемки местных сериалов и фильмов будет вложено около миллиарда евро. Важнейшее место на европейском рынке занимает Германия, в которой в настоящий момент около 4 млн. подписчиков, а к концу года их число должно возрасти до 5 млн.

Для Netflix Германия играет особую роль, так как быстрее соседей превращается из страны потребления контента в страну его производства. В конце 2017 года подписчикам представили «Тьму» (Dark), мрачную фантастику об исчезновении детей в вымышленном немецком городке. Первый сезон «Тьмы» оказался очень успешным, и ее решили продлить на второй. Между тем, Netflix готовит к выходу следующий проект — «Псы Берлина» (Dogs of Berlin). Тут город уже не выдуманный, а вполне реальный: как понятно из названия, действие происходит в немецкой столице. По сюжету двое полицейских (немецкого и турецкого происхождения) расследуют убийство, случившееся во время футбольного матча. Те, кто хочет больше узнать о немецких турецких кланах, наркотиках, футбольных фанатах и букмекерах, смогут увидеть все это уже в нынешнем году. Запланированы и съемки третьего сериала, «Волны» (Die Welle), собственной версии фильма «Эксперимент 2: Волна» с Юргеном Фогелем. В сериале, как и в полном метре, подростки и их учитель будут строить свое собственное идеальное общество, но постепенно, несмотря на благие намерения, все выйдет из-под контроля. Премьеру обещают в 2019 году.

Кадр из сериала «Псы Берлина»

О сантиментах

Быстро растущее число немецких подписчиков, новые проекты, полностью сделанные в Германии — это одна сторона медали. По ту сторону монитора не всегда видно того, на что влияют потоковые сервисы. Например, в набат забили старые добрые видеопрокаты, которые все еще популярны в Германии. Но сегодня количество желающих выйти из дома и дойти до ближайшего проката и взять DVD-диск падает, а арендная плата растет. Видеотеки должны проявить фантазию, чтобы сохранить клиентов. Некоторые полагаются на ностальгические чувства зрителя и предлагают видеокассеты, другие полностью меняют интерьер. Даже сами киноманы объединяются в группы в фейсбуке и собирают пожертвования для спасения любимых мест. Только в одной такой группе по спасению одного из старейших видеопрокатов Берлина Videodrom состоит около тысячи человек. И хотя видеопрокаты еще пытаются бороться за существование, тенденция очевидна. Шансов уцелеть у них все меньше и меньше.

Стареший видеопрокат Берлина Videodrom

О деньгах

Сложности, пусть и не такие катастрофические, имеются в Германии и у самого Netflix. Местные кинотеатры, дистрибьюторские компании и другие представители индустрии обязаны отчислять взносы в агентство Filmförderungsanstalt (FFA), эти деньги используются для финансирования кинопроизводства. На пришедшие в страну стриминговые платформы на практике это правило не распространялось, но в итоге и их обязали сбрасываться.

Netflix обращался с иском в Европейский суд, где попытался доказать, что не должен платить, потому что головной офис компании находится за пределами Германии. Но в мае нынешнего года суд подтвердил, что утвержденное в 2016 году Европейской Комиссией постановление касается и его. В соответствии с этим постановлением, поставщики услуг, находящиеся за пределами страны, также должны платить роялти, если они зарабатывают на показах внутри Германии. Netflix утверждал, что эта схема нарушает свободу предоставления услуг, свободу государственной помощи и налоговые правила Евросоюза. Однако все его претензии были отклонены. Сборы, которые он должна платить, основаны на проценте с продаж продукции в Германии, а также связаны с хронометражем продукта.

Что интересно, компания имеет дело с контентом, который частично сделан на деньги немецких фондов. Конкретным предметом разбирательств в европейском суде был «Немой» Дункана Джонса, доступный подписчикам Netflix. Liberty Productions для производства этого фильма получила 200 тыс. евро от Medienboard Berlin-Brandenburg и 1 млн. евро от Немецкого фонда киноискусства (German Motion Picture Fund). А съемки шли на студии «Бабельсберг». То есть Netflix не видит проблемы в том, что с одной стороны он продает продукт с подобным финансированием и, соответственно, зарабатывает на этом, с другой не желает сам скидываться в общий котел.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus