Артем Засурский: «Наша индустрия становится жертвой популизма политиков»

Артем Засурский: «Наша индустрия становится жертвой популизма политиков»
Артем Засурский

В кабинете Засурского звучит приглушенная классическая музыка, в руках – мороженое без жиров, и перспективы отрасли рынка легального VOD выглядят довольно радужно.

- В вашем интервью год назад, до вступления в силу антипиратского закона, вы делали определенную ставку на этот год, называя его определяющим для рынка «видео по запросу». Если подвести какие-то итоги, что сбылось из прогнозов, а что - нет?

- Положительная динамика по рынку есть. Ожидания, которые были связаны с ростом потребления легального контента, оправдываются. Количество пиратского контента снижается. В целом, тренд – позитивный, отрицать это нельзя и есть чему радоваться. Но я бы не стал говорить, что данный закон решает все проблемы бизнеса. Он все равно работает очень локально, очень адресно и с большими усилиями.

Появился инструмент для удаления контента, для ограничения доступа к каким-то определенным наименованиям. Он работает, если конечный правообладатель некоей единицы контента, или компания, уполномоченная этим правообладателем, прилагает усилия для того, чтобы этот контент защитить.

Сейчас это делается определенным количеством правообладателей или прокатчиков перед релизом фильма в кинотеатрах. Они либо собственными силами, либо с помощью сторонних компаний, которые мониторят медиа-пространство на аутсорсинге, находят копии и договариваются об их удалении.

Раньше при обращении к сайтам тебя даже не слышали. Сейчас это стало возможным, и сайты стараются контент удалять и не доводить дело до суда. Это серьезный шаг для улучшения ситуации, но учитывая то, по каким законам «диких джунглей» мы жили прежде, его одного недостаточно для кардинального изменения ситуации.

У нас, наверное, этот путь будет особенно тяжел и тернист. Я могу провести аналогию с теми же самыми парковками, которыми все возмущались, но они, тем не менее, работают. Связка «парковка + эвакуатор» решила проблему движения в центре города. Ситуация кардинально изменилась. Люди знают, что если поставишь не по правилам, оштрафуют, и оставляют машины там, где можно.

Здесь - то же самое: закон должен каким-то образом адресоваться конечному пользователю, обучать его. Именно так это работает в Европе.

- Какие изменения для лучшей работы анти-пиратского закона вы бы предложили внести? Штрафовать пользователей, как делают в Европе?

- Во-первых, изучить и ввести различные способы взаимодействия с конечным пользователем. Я бы не стал сразу вводить штрафы. Есть разные методы приучения к новым правилам.

Я бы взял наиболее мягкий вариант. В первый раз на имейл пользователя нелегального ресурса приходит письмо, в котором написано что-то вроде: «Дорогой Вася! Мы знаем, что ты скачал такой-то фильм тогда-то и оттуда-то. Это неправильно и противоречит нашему законодательству. Но есть легальные сайты (перечисление сайтов, в подсказку зрителю), где можно легально посмотреть тот же самый фильм». Во второй раз нарушителю приходит письмо по почте, с более строгой формулировкой. А на третий раз уже приходит штраф. Причем штраф, на мой взгляд, должен быть ощутимым, чтобы дальше уже неповадно было.

Обычно в качестве аргумента выдвигается версия, что человек не знал, что этот сайт - пиратский. Человеку можно и нужно идти навстречу, и штрафовать только уже хронических нарушителей.

Я не уполномочен заниматься законотворчеством, но думаю, что можно при желании изучить лучший мировой опыт и сделать правильные шаги. Мы, как индустрия в данном случае, становимся жертвой популизма политиков, которые не хотят вводить непопулярные меры. Хотя с точки зрения здравого смысла разница между воровством патента на лекарство или воровством музыкального фильма очевидна.

«Интеллектуальную собственность» нельзя взвесить, и от воровства она не уменьшается. Кинопродукция – это такая же интеллектуальная собственность, и должна быть качественно защищена.

- То есть требуется больше года, чтобы приучить пользователя к легальному просмотру?

- Конечно. В мире подобные законы введены и используются уже десятки лет, и результаты другие. Странно было бы ожидать каких-то радикальных изменений после нескольких месяцев введения. Хорошо, что ничего радикального не сделали. Люди бы испытали шок, если бы все везде разом заблокировали, не создав качественных альтернатив. Это как раз поле нашей деятельности и за прошедший год мы добились значительного качественного улучшения работы наших приложений на разных устройствах и видим, что приложение «Стрим» востребовано.

Мы наблюдаем, как прогрессирует просмотр видеоконтента на Smart TV, где просмотр становится намного удобнее, а выбор фильмов – богаче. На Smart TV не только, но и оплачивать становится удобнее, что крайне важно для зрителя. Технологический процесс тоже не стоит на месте.

Индустрия благодатно воспринимает как развитие технологии, так и прогрессивное законодательство. Хотелось бы, чтобы с точки зрения законодательства это развитие шло в правильном направлении. Чтобы не произошел откат к более мягкой позиции, а продолжалась бы последовательная работа по наведению порядка.

- Какой будет ваш прогноз на дальнейшее развитие?

- У меня есть абсолютная уверенность, что в ближайшие годы на рынке VOD, электронной доставки контента, будет наблюдаться значительный рост. И в рекламной, и в подписочной модели. И рост будет существенным - в десятки, если не в сотни процентов в год. И потолок этого роста мы с вами сейчас не увидим.

Растет аудитория Интернет в России, растет проникновение Smart TV, растет платежеспособность. Если когда-то аудитория всех кинотеатров измерялась десятками тысяч человек, то через 5 лет она может составлять и 10 миллионов - рост в 10 раз за несколько лет вполне реален. Это неминуемое явление, связанное с проникновением продвинутых устройств в нашу жизнь. Сегодня из способов просмотра кино остался кинотеатр и альтернатива ему – различные цифровые устройства.

Потребление вырастет, а с точки зрения бизнеса главная проблема сейчас – это очень низкая маржинальность отрасли. Если взять какой-нибудь суперпопулярный фильм, вышедший в этом году, например, «Трансформеры», то роялти за него составляют порядка 70 процентов. Apple забирает себе 30 процентов. А на оставшийся ноль процентов уже можно заниматься развитием бизнеса…

Понятно, что есть фильмы, по которым разделение доходов проходит по другим параметрам. Есть платформы, где меньше комиссия. Но ситуация, когда у тебя стоимость контента всегда больше 50 процентов, а иногда, в случае самых популярных и топовых тайтлов, достигает 70 процентов - она описывается выражением «работать, чтобы согреться».

Бесконечно это субсидирование правообладателя продолжаться не может. Любой инвестор рано или поздно хочет видеть реальную прибыль, а не прогнозы о невероятном росте. Некоторые наши конкуренты уже столкнулись с тем, что расти уже некуда, а прибыли и перспектив не видно. Мы постоянно работаем с правообладателями, чтобы делать экономику нашей отрасли более осмысленной.

Материалы по теме

  • Про комиссара Гордона снимут сериал «Готэм»

    25 сентября 2013 / Редакция THR Russia

    Один из соратников Бэтмена будет удостоен своего собственного спин-оффа - телесериала на канале Fox.

    Комментировать
  • Жан-Клод Ван Дамм сыграет в ремейке «Кикбоксера»

    02 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    Компанию актеру составят Ален Мусси («Люди Икс: Дни минувшего будущего») и звезда «Стражей Галактики» Дэйв Батиста.

    Комментировать
  • «Родина» Павла Лунгина бьет рекорды по просмотрам

    23 марта 2015 / Редакция THR Russia

    Сериал с Владимиром Машковым собрал возле экранов больше зрителей, чем драма Первого канала «Орлова и Александров» и «Закон каменных джунглей» канала ТНТ.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus