Режиссер «Игры на понижение» Адам МакКей: «Я считал, раз я режиссер комедий, у меня ничего не получится»

Режиссер «Игры на понижение» Адам МакКей: «Я считал, раз я режиссер комедий, у меня ничего не получится»

«Забавно, - говорит Адам МакКей, номинировавшийся в этом году на премию «Оскар» как соавтор сценария и режиссер «Игры на понижение», - когда я взялся за этот фильм, у меня и в мыслях не было, что я делаю «нечто совсем иное». Я просто погрузиться в проект, вот и все. Но это не значит, что мы не обрадованы тем вниманием, что он привлек». При этом МакКей был известен за свои разудалые хулиганские комедии с Уиллом Феррелом, в духе «Телеведущего: Легенде о Роне Бургунди».

47-летний режиссер и сценарист все детство в Пенсильвании был увлечен комедиями и кино в целом. Он экспериментировал со стэндапом, пока был студентом в университете Темпл, пока не бросил учебу и не отправился с другом в Чикаго, город, известный своими комиками. Там МакКей основал комедийную труппу «Бригада благонамеренных граждан», занимавшуюся импровизационными скетчами и тяготевшую к более агрессивной форме юмора. Хотя МакКей признает, что это было «чудесное время», он также вспоминает, что «денег они тогда совсем не зарабатывали», так что он присоединился к более успешной комик-труппе «Второй город», в которую на тот момент уже входили Стив Карелл, Стивен Колберт и Эми Седарис.

Жизнь МакКея серьезно изменилась, когда находившийся в Чикаго проездом главный продюсер телевизионного комедийного шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (Saturday Night Live) Лорн Майклс нанял его в свое шоу. Молодой комик не только выступил перед Майклсом, но и показал ему свои тексты, и в результате стал сценаристом на шоу. По прошествии времени он стал главным сценаристом и начал снимать сам. Именно тогда у них началась дружба с Уиллом Ферреллом. Они поняли, что у них «удивительно совпадают вкусы в том, что касается комедии» и сели писать вместе сценарий «Августовского прокола». Несмотря на поддержку Майклса, проект так и не был реализован, так что они переключились на «Телеведущего: Легенду о Роне Бургунди». Сначала от него отказались все студии города, но после успеха комедии «Старая закалка» к проекту все же проявили интерес.

Кадр из фильма «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди».

 Под вывеской иронично названной компании Gary Sanchez Productions они выпустили фильмы «Телеведущий…» и его сиквел, «Рики Бобби: Король дороги», «Сводные братья» и «Копы в глубоком запасе».  Также МакКей писал сценарии для других фильмов Феррела –  «Эльф», «Грязная кампания за честные выборы», «Крепись!». Еще они создали вместе сайт Funny or Die, где пародируют новые медиа.

«Какие бы дурашливые и абсурдистские эти фильмы не были», говорит МакКей, он и Феррелл всегда хотели, чтобы их комедии говорили людям что-то серьезное. Например, в финале «Копов в глубоком запасе» говорилось об экономическом кризисе, и создание фильма еще больше разожгло интерес МакКея к экономике и политике. Ранее он писал и/или снимал политические скетчи для Saturday Night Live. Теперь же он добрался до книги Майкла Льюиса 2010 года, «Большая игра на понижение», которую проглотил за одну ночь. Он видел в ней потенциал для экранизации, как в романах Льюиса,  ставших книгами («Человек, который изменил все» и «Невидимая сторона»), но он считал, что «раз я режиссер комедий, у меня ничего с этим не получится».

Потом, когда «дела пошли хорошо, и я попробовал себя не только в комедии» (МакКей написал сценарий к «Человеку-муравью»), агент МакКея, Клифф Робертс спросил его, какой проект его интересует, и режиссер сразу назвал «Игру на понижение». Робертс организовал встречу МакКея с представителями компании Plan B Entertainment, владевшими правами на экранизацию книги, которым очень понравилось его режиссерское видение, в том числе манера обращения персонажей с экрана к зрителям.

Кадр из фильма «Игра на понижение».

На тот момент у компании Plan B уже был «отличный сценарий Чарльза Рэндольфа», вспоминает МакКей, так что ему не пришлось начинать с нуля. У него уже были в уме актеры на каждую роль, но он не смел мечтать, что все они согласятся, и он поработал над сценарием. «Я переключил на четвертую скорость, сломал четвертую стену, вставил объяснения, переписал пару сцен, немного поменял тон, но в целом оставил прекрасные куски текста Рэндольфа без изменений, - признается МакКей. – Он написал некоторые из моих любимых реплик фильма». Получился сценарий, от которого они оба были в восторге, что редкость в таких ситуациях. «Мы вроде как смешали наши стили» - добавляет МакКей.

В результате сценарий привлек волшебный актерский состав - Брэда Питта, Кристиана Бейла, Райана Гослинга и давнего партнера МакКея по кино, Стивена Каррела. Кроме того, в камео появляются Селена Гомес и Марго Робби, а также над фильмом работали профессионалы первого класса, оператор Барри Экройд и режиссер монтажа, Хэнк Корвин. Все эти слагаемые успеха так удачно срослись воедино благодаря режиссуре МакКея, что фильм выиграл главный приз Американской гильдии продюсеров, номинации за лучший актерский состав Американской гильдии киноактеров, за лучшую режиссуру Американской гильдии режиссеров и за лучший адаптированный сценарий Американской гильдии сценаристов. Кроме того, не стоит забывать про пять номинаций на премию «Оскар», в том числе две МакКею – как режиссеру и как соавтору сценария.

Кадр из фильма «Игра на понижение»

Самое важное для МакКея – что фильм привлекает внимание к проблеме, которую все уже стали забывать. «Разговоры о банковской реформе и об огромной власти банков в какой-то момент просто прекратились, - говорит он, - а правда при этом заключается в том, что банки стали еще крупнее, на 30-40%, и это окажет влияние на всех нас». МакКей добавляет: «Я бы хотел, чтобы кандидатов на любую должность – в Сенат, в конгресс, на пост президента -  постоянно спрашивали: "Почему вы берете деньги у банков? И если берете, то почему вы голосуете против банковской реформы? По-моему, вы нас всех продаете"».

Что же ждет в будущем Адама МакКея? Он вернется к комедиям или его карьера кардинально изменится? «Это может быть супер-мрачная драма, - смеется он. – Я могу снять комедию с Ферреллом, я могу снять что-то подобное «Игре на понижение» с ее коллажной манерой, но на другую тему. Я думаю, самое приятное, что из всего этого получилось – я могу теперь смело сказать предыдущее предложение».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus