Александр Котт: «Смерть – она в принципе красива»

Александр Котт: «Смерть – она в принципе красива»
Александр Котт на премьере фильма в кинотеатре «Пионер»

Проект фильма «Испытание», насколько известно, обладал определенной предысторией. Что заставило вас за него взяться? Что привлекло в нем?

- Продюсер проекта, Игорь Толстунов, сделал мне некое предложение. От него я и узнал о предыстории. В свое время я ему приносил сценарий бессловесного полнометражного фильма. Там действие тоже происходило в степи. Проект, который он предложил, был уже на стадии запуска, но заморозился по ряду причин. Я не владею всей информацией, но проект был Павла Чухрая. Я созвонился с ним и узнал, возможно ли такое, он согласился и дал свое благословение. Но, прежде чем согласиться на проект, я поставил ряд условий – полный карт-бланш. Это подразумевало новый сценарий, в котором не было слов, со своими артистами. Все новое, все с нуля.

То есть изначально был сценарий с диалогами?

- Был некий нормальный сценарий, хороший. Но реализовать его в той степени масштабности, в которой он был написан, не представлялось возможным. Таким образом наши с Толстуновым интересы совпали. И когда мы договорились о карт-бланше, то сразу начали снимать.

Что вас привлекло в сценарии? Сама вот эта фабула?

- Да, сама эта ситуация. Я вспомнил, как читал о том, что в Казахстане, когда запускают ракеты, их ступени падают прямо на огороды. Представляете, как это? Живет себе фермер, пасет овец, и вдруг с неба что-то летит. Я пытался представить себе ситуацию, что есть некий уклад жизни, порядок. Это мы здесь бегаем и летаем, а есть места, в которых все понятно и рассчитано по минутам. Есть родной дом, родная степь. Люди встают с восходом солнца и ложатся с его заходом. И вдруг из под земли вырастает ядерный гриб. Это же безумно красиво. Смерть – она в принципе красива. И я пытался представить, что в восприятии такого человека это становится просто концом света. Мне нравится, что история рассказывается об одном, а в финале ждет совершенно другое. Здесь классический любовный треугольник. Люди любят, страдают, переживают. Но все это ничто по сравнению с тем, что происходит в конце фильма.

Ядерный гриб в финале – это метафора чего-нибудь?

- Это зло, созданное человеком. Которое неуправляемо. Но вообще здесь лучше ничего выдумывать. Ядерный гриб – это ядерный гриб.

- А в названии фильма двойной смысл - намеренный?

- Да. Испытание чувств. И испытание в прямом смысле. У нас были консультанты, и от предыдущего проекта осталось серьезное количество информации. Но когда я понял, что фильм не о испытаниях на полигоне и не о жуткой послевоенной эпохе, я выключил всю историческую достоверность. Такое может произойти вчера, сегодня, завтра.

Есть ли в фильме влияние азиатского кинематографа, и в частности, его главных молчунов, Китано и Ким Ки-Дука?

- У меня было две задачи. Первая – абсолютно формальная. Мне как режисcеру важно рассказать историю с помощью киноязыка, но чтобы при этом зритель как минимум не уснул. А параллели с Азией возникают, потому что в фильме - казахская степь. Есть некие стереотипы. Если степь и домик – это Азия. Зима и тройка – это Россия.

А то, что азиаты все поголовно молчат – это тоже стереотип такой?

- Знаете, когда долго живешь с одним и тем же человеком, наступает момент, когда говорить не о чем – и так все понятно. Слова – это, как правило, либо функции, либо эмоции. Мои герои совершают поступки, им не нужны слова.

Не ожидали, что получите приз на «Кинотавре»?

- Когда снимаешь такое кино, невозможно предугадать, какая на него будет реакция. Либо тебя разберут по косточкам, либо все понравится. На «Кинотавре» я фильм сам посмотрел впервые от начала и до конца. Мы сводили его в последний момент. Честно говоря, я ожидал приз за операторскую работу. Это самая главная составляющая фильма. Кино рассказывает с помощью изображения.

Испытание / Россия, 2014 г., 95 мин. Режиссер: Александр Котт. В ролях: Елена Ан, Данила Рассомахин, Карим Пакачаков, Нариман Бекбулатов-Арешев

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Режиссер Эдуардо Санчес об упущенном потенциале «Ведьмы из Блэр» и возвращении к жанру «найденных видеозаписей»

    03 июля 2012 / Денис Данилов

    В прокат выходит «Крошка Молли», основанный на «найденных видеозаписях» хоррор Эдуардо Санчеса – одного из двух режиссеров «Ведьмы из Блэр». Что заставило популяризатора направления found footage вернуться к принесшему ему успех 13 лет назад приему, и почему он не воспользовался обрушившейся на его дебютный фильм славой, Санчес рассказывает в интервью THR Russia.

    Комментировать
  • Создатели «Сумерек» снимут для Фейсбука 5 короткометражек с героями саги

    01 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Кирстен Стюарт, Стефани Майер и Кейт Уинслет выберут режиссеров, которым будет доверено производство роликов.

    Комментировать
  • «Робот по имени Чаппи» с Хью Джекманом. Разум и чувства

    02 марта 2015 / Владимир Лукин

    Какая судьба ждет андроида, похожего на людей, — этот вопрос вслед за Филипом К. Диком, который размышлял «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», поставил перед зрителем режиссер Нил Бломкамп. THR выяснил, что заглавный герой его нового фильма «Робот по имени Чаппи» способен мыслить, чувствовать и делать ошибки. Одним словом, жить.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus