3 лучших фильма Одесского кинофестиваля

3 лучших фильма Одесского кинофестиваля
Кадр из фильма «Город, в котором я взрослею».

«Город, в котором я взрослею» (A cidade onde envelheco)

Кадр из фильма "Город, в котором я взрослею".

Португалка Тереза приезжает к своей старой подруге Франсишке в Бразилию. Франсишка переехала из Лиссабона в бразильский город Белу-Оризонти чуть раньше, обзавелась уютной квартирой в центре и друзьями; она не очень настроена долго принимать у себя Терезу, не смотря на милые детские фотографии, которые привезла подруга. Но день за днем, вечеринка за вечеринкой, и дружба девушек становятся крепче и выводит к неожиданному финалу.

Игровой дебют бразильской документалистки Марилии Роши был впервые показан в Роттердаме в этом году, и является приятным открытием, «вещью в себе», совсем не тем, чем кажется первые полчаса экранного времени. В этом ненарративном фильме ровным счетом ничего не происходит, кроме танцев под музыку бразильского гитариста Каэтану Велозу, бесконечных коктейлей и сопутствующего похмелья, а также демонстрации необыкновенной красоты видов Белу-Оризонти. Однако к середине картины смешные диалоги и странные бытовые мизансцены начинают смутно напоминать «Маргаритки» Веры Хитиловой, и закрадывается  подозрение о том, что «Город, в котором я взрослею» - тихое и камерное, но мощное феминистское высказывание. Кем является женщина в современном кроссконтинентальном и кросскультурном обществе? Должна ли она выходить замуж, рожать детей, заводить бойфрендов? Что такое любовь и приятельские отношения? На все эти вопросы пытается ответить молодая бразильская авторша.

Еще один режиссер, на творчество которого очень похожа работа Роши – аргентинка Милагрос Мументалер, чьи «Открыть окна и двери» всколыхнуло в 2011 году фестиваль в Локарно (получив сразу три приза – «Золотой леопард», премию ФИПРЕССИ и премию экуменического жюри). В фильме Мументалер речь шла о трех сестрах, в жизни которых как будто не происходит ничего необычного – одна влюбилась, вторая уехала, третья начала ремонт – но тщательное бытописание завораживает ежеминутной повседневной красотой в каждом кадре. Так и героини Роши – Тереза и Франсишка – находятся ровно посередине каких-то важных жизненных решений, живут между Португалией и Бразилией, встречаются с мужчинами, не заводя долговременных отношений, отшучиваются от серьезных вопросов самоопределения. В картине также показана эмигрантская жизнь во всей красе, насущной проблемой которой является выбор плитки в туалете съемной квартиры. Все эти мелочи и случайные, но на самом деле тщательно продуманные, детали по-настоящему очаровывают. Марилия Роша писала сценарий в соавторстве с исполнительницами главных ролей, но на каком-то этапе передумала и заставила всех на съемочной площадке импровизировать. Однако героини на самом деле жили в этой квартире в Белу-Оризонти три недели перед началом съемок, чтобы вжиться в локацию и собственные роли. Вместе с Франсишкой и Терезой зритель в реальном времени  проживает этап их взросления, и в этом плане Роша также близка  современному португальскому кино («Наш любимый месяц август» Мигеля Гомеша). По словам Франсишки Мануэль (сыгравшей роль Франсишки), бразильско-португальский социально-культурный обмен в настоящий момент становится общим местом в жизни этих двух государств, потому что, как известно, Португалия переживает кризис, и все больше португальцев едут в Бразилию в поисках лучшей жизни. Но из сердца не вытравить воспоминания о родине и океане.

«Дочери дансинга» (Córki Dancingu)

Кадр из фильма "Дочери дансинга".

Однажды группа польских музыкантов отлавливает в реке двух сестер-русалок – Серебряную и Золотую. В местном стрип-клубе обнаруживают, что ноги девушек при соприкосновении с жидкостью превращаются в рыбьи хвосты, и, недолго думая, решают состряпать из этого сенсационный перфоманс. Серебряная быстро влюбляется в красивого блондина-басиста Митека, Золотая тем временем ревнует и охотится за мужчинами, вырывая и пожирая их сердца. При этом каждые пять минут в фильме Агнешки Смочиньской звучит какая-нибудь мелодичная песня, сопровождаемая дикими и хореографически точно поставленными танцами. «Дочери дансинга» - это небывалая смесь хоррора с мюзиклом, и в диком трэшовом смешении жанров – сила этого смелого фильма.

Агнешка Смочиньска – автор телевизионных и театральных шоу, короткометражных документальных фильмов, училась в киношколе Анджея Вайды. «Дочери дансинга» - это ее игровой дебют, заслуживающий безусловного внимания самой широкой зрительской аудитории. Отталкиваясь от музыкальной культуры 80-х, она сняла фильм, в своем сумасшедшем бурлеске наиболее близкий американским мюзиклам того периода (например, «Улицы в огне» Уолтера Хилла). А по гротескности и абсурду происходящего в кадре «Дочери дансинга», пожалуй, даже напоминают фильмы великого соотечественника Смочиньской Анджея Жулавского. Так, в картине есть лесбиянка-милиционер ( фильм вообще полон обнаженки и брутальных сексуальных сцен), затем есть преступление, последствия которого – трупы заворачивают в ковер, а в один момент русалку разрезает пилой пополам пластический хирург. Иногда же операторская камера ловит блистательные неоновые стоп-кадры, подобные знаменитому полотну «Полуночники» Эдварда Хоппера. Не такой сильной при всем этом бэкграунде кажется любовная линия Серебряной и Митека, так как до конца так и не понятно, влюблен ли парень в русалку. Но при этом сюжет сказки о русалочке Андерсона выдержан и переработан идеально.

«Привет из Фукусимы» (Grüße aus Fukushima)    

Кадр из фильма "Привет из Фукусимы".

Черно-белый фильм «Привет из Фукусимы» немецкого режиссера Дорис Дерри участвовал в секции «Панорама» Берлинского кинофестиваля в этом году. И поначалу этот сдержанный фестивальный (в привычном понимании этого слова) фильм много не обещает. Портреты японцев, переживших атомную катастрофу Фукусимы в 2011, выступление артистов из организации «Clowns4Help», вместе с которыми сбежала из Германии молодая немка Мари… Но когда Мари решает остаться в зоне отчуждения, ровное течение фильма меняется. Живет Мари у пожилой Сатоми, характер которой оставляет желать лучшего. В один из дней во время уборки Мари обнаруживает пачку старых фотографий, на который Сатоми запечатлена с разными иностранными бойфрендами. Оказывается, что сварливая старушка – последняя гейша Фукусимы. Женщина героически хранит свои секреты, и какую-то личную драму, которую пытается раскрыть Мари. Молодой немке приходится погрузиться в бесконечную учебу правильного проведения чайной церемонии, мытье полов, преодолевая границы обычной японской некоммуникабельности.

В отличие от предыдущих фильмов этого обзора, фильм Дорис Дерри – далеко не дебют. На счету немецкого режиссера, продюсера и писательницы – успешные картины «Прямо в сердце» (1983) и «Мужчины…» (1985). «Привет из Фукусимы» должен быть, прежде всего, понятен зрителю, и вот почему: это не погружение в ориентальную культуру, а очень европоцентристский взгляд на Японию. Балансируя между смешным и грустным, остроумным и драматичным, Дерри сняла свою собственную «Фрэнсис Ха», историю взросления на фоне последствий атомной катастрофы. При этом высокая, неловкая Розали Томасс (Мари) даже внешне немного напоминает Грету Гервиг из фильма Ноа Баумбаха. Даже в самые трагические моменты (неудавшаяся попытка суицида) фильм вызывает не столько тревогу, сколько туристическое любопытство. Не совсем понятно, плюс это или минус драматургии. Но я бы посоветовала поспешить поймать этот фильм на каком-нибудь фестивале. 

Материалы по теме

  • Неделя Ирландии в Москве: что смотреть на кинофестивале?

    16 марта 2016 / Редакция THR Russia

    Irish Film Festival пройдет в Моксве с 16 по 27 марта уже 9 раз. THR рассказывает о просмотренных фильмах фестиваля.

    Комментировать
  • «Новое кино Австрии»: что смотреть на фестивале?

    11 апреля 2016 / Наталья Серебрякова

    Фестиваль австрийского кино пройдет в Москве с 13 по 17 апреля. Пятерка его фильмов подобрана таким образом, чтобы понравиться самой разношерстной аудитории.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus