8 сквозных тем и сюжетов фильмов 26-го «Кинотавра»

8 сквозных тем и сюжетов фильмов 26-го «Кинотавра»
Кадр из фильма «Про любовь»

Просмотр 2-3 российских фильмов в день на протяжение недели – занятие на самом деле полезное. Общие темы, сюжеты и эпизоды плавно кочуют из фильма в фильм, только и успевай их подмечать.

Социальные сети

Дисплеи компьютеров и смартфонов потихоньку заполняют большой экран. Подросток из мелодрамы «14+» заботливо водит курсором по фотографиям пассии Вконтакте. Обновляющаяся лента Инстаграма, полная селфи и хэштегов, довольно серьезно претендует на роль несущей сюжета пяти новелл картины «Про любовь» Анны Меликян. Даже монументальная в своей отсталости Лена Шабатдинова из «Страны О3» на вопрос «Где ты есть?» догадывается, что речь идет об «Одноклассниках». Правда, со второго раза.

Но апофеоз этого наступил во внеконкурсном хорроре «Убрать из друзей», где монитор компьютера развернулся на большом экране во весь рост.

Компьютерные игры

При помощи соцсетей и компьютера герои общаются. Но в нескольких конкурсных картинах («Пионеры-герои», «Про любовь») наблюдался и такой эпизод: парень сидит перед компьютером и остервенело жмет на клавиши, бормоча под нос нечто воинственное. За его спиной сидит девушка и с надеждой задает вопросы «А ты меня любишь?», «Мне идет эта кофточка?», «Давай куда-нибудь сходим?».

Это сюжет о засилье игровой индустрии, утрате мужественности сильным полом, эскапизме, но так же и о нарушении коммуникации. Апогея он достигает в «Стране ОЗ» Василия Сигарева, где диванный воин (в титрах он так и обозначен), облаченный в семейные трусы, укоряет собственную маму (Инна Чурикова), что у него в игре украли танк.

Памятник Петру Первому Зураба Церетели

Самое удивительное, что местные кинематографисты почему-то вновь всполошились по поводу малопривлекательного и одного из самых высоких в России памятников. Страсти по поводу этого творения вроде бы успели угаснуть. Но нет. В фильме-лауреате фестиваля Анны Меликян уличный граффитчик в исполнении Евгения Цыганова под этим истуканом раздает листовки с надписями «Уберем уродство из города» и собирает подписи неравнодушных.

Герои «Тряпичного союза» Михаила Местецкого идут дальше и забираются прямо в голову исполинской статуе – с целью взорвать ее. Объясняется это, наверное, тем фактом, что с увеличением активности в арт-кластерах на «Красном Октябре» ,«Стрелке», ЦДХ и прочих «Музеонах» Петр Первый стал серьезно мозолить глаз творческим натурам.

Искусство - в массы

Никто еще не забыл, какой из всех видов искусств для нас является самым главным? Вопрос с подковыркой. Сами кинематографисты, похоже, уже не очень в этом уверены (хотя прошедший в рамках «Кинотавра» мастер-класс Бакура Бакурадзе назывался «Кино – картина»).

В «Ангелах революции» большевистские суперагенты сеяли разумный, добрый и вечный супрематизм на Дальнем Востоке. В «Тряпичном союзе» четверо балбесов призывного возраста упражнялись в анонимном и бесплатном искусстве на природе. Большая часть действия фильма Меликян вообще проходит в арт-кластере на Берсеневской набережной (отчего просятся заголовки типа «Меликян забила Стрелку»). А в последней новелле картины на стенах многозначительно развешаны полотна художника Владимира Семенского.

Руины домов и избушек

Отрадно, что российских киношников все еще тянет на деструктивные образы. Но прошлогодний всеобъемлющий ядерный взрыв из «Испытания» Александра Котта в этом году сменили на большое количество остовов маленьких халуп. Парней из «Тряпичного союза» не только памятник не устраивает - своими же руками они сравнивают с землей дачную избушку. Сгорает дотла круглосуточный ларек из «Страны О3». Та же участь ждет и сторожку героя Александра Паля в фильме «Парень с нашего кладбища». Строят и созидают в кадре значительно реже, надо заметить.

Караоке по-русски

«Я люблю тебя до слез» Александра Серова в «Стране ОЗ» (Сигарев не смотрел «Гоп-стоп» Павла Бардина?), «Зеленоглазое такси» Михаила Боярского в «14+», «Луна луна» Софии Ротару в короткометражке «Как жизнь без любви» Светланы Самошиной. Наши кинодеятели никогда не откажутся врубить на полную мощность безотказный хит посередине фильма. Этому влиянию поддался и Бакур Бакурадзе – правда, поставив на титрах «Брата Дэяна» англоязычный хорал с прыгающим по тексту мячиком, надеясь на ответную реакцию зрителей, доживших до этого момента.

Однако 2 сцены из фильмов рифмуются совсем охотно. Резко развязавший директор кладбища в исполнении Александра ИльинаПарень из нашего кладбища» братьев Чижиковых), рычащий в микрофон «How Much Is The Fish». И разыскивающий на Гоа свою дочь олигарх Андрея Смолякова, заблудший на иступленный рейв-пати, который со сцены зачитывает в микрофон обращение к обдолбанным клабберам.

Режиссеры перед камерой

Появление Бакура Бакурадзе в собственном фильме «Брате Дэян», показывающего актерам, как нужно отыграть ту или иную сцену, сначала кажется сырым материалом, которому в финальной версии места не окажется. Но когда в конце излагается притча о двух парнях, которые были похожи на друг друга, но не приходились друг другу братьями, становится чуть более понятно, почему первоначальное название «Генерал» в процессе работы над фильмом сменилось.

Совершает камингаут из-за камеры и Иван Вырыпаев в «Спасении» ради пущей наглядности. Надежда Кудряшова, дебютировавшая в режиссуре фильмом «Пионеры-герои», исполняет одну из главных ролей. Не говоря уже о всевозможных в камео – в этом амплуа Алексей Федорченко, например, помогал запустить игрушечный дирижабль театральным «Ангелам революции».

А в двух случаях опцией эпизодической роли воспользовались люди, которым выход из-за камеры совсем заказан - операторы. Шандор Бекеши одел нарядный спортивный костюм Bosco в «14+», а Кирилл Бобров предстал в роли ложного мессии в «Госте». То ли это пресловутая нехватка людей в актерском цеху. А может, простое желание помочь самому тащить столь нелегкую ношу.

Из Сочи с любовью

Почти каждый режиссер в жизни хотя бы раз произносил сакраментальную фразу: «На самом деле, наш фильм, конечно же, о любви». Андрей Зайцев («14+»), Александр Котт («Инсайт»), Елена Хазанова («Синдром Петрушки») могут произнести ее гордо и смело. К ним могут присоединиться и Василий СигаревСтрана О3»), братья ЧижиковыПарень с нашего кладбища») и каждый второй участник короткометражного конкурса. Но претендует на то, чтобы закрыть вечную тему (по крайней мере, в рамках сочинского киносмотра) Анна Меликян, снявшая свой лучший фильм.

«Про любовь» - это намеренное и прямое попадание в зрителя. Формой альманаха и жанром романтической комедии картина напоминает «Реальную любовь». Звезды отечественного кино (Литвинова, Цыганов, Машков, Снигирь и так далее) в кадре теснятся, что твои сельди в бочке. Слоган «All you need is love», опять же. Похоже, что этот тот самый случай, когда цифры, складывающиеся и умножающиеся на экране (так бывает, когда в фильмах Меликян заходит разговор о чувствах), обязаны конвертироваться в уверенный и протяжный звон прокатной кассы.

Материалы по теме

  • Российский кинопрокат: побеждает «Бегущий в лабиринте»

    30 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Картина Уэса Болла удерживает лидерство вторую неделю подряд. Следом с 2,9 млн долларов расположился боевик «Великий уравнитель».

    Комментировать
  • «Кинотавр» в 2015 году все же состоится

    25 февраля 2015 / Редакция THR Russia

    По словам Федора Бондарчука, кинофестиваль может переехать на другую площадку, но останется в Сочи.

    Комментировать
  • Торонто 2015. Николас Холт, Элизабет Мосс и другие звезды на фестивале

    21 сентября 2015

    Среди тех, кто позировал THR на крупнейшем киносмотре Северной Америки – Даниэль Брюль, Харви Кейтел, Майкл Кейн, Рейчел Вайс, Джереми Айронс и многие другие.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus