«Освобождение» Юрия Озерова. Долгая дорога к свободе

«Освобождение» Юрия Озерова. Долгая дорога к свободе
Кадр из фильма «Освобождение»

Голливудские фильмы о победах союзных войск во Второй мировой войне выглядят сегодня как что-то само собой разумеющееся, хотя у российских зрителей по-прежнему вызывают обоснованное возмущение. Появление крупномасштабных картин (от «Спасти рядового Райана» до недавней «Ярости») и высокобюджетных сериалов (наподобие «Тихого океана» и «Братьев по оружию», спродюсированных Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом) привело к тому, что в ходе социологических опросов, которые проводятся по всему миру, победителем во Второй мировой респонденты все чаще называют США.

Опасность такой трактовки событий возникла, как ни странно, еще в середине 1960-х, когда на экраны всего мира вышли «Большой побег» со Стивом МакКуином, «Самый длинный день», посвященный высадке в Нормандии, «Паттон», «Молодые львы» и многие другие военные фильмы, в которых подчеркивалась роль союзников в поражении фашистской Германии.

В это же время в Советском Союзе кинематограф переживал последствия ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, и пытался приспособиться к новой идеологии. Блестящие картины, которые снимались в те годы, рассказывали в основном о судьбах солдат, концентрировались на «окопной правде». Их действие разворачивалось на фронте, но до эпического масштаба первых послевоенных кинолент вроде «Падения Берлина» с Михаилом Геловани или «Сталинградской битвы» они недотягивали.

И именно тогда было решено создать свою эпопею о Второй мировой, способную дать отпор потоку западных военных картин. Ее курированием занимался непосредственно ЦК КПСС, а в качестве постановщика был утвержден Юрий Николаевич Озеров — фронтовик и режиссер, в активе которого уже были фильмы и о Второй мировой («Фуртуна» об албанских партизанах), и о Гражданской войне («Кочубей»).

Поскольку новая лента должна была отразить не только военные действия, но и события, которые разворачивались в штабах и высоких властных кабинетах по обе стороны фронта, то и сценаристов взяли двоих — по одному на каждый из планов эпопеи. Окопными сценами занялся классик «лейтенантской прозы» Юрий Бондарев, который использовал в сценарии эпизоды из своих литературных произведений (в том числе из повести «Батальоны просят огня», экранизированной почти двадцатью годами позднее).

За исторические сцены взялся еще один писатель-фронтовик — Оскар Курганов. Последнее важное указание, которое получили авторы перед началом работы, — ни в коем случае не касаться в картине первых лет войны. Эпопея должна была начинаться с переломного момента Великой Отечественной — битвы на Курской дуге, после которой советские войска перешли в наступление и освободили Европу.

Первоначально фильмы, составившие озеровский цикл, не имели собственных подзаголовков и проходили под порядковыми номерами: «Освобождение 1», «Освобождение 2» и так далее. В окончательном варианте картины получили названия «Огненная дуга» (о крупнейшем танковом сражении Второй мировой), «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода), «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и неудачном покушении на Адольфа Гитлера), «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (по сути — единый фильм, разделенный надвое из прокатных соображений).

Разумеется, ключевую часть эпопеи составили масштабные бои, в съемках которых была задействована многотысячная массовка. Озеров с самого начала принял решение о том, что его фильм должен быть максимально достоверным, снятым почти «под документ», — именно поэтому в окончательный монтаж идеально вписались кадры военной хроники.

Чтобы добиться своей цели, команда Озерова выстроила для боевых эпизодов гигантские декорации с проложенной связью и полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют немногие персонажи, придуманные сценаристами и связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Николай Олялин) и его возлюбленная, медсестра Зоя (Лариса Голубкина), полковник Лукин (Всеволод Санаев) и адъютант Сашка (Сергей Никоненко).

Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съемок были живы прототипы ключевых героев картины — такие, как Иван Конев и Георгий Жуков. Маршала Победы Озеров даже планировал заполучить в качестве главного консультанта, однако сделать это так и не удалось.

Хотя опала, в которую попал Георгий Константинович при Никите Хрущеве, пошла на убыль с приходом Леонида Брежнева, маршал все еще был в немилости у многих крупных чиновников. Единственное, что смог сделать Жуков, — передать в руки Озерова только что законченный том своих мемуаров «Воспоминания и размышления» (опубликованы в 1969-м) и предложить на свою роль Михаила Ульянова, который полюбился маршалу после фильма «Председатель».

Надо сказать, ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал не только фирменной работой артиста, но и одной из причин, по которым «Освобождение» на несколько лет легло на полку. Кураторам проекта (в частности, маршалу Гречко) показалось, что авторы значительно преувеличили роль Жукова в победе над фашистами.

Отдельные проблемы, разумеется, возникли с утверждением актера на роль Иосифа Сталина. Более того, сцен с участием генералиссимуса в первоначальном сценарии вовсе не было. Вождя, конечно, не запрещали показывать на экране, но после ХХ съезда он мог фигурировать в кино исключительно как близкий соратник Ленина, а не Верховный главнокомандующий, который привел советский народ к победе над фашизмом.

Однако Озеров все же пошел на риск: пригласив на эту роль Бухути Закариадзе, он отснял все эпизоды с участием вождя ночами, после окончания официальных съемок. Смелый поступок режиссера полностью себя оправдал — появление Сталина было с восторгом встречено первыми зрителями «Освобождения». Особенно ветеранами, которые вставали и аплодировали всякий раз, когда на экране возникал генералиссимус.

С исполнителем роли Гитлера картине в известном смысле повезло — режиссеру удалось привлечь к проекту немецкого актера Фрица Дица, который уже не раз перевоплощался в фюрера в фильмах производства ГДР. Артист, уже порядком уставший от роли верховного фашиста, некоторое время упирался, но Озеров пошел на хитрость и вызвал его в СССР под предлогом проб на роль фельдмаршала Манштейна.

Узнав, что его провели, Диц порядком расстроился — из-за сходства с фюрером и необходимости изображать его на экране актер не мог добиться не то что званий, но даже повышения ставки. В дело вмешалось руководство СССР и ГДР, и было достигнуто взаимовыгодное соглашение. Актер согласился вновь примерить усы и косую челку, а советские чиновники добились того, что на съемках «Освобождения» ему платили двойную ставку. В дальнейшем он продолжил свою личную «гитлериану» и снялся, в частности, в этой роли в сериале «Семнадцать мгновений весны».

Материальное обеспечение съемочного процесса также вызвало серьезные сложности, хоть и не идеологического порядка. С производством точных копий российской и нацистской атрибутики — формы, оружия и знаков отличия — команда, конечно, справилась. Но отыскать для съемок технику времен Второй мировой было гораздо сложнее. В результате нескольким заводам был отдан приказ изготовить аутентичные советские и немецкие танки, принимавшие участие в боях.

Самыми трудоемкими, разумеется, стали съемки. «Освобождение» должно было максимально точно, масштабно и достоверно отобразить ход войны, поэтому снимали по возможности там же, где проходили описываемые в фильме события. Команда Юрия Озерова объехала всю Европу, побывав и в Италии, и в Польше, и в Германии. Последние бои Второй мировой удалось отснять на фоне приготовленных к сносу руин Рейхстага.

На родине фюрера прошла работа и над ключевой сценой пятого фильма «Последний штурм», в которой берлинское метро подвергается затоплению по приказу Гитлера. Все, что не удалось снять в Берлине, доделали позже в специально выстроенной декорации на одном из шлюзов Москвы-реки.

Когда картина вышла на экран, Озерова ждал полный и безоговорочный триумф. К моменту выхода последнего фильма в 1972 году количество зрителей составило фантастические 400 млн человек.

Остается добавить, что на достигнутом Юрий Николаевич не остановился. Спустя полтора десятилетия режиссер вернулся к военной теме, досняв «запрещенные» для «Освобождения» «Битву за Москву» и «Сталинград». Все вместе эти картины стали самой масштабной в истории военной эпопеей, которая и по сей день безупречно подходит для детального знакомства с историей Второй мировой посредством кинематографа.

Материалы по теме

  • За кадром спецпроекта THR Russia с Данилой Козловским

    16 апреля 2013 / Илья Кувшинов

    Ради участия в фотосессии The Hollywood Reporter Данила Козловский нашел окно в своем плотном графике, и во время съемки даже сделал несколько откровенных признаний.

    Комментировать
  • Девочки кровавые в глазах

    30 марта 2014 / Ярослав Забалуев

    Судя по новому проекту Enjoy Movies, у Влада Цепеша, он же граф Дракула, появился серьезный конкурент по части готичных и кровавых историй. Точнее, конкурентка — его землячка графиня Елизавета Батори, роль которой в новом холодящем кровь хорроре досталась Светлане Ходченковой.

    Комментировать
  • Российский кинопрокат: лидером стала отечественная комедия «Кухня в Париже»

    07 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Проект Дмитрия Дьяченко почти втрое отбил свой бюджет. Ремейк «13-го района» с Полом Уокером замкнул пятерку.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus