Переключение скорости: Что такое 48 кадров в секунду

Переключение скорости: Что такое 48 кадров в секунду

Весной прошлого года в Лас-Вегасе Джеймс Кэмерон устроил настоящую сенсацию. Выступая на форуме CinemaCon, он сообщил, что планирует снимать продолжение «Аватара» на HFR (Higher Frame Rate – повышенная кадровая частота), то есть со скоростью 48 или 60 кадров в секунду. Более того, Кэмерон приготовил собравшимся сюрприз – сравнительную демонстрацию одной и той же объемной сцены, снятой и на стандартной, и на увеличенной частоте. Отличия, что называется, говорили сами за себя. «Если 3D-кино стало окном в реальность, то HFR избавляет нас от стекла в нем», – услышав такое из уст создателя самого кассового фильма в истории, присутствующие оказались изрядно ошарашены. Новость мгновенно облетела студии, и представители кинобизнеса быстро смекнули, что идея Кэмерона может породить настоящую революцию. Крутите быстрее! На заре кинематографа частота съемки обычно составляла от 14 до 26 кадров в секунду – именно с такой скоростью операторы крутили ручки своих механических аппаратов. Затем появились электромоторы, ну а ближе к концу 20-х годов прошлого века в кино пришел звук, потребовавший четкой синхронизации мимики актеров с их речью. Легендарный стандарт родился просто: была выбрана самая низкая (а значит, экономичная) скорость движения ленты, при которой в кадре еще возможна прямая речь. Надо сказать, что уже к тому моменту Томас Эдисон доказал: смена изображений с частотой менее 46 герц вызывает у зрителей дискомфорт и утомляет зрение. По этой причине конструкторам пришлось пойти на хитрость: кинопроекторы оснастили механическими шторками, которые во время демонстрации каждого кадра один или два раза прерывали световой поток. В итоге получилось, что картинка на экране сменяется 48, а то и 72 раза в секунду, хотя реальных кадров по-прежнему осталось ровно 24. Глаза в 3D не верят Описанная схема кинопоказа быстро распространилась по миру и стала общепринятым стандартом, без проблем пережив технологические перевороты вроде появления цветной пленки или многоканального звука. Даже постепенный переход кинотеатров на цифровые проекторы особых неприятностей формату-долгожителю поначалу не предрекал. Тучи начали сгущаться года полтора назад, когда стартовал по-настоящему массовый прокат трехмерных фильмов. После первых походов на 3D-сеанс зрители частенько жаловались на утомление, головную боль, а иногда дело доходило чуть ли не до потери координации. Объяснений данным неприятностям нашлось несколько: несовершенство или неправильная настройка проекционной аппаратуры, неудачная эргономика очков и, наконец, мизерный опыт в сотворении объемного изображения, причем практически у всех участников съемочного процесса – от режиссеров до осветителей. Кинопрокатчики и студии, разумеется, тут же принялись указанные недостатки искоренять, однако ирония состоит в том, что о главном виновнике зрительского дискомфорта в тот момент почти не упоминалось. А ведь именно низкая частота смены кадров, а точнее, вызванные ею нестабильность и мерцание картинки и послужили главной причиной, прямо скажем, далеко не идеального качества 3D-изображения.

Наглядная разница между 24 и 60 кадрами в секунду
Заявка на революцию О проблеме невысокой скорости съемки эксперты предпочитали не упоминать по одной простой причине: за десятилетия абсолютного лидерства формат 24 к/сек. настолько глубоко проник во все уголки кинопроизводства, включая подсознание режиссеров и операторов, что саму мысль об отказе от него мало кто мог принять всерьез. И вот такой человек наконец нашелся. Цель своей инициативы Кэмерон определил предельно конкретно: избавиться от мерцания и смазанности быстрого движения, присущих традиционной съемочной технологии, а самое главное – радикально улучшить отображение трехмерной картинки. И сам же взялся за организацию дела. Уже в сентябре 2011 года на амстердамской выставке IBС Джеймс представил собравшимся первый коммерчески доступный проектор Christie Solaria, полностью готовый к показу фильмов в 3D, снятых на скорости до 60 кадров в секунду. Ну а далее последовало сообщение, что помимо сиквелов «Аватара» появился еще один проект, который однозначно будет сделан в HFR. Речь шла о «Хоббите», которого Питер Джексон снимает на скорости 48 кадров в секунду. Первая часть фильма должна появиться на экранах в декабре. Цена ускорения Итак, уже в этом году нас ожидает пришествие нового формата – нового настолько, что кинотеатров, в которых с ним можно было бы познакомиться, во всем мире лишь единицы! Есть ли при таком раскладе у технологии шансы на успех? Все зависит от того, благосклонно ли отнесутся к переходу на HFR студийные продюсеры и владельцы кинотеатров, то есть те, кому первыми придется оплатить его появление. Насколько же дорого снять и показать эти самые дополнительные кадры? Как ни удивительно, но с точки зрения создателей фильма, никаких трудноразрешимых, а значит, сверхзатратных задач, похоже, не предвидится. Дело в том, что современная съемочная техника – и пленочная, и тем более цифровая уже сейчас без проблем работает на скоростях вплоть до 60 к/сек. Другое дело, что повышение кадровой частоты неминуемо выльется в увеличение расходов на пленку или в необходимость перехода на более емкие и быстрые устройства для работы с цифровыми исходниками. Что касается кинопроката, то и тут технические сложности не кажутся фатальными. Может, для кого-то это станет откровением, но цифровые 3D-проекторы уже в данный момент показывают кино со скоростью до 144 кадров в секунду. Все просто: каждый из 48 реальных кадров (по 24 для левого и правого глаза) для большей комфортности восприятия демонстрируется, как мы помним, по три раза. Понятно, что реальное повышение скорости съемки потребует как минимум обновления программного обеспечения серверов и проекторов, а также расширения каналов передачи данных. Однако полной смены крайне дорогостоящего «железа» владельцам кинотеатров, уже перешедших на «цифру», судя по всему, удастся избежать.
При современном способе 3D-проекции каждый из 24 кадров для каждого глаза повторяется три раза — итого 144 к./сек.
Мыло в голове Самое непростое препятствие для нового формата оказалось никак не связано с его высокими техническими требованиями – оно обнаружилось в головах самих зрителей, точнее, в особенностях нашего визуального восприятия. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть в HD-формате любой не слишком высокобюджетный телесериал. Чаще всего их снимают на видео с частотой именно 60 к/сек., так что специфику изображения уловить будет не сложно. Если в двух словах, она заключается в ощущении нарочитой театральности, можно сказать, гиперреальности действия. Несколько лет назад такая картинка просто не вписывалась в систему наших визуальных стереотипов, теперь же она известна под названием «эффект мыльной оперы». Стоит ли говорить, что риск подсознательных ассоциаций с дешевыми сериалами продюсеров серьезных кинопроектов уж точно не обрадует. Впрочем, в данной ситуации имеется несколько но. Во-первых, по мнению многих профи, ощущение кинематографичности картинки вызывается не столько низкой частотой кадров как таковой, сколько стилем освещения, построением сцены и тонкими настройками камеры. А во-вторых, стереотипам свойственно меняться, и непривычная для ортодоксальных киноманов гладкость картинки через несколько лет вполне может стать нормой, а стильное мерцание будет восприниматься как раздражающий дефект съемки. В любом случае старый формат никто запрещать не собирается, так что поклонникам артхауса особенно переживать не стоит. Что же касается создателей куда более массовых экшн-фильмов, то для них лучший подарок, чем HFR, придумать трудно. В рамках классических 24 кадров творцам блокбастеров откровенно тесно: острый сюжет требует динамичной съемки, а тут приходится искусственно ограничивать скорость панорамирования и даже сознательно смазывать кадры, только чтобы сделать движение как можно более плавным. Опять-таки картинка в 3D на стандартной кадровой частоте по-прежнему смотрится далеко не идеально, и сколько бы ни бились инженеры над созданием хитрых «улучшайзеров», проблему нужно решать в корне – иначе зрительский интерес к объемному кино может попросту тихо угаснуть. Одним словом, очередной идейный конфликт тонких эстетов с высокотехнологичным мейнстримом, видимо, и на этот раз закончится как обычно: обе стороны останутся при своем мнении и при своей аудитории.
Если объемный фильм снят на 48 кадрах в секунду, количество честной визуальной информации увеличивается вдвое, а частота проекции возрастает до 192 к./сек.
Новый паровоз Итак, 13 декабря 2012 года в нашем прокате появится первый трехмерный фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду. Означает ли это, что все мы еще до конца года сможем увидеть сверхплавные 3D-эффекты в продвинутом формате HFR? Конечно же, нет. Даже если апгрейд кинопроекторов действительно окажется настолько беспроблемным, как об этом сейчас говорят, все равно он потребует определенных инвестиций и времени. Причем имейте в виду, что речь идет только об относительно новых высококлассных цифровых аппаратах – печатать пленочные копии фильмов, которые будут в два раза длиннее стандартных, похоже, никто вообще не собирается. Еще один тонкий момент – поддержка нового формата со стороны киностудий. Судя по всему, в ближайшей перспективе никто, кроме Питера Джексона, высокими скоростями нас не побалует, а значит, компенсировать даже относительно небольшие затраты на модернизацию кинотеатрам будет очень непросто. Впрочем, посмотреть «Хоббита» мы все равно сможем – разумеется, в стандартной версии 24 к/сек. С другой стороны, вряд ли стоит сомневаться, что после выхода второго «Аватара» волна 3D-фильмов в HFR просто захлестнет кинорынок. Кстати, по словам Кэмерона, Джордж Лукас воспринял идею увеличения частоты кадров с большим энтузиазмом. Так что каждый прокатчик, затевающий обновление аппаратуры, должен иметь в виду: проектор, не поддерживающий новую технологию, в скором времени может лишить его важного конкурентного преимущества. Более того, никто не скрывает надежд, что переход на новый качественный уровень в показе объема и передаче быстрого движения поможет снова заманить в большие залы тех зрителей, которые плотно обосновались у своих собственных экранов. Правда, и производители телевизоров, в свою очередь, вряд ли упустят шанс предложить покупателям модели с поддержкой продвинутой киношной технологии, чтобы соблазнить их на очередной апгрейд домашнего кинотеатра. Одним словом, очень похоже, что формату HFR суждено стать очередным локомотивом, двигающим вперед всю индустрию визуальных развлечений. Жан-Люк Годар как-то сказал: «Кино – это правда 24 раза в секунду». Кэмерон предлагает нам в два или даже в два с половиной раза больше правды на единицу времени – отказываться было бы просто глупо.

Материалы по теме

  • Electronic Arts признана худшей компанией в Америке

    08 апреля 2012 / Илья Кувшинов

    В рамках антиконкурса, проведенного порталом Consumerist.com, проголосовало более 250 тысяч человек.

    Комментировать
  • Лучшие киношколы мира

    20 ноября 2012 / Редакция THR Russia

    Если вам регулярно снится, как вы получаете «Оскар» из рук Джеймса Кэмерона и со слезами благодарите со сцены свою съемочную группу, самое время… пойти учиться. THR отобрал десять лучших киношкол мира, которые не только готовят профессионалов высочайшего класса, но и обеспечивают своим выпускникам пропуск в мир большого кино.

    Комментировать
  • Читайте в девятом номере

    22 ноября 2012 / Редакция THR Russia

    Содержание свежего номера журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание», поступающего в продажу во вторник, 27 ноября.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus