Канны 2016: История создания «Золотой пальмовой ветви»

Канны 2016: История создания «Золотой пальмовой ветви»

Каннский кинофестиваль как идея возник, когда в 1938 году в Венеции наградили картины Лени Рифеншталь и Витторио Муссолини и стало понятно, что нужно делать свой, независимый киносмотр, который будет огражден от политики. Проведение первого фестиваля на Лазурном Берегу было сорвано началом Второй мировой войны, и в итоге его удалось провести лишь семь лет спустя — в сентябре 1946-го.

Однако, несмотря на столь высокие цели, Канны в первые годы представляли собой скорее светское мероприятие. Призы получали все фильмы-участники, и это, конечно, значительно уменьшало ценность премии как таковой. Высшей наградой тогда был Гран-при — произведение одного из модных художников, которое ежегодно выбиралось административным советом.

Только в 1954 году, когда фестиваль наконец завоевал популярность, Робер Фавр ле Бре, президент и один из его отцов-основателей, предложил сделать главный приз постоянным. Несколько известных мастеров ювелирного дела работали над проектами награды, взяв за основу изображение пальмы с герба города Канны. Конкурс выиграл Люсьен Лазон, которому, по слухам, помогал сам Жан Кокто.

«Золотая пальмовая ветвь» со скошенным нижним краем, которую Лазон установил на терракотовую подставку авторства художника Себастьена, впервые была вручена Делберту Манну за фильм «Марти» и на многие годы стала символом успеха, билетом в VIP-ложу мирового кино, открытую только для избранных. Но не навсегда.

Из-за проблем с авторскими правами в 1964 году административный совет фестиваля вынужден был отказаться от «Золотой пальмовой ветви», которая к тому моменту уже успела стать брендом, а в 1968-м кинофорум и вовсе отменили из-за студенческих волнений. Только в 1975-м выбор окончательно остановился на символе города.

Все это время за честь считаться главным в Каннах боролись два приза, и в итоге Гран-при проиграл — он вручается и поныне, однако только как вторая по значимости премия. За всю историю фестиваля он получал самые разные модификации: Гран-при жюри, специальный Гран-при жюри и просто Гран-при — без лишних приставок.

Его обладателями дважды становились Андрей Тарковский («Солярис» и «Жертвоприношение») и Маттео Гарроне («Гоморра» и «Реальность»), а также Андрей Кончаловский («Сибириада»), Френсис Форд Коппола («Разговор») и многие другие.

Награду получали все новые и новые кинематографисты, чьи имена меняли историю кино.

К 1984 году от терракотового футляра решили отказаться, заменив его пирамидальной подставкой из камня. А уже в 1992-м ювелир Тьерри де Буркени вручную выточил и саму пальмовую ветвь, и хрустальную пирамиду, к которой она крепится.

Сопрезидент и креативный директор ювелирного дома Chopard Каролина Шойфеле стала еще одним Гефестом легендарной статуэтки — именно под ее началом «Золотая пальмовая ветвь» в последний раз кардинально изменила свой внешний вид. И вот уже 19 лет Chopard изготавливает самую значимую награду европейского кино.

История сотрудничества ювелирного дома с Каннским фестивалем началась, когда бренд открыл свой бутик на набережной Круазетт. Шойфеле познакомилась с тогдашним президентом киносмотра Пьером Вьо, который предложил ей провести редизайн статуэтки к 50-летию форума.

Шойфеле сделала награду более легкой и утонченной: 19 листьев она расположила так, словно пальмовая ветвь раскачивается на ветру. Хрустальная пирамида получила форму граненого бриллианта, а основание статуэтки было выточено в форме сердца — оммаж истории премии и любимый символ дома Chopard.

С 2014 года ветвь вручную выливается из 24-каратного золота стандарта Fairmined (прошедшие сертификацию артели добывают его в соответствии с требованиями защиты природы). Над ней работают семь мастеров на протяжении 40 часов и создают произведение ювелирного искусства как награду для творцов искусства кино.

 

Материалы по теме

  • Канны 2016: Главные фильмы фестиваля

    10 мая 2016 / Скотт Роксборо

    THR сделал подборку из 21 фильма каннского кинофестиваля, явно заслуживающих внимания.

    Комментировать
  • Адам Драйвер: «Процесс подготовки к "Патерсону" не отличался от "Звездных войн"»

    19 мая 2016 / Редакция THR Russia

    Актер рассказал о смелости Джима Джармуша, курсах вождения автобуса и секретах актерской игры.

    Комментировать
  • Джоди Фостер: «Я хотела стать режиссером, но не думала, что у меня это получится»

    23 мая 2016 / Ребекка Форд

    Актриса и режиссер делится мыслями о контроле над съемочным процессом, а также вспоминает о своих предыдущих поездках в Канны и испуге Мела Гибсона.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus