15 сентября в Altmans Gallery откроется выставка Юрия Норштейна

15 сентября в Altmans Gallery откроется выставка Юрия Норштейна

Юрий Норштейн как режиссёр и как художник-мультипликатор получил признание в разных частях света. В 2003 году в Токио по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран «Ежик в тумане» был признан лучшим фильмом всех времён и народов. И это спустя 28 лет после выхода в свет из советской киностудии. К слову, «Сказка сказок» стала вторым фильмом в этом списке. Отбирали из 150 лучших анимационных фильмов. Помимо этой награды, «Ёжик в тумане» получил более 35 международных и всесоюзных премий. Почему же именно десятиминутная анимация по мотивам сказки Сергея Козлова так взбудоражила мир? И почему любовь к Ежику, заплутавшему в таинственном тумане, объединяет людей разных так непохожих друг на друга культур?

Можно предположить, что секрет в многослойности смыслового подтекста картины, в её незавершенности и недосказанности. Заглянув за пределы сюжета трогательной и, на первый взгляд, простой истории о заблудившемся в тумане Ежике, каждый находит что-то своё. Проходя сквозь туман вместе с героем фильма, мы познаём себя и задаёмся вопросами, способными изменить восприятие окружающей действительности. А вот ответы каждый находит свои – в зависимости от возраста, культурного багажа и возможности расшифровать те самые смыслы, домыслить невысказанное режиссером.

«На просмотре первой, еще пробной копии фильма я увидел, как с утонувшего в туманном небе дерева срывается – будто не по законам биологии и гравитации, а по собственной воле –  ажурный полусвернутый лист и, скорбно-торжественно кружась по спирали, покорно ложится к ногам перепуганного Ежика. У меня перехватило дыхание…», – вспоминает историк кино Наум Клейман.

Дети воспринимают «Ежика в тумане» как историю спасения маленького и слабого существа кем-то, кого он даже не видел. Наши искушенные зрители видят в Ежике идеальный портрет «шестидесятника» и пересматривают фильм как социально-психологическую притчу о советской интеллигенции с ее страхами, иллюзиями и надеждами. Американские профессора говорят о нем как о классически ясном проявлении российского идеализма. А японские студенты спрашивают, каким образом московским аниматорам удалось найти кинематографическое воплощение философии даосизма.

Мультфильмы Норштейна можно пересматривать на каждом жизненном этапе подобно тому, как можно перечитывать хорошую классическую литературу – с каждым разом открываются новые грани, и произведение становится для зрителя другим, обретает иной смысл.

В 1979 году – спустя четыре года после выхода «Ёжика в тумане» – появляется «Сказка сказок». Сценарий писал сам Норштейн в соавторстве с Людмилой Петрушевской. Мультфильм начинается с народной колыбельной и Серенького Волчонка, который своим простодушием и открытым взглядом никак не производит впечатление того самого, который «укусит за бочок и утащит во лесок». В почти получасом мультфильме – переплетение воспоминаний о военном детстве и трогательный Волчок из народной колыбельной, отзвуки патефонного танго и фундаментальная музыка Баха, античная мифология и современность – все это сливается в абсолютно целостную картину, обнажая мысли и фантазии автора. Минимум слов, максимум движения и эмоций за счет игры света и тени легкой кисти художника.

Как вспоминает Наум Клейман, в хоре единодушных похвал и разнородных толкований «Сказки сказок» забавно прозвучал голос «антипода» Юрия Норштейна, Квентина Тарантино, увидевшего фильм в московском Музее кино: «Почему я раньше не видел этой картины? Почему его так мало показывают в мире?». В ответ на опровержения московских коллег Тарантино лишь продолжал твердить: «Мало, мало, мало!».

Юрий Норштейн был художником-мультипликатором на более чем 50 фильмах. А все его режиссёрские работы являются образцом высочайшего профессионализма в мире мультипликации и стали эталоном и вдохновением для многих молодых режиссёров. Юрий Норштейн является почётным профессором ВГИКа, почетным доктором изящных искусств Rhode Island School of Design Providence, профессором Пражского университета искусств и посетил с лекциями и мастер-классами  многие страны мира.

Выставки Норштейна совместно с его женой, другом и соратником Франческой Ярбусовой проходили в Пермской Галерее, Музее Кино и Музее Востока в Москве, в Мэрии Парижа (отель де Вилль, зал Иоанна Крестителя), в Музее Джибури и Музее Чихиро в Токио, в разных префектурах Японии, в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Юбилейная выставка Юрия Норштейна в Altmans Gallery откроется для посетителей 15 сентября и продлится до 9 октября.

 

Материалы по теме

  • В Суздале завершился фестиваль анимации

    21 марта 2017 / Александр Фолин

    22-й Открытый российский фестиваль анимационного кино завершил свою работу парадом Винни-Пухов, приуроченным к 100-летию Федора Хитрука.

    Комментировать
  • Где куклы так похожи на людей…

    11 марта 2018 / Николай Долгин

    THR провел целое расследование, чтобы установить, как новые технологии помогают совершенствовать стоп-анимацию, придуманную сто лет назад, и почему режиссеры все еще предпочитают кукол современному 3D.

    Комментировать
  • Ник Парк: король пластилина

    21 марта 2018 / Михаил Рузманов

    THR поговорил с мистером Парком о его новом проекте, а также выяснил, какой пластилин лучше — британский или российский.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus