Рецензия: «Затерянный мир» Юрия Грымова

Рецензия: «Затерянный мир» Юрия Грымова
Сцена из спектакля «Затерянный мир»

Артур Конан Дойл, создатель знаменитого Шерлока Холмса, свой научно-фантастический роман «Затерянный мир» написал в 1912 году. Сюжет его таков: эксцентричный ученый-палеонтолог из Великобритании находит в джунглях Южной Америки доказательства существования выживших динозавров и отправляется на их поиски вместе со своей командой. Там, в дебрях джунглей Амазонки, их ждут всевозможные приключения и открытия. За прошедшее столетие к этому роману шесть раз обращались кинематографисты: первая экранизация была еще в 1925 году, последняя - в 2001, уже с использованием уникальных компьютерных технологий. Эта версия «Затерянного мира» даже была номинирована на премию «BAFTA TV Award» в категории «лучшие визуальные эффекты». Но поставить на сцене этот сложный по изобразительному ряду роман до сих пор никто не решался.

Юрий Грымов, отдавший много лет кинематографу и сумевший в нем утвердиться, осмелился перенести в реальность, причем на подмостках далеко не пафосного культурного центра «Москвич» в Текстильщиках, эту фантастическую историю профессора Челленджера и мира динозавров. И надо признать, ему, известному перфекционисту по части визуального ряда, удалось создать захватывающее зрелище. Спектакль этот детский, но с не меньшим интересом его смотрят и взрослые благодаря фантазии и профессионализму всей команды, работавшей над постановкой. Особой похвалы заслуживают художник-постановщик Кирилл Данилов, художник по свету Сергей Скорнецкий и художник по гриму Ксения Семенова.

Кстати, это первый высокотехнологический развлекательный проект, полностью созданный российскими разработчиками. Сам режиссер признался, что перед театральной постановкой преднамеренно не стал пересматривать ни один из фильмов по этому роману. Действие его спектакля происходит в двух разных мирах. Вначале зрители окунутся в цивилизованную и чопорную атмосферу Лондона XIX-го века. А когда команда профессора Челленджера отправляется в путешествие, сценические декорации Лондона в мгновение ока трансформируются в огромный корабль со снующими матросами и суетящимися путешественникам. Еще мгновение – и вот уже этот корабль, под дождем, в окружении высоченных волн движется по безбрежному океану.

Надо признать, не всякому стационарному театру с его технической оснащенностью подобное по силам. Сразу виден солидный бюджет этой постановки, которую поддержали Министерство культуры и Союз театральных деятелей России. В первом акте довольно много разговоров и дискуссий ученых мужей на тему «есть ли на Земле динозавры, нет ли их», которые явно не очень-то интересны юным зрителям. Режиссер признался: «Я включил эти дискуссии намеренно, спектакль рассчитан еще и на взрослых, которые пришли сюда с детьми. Да, я ставил детский спектакль, но нужно, чтобы и мне самому было интересно его и ставить, и смотреть». Но уже в самом начале показалась голова заключенного в клетку птеродактиля в лондонской квартире чудаковатого профессора. Дети заинтригованы, они ждут появления обещанных динозавров – и их ожидания вознаградятся сторицей. Во втором действии, после антракта, на сцене воцарился тот самый «затерянный мир» в джунглях Амазонки, где скачут обезьяны, раздаются интригующие, явно не из этого мира звуки. И вот, наконец, под покровом ночи из-за кулис появляется голова первой огромной рептилии. Но это только начало…

Динозавры разных видов, почти в натуральную величину, но совсем не страшные, скорее, симпатичные, один за другим выйдут на сцену. Семилетний ребенок, с которым я пришла на спектакль, не раз задаст мне сакраментальный вопрос: «А они настоящие?». Динозавры и впрямь выглядят не просто как настоящие, они перемещаются по сцене словно живые. Больше трех лет ушло на создание искусственных рептилий, а в самом спектакле (декорациях, освещении, видео- и аудиовизуальных эффектах) учтены все последние достижения в сфере развлечений. Потому и принимают его с таким восторгом дети, выросшие на компьютерных играх и не расстающиеся с планшетами и иными гаджетами. Такая постановка практически адекватна тем зрелищам, к которым они привыкли.

Но есть и очень важный мессидж режиссера в этом представлении: мы, люди, способны окончательно уничтожить живую природу, а наша задача - сохранить тот «затерянный мир», который меньше всего нуждается в нашем присутствии. И дети услышали это послание, откликнувшись хором из зала на призыв хранить открывшуюся им тайну. Кстати, мой юный спутник после спектакля уверял меня, что затерянный мир на Земле точно существует, и там, конечно же, живут динозавры.

Материалы по теме

  • В московском метро впервые прошла «Театральная ночь»

    27 декабря 2016 / Александр Фолин

    Студенты Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова показали на станции метро «Кропоткинская» фрагменты пластического спектакля «Воскресение».

    Комментировать
  • Рецензия: «Довлатов» Алексея Германа-младшего

    18 февраля 2018 / Сергей Сергиенко

    Тесно, душно, шумно и сумбурно об эпохе потерянной молодежи.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus