Алексей Герман мл. рассказал о «Довлатове» накануне Берлинского кинофестиваля

Алексей Герман мл. рассказал о «Довлатове» накануне Берлинского кинофестиваля
Алексей Герман мл.

«Довлатов» Алексея Германа мл. — единственная российская картина, попавшая в основной конкурс 68-го Берлинского международного кинофестиваля. Именно поэтому пресс-конференцию, посвященную картине, создатели решили устроить накануне открытия фестиваля (он пройдет с 15 по 25 февраля) — перед тем даже, как фильм посмотрела пресса. Ситуация не совсем стандартная, поэтому вопросы в основном задавала модератор пресс-конференции, и вместо общения получилось больше программное заявление участников.

Всех, конечно, интересовало, как режиссер относится к тому, что его картину взяли в основной конкурс Берлинале. Герман мл. признался, что спит по несколько часов в день, ужасно волнуется и готовится к поездке в Берлин, что уже посмотрел прокатную копию картины (непрокатной, режиссерской версии у фильма нет) и испытал при этом странные ощущения. «Для меня участие фильма „Довлатов“ в Берлинском кинофестивале   — большое приключение. Мне интересно, как люди из разных стран воспримут историю Сергея Довлатова, интересно, смогут ли понять проблематику, юмор, контекст. На самом деле, не важно, получит ли фильм призы или нет. Мы уже победили, когда смогли снять и завершить в срок столь сложную картину о людях, которых мы любим».

Алексей Герман мл.

«Участие фильма в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля для нас важно, прежде всего тем, что оно дает шанс фильму быть замеченным дистрибьюторами из других стран и очень сильно может повлиять на международную судьбу фильма, — говорит один из продюсеров картины Артем Васильев. —  На данный момент первые сделки уже заключены нашей sales компанией Alpha Violet, и мы уверены, что в течение фестиваля их число возрастет».

Еще один продюсер фильма Константин Эрнст считает, что жюри Берлинале вряд ли что-то поймет в реалиях фильма — «это сложный советско-питерский период. Но это кино живописное. И отбор в основной конкурс одного из трех важнейших фестивалей — это уже признание». По словам Эрнста, «Довлатов» для него — лучшая картина Алексея Германа мл.: «Мне кажется, она художественно полноценна». Фильм, конечно же, покажут на Первом канале, но много позже проката — так что Эрнст призвал всех не ждать и сходить в кинотеатры. Со своей стороны он пообещал, что задействует все маркетинговые возможности канала, включая большого фаната Довлатова Ивана Урганта.

Константин Эрнст

Второй момент, который волновал всех — что же за Сергей Довлатов, собственно, будет в фильме: живой человек или та самая мифологическая фигура писателя? «Есть два Довлатова — лирический герой и настоящий, которого знает только его семья и близкие люди, — считает Герман мл. — И есть наше ощущение, каким он мог бы быть и как мог себя вести — его мы и попытались воплотить. Мы попытались создать свой образ Довлатова». Режиссер также подчеркнул, что старался ориентироваться не только на мифы о писателе — «что он левой рукой побухивал, правой — писал, лениво сидел в халате в мороз на Невском проспекте, а что он был трудоголик, много писал, совершенствовал свою прозу и не всегда был похож на свой образ».

По словам Германа мл., актеров для фильма выбирали долго и мучительно, и особенно долго искали Довлатова и Бродского. С последним помог Константин Эрнст: посоветовал режиссеру Артура Бесчастного на роль Бродского. С Довлатовым были трудности: «Мы искали человека, который был бы все-таки хоть немножко похож на Довлатова — он должен быть и тонким, и харизматичным, и обаятельным, и похож на такого мужчину, чтобы женщины в него влюблялись». Уже были идеи взять на роль одного известного российского актера (кого именно — Герман не уточнил), но когда появился сербский актер Милан Марич, все сразу поняли, что вот он, их герой — «обаятельный, с прекрасным чувством юмора». Увы, актер был худым и мускулистым, не говорил по-русски, поэтому Герман мл. поселил его на полгода в Питере и откармливал салом и пельменями. Остальных актеров выбирали по принципу «чтобы люди были приличными и чтобы были личности» — так в картину попали Светлана Ходченкова, Антон Шагин, Елена Лядова и многие другие.

Константин Эрнст и Алексей Герман мл.

Герман мл. пояснил, что «Довлатов» для него — не просто дань времени и городу. «Мне было важно снять этот фильм потому, что это была талантливая эпоха в Ленинграде. До сих пор не верю, что мы это сделали». Режиссер поблагодарил всех, кто помог ему осуществить замысел: «Нам помогли Фонд кино, Министерство культуры, помог Никита Михалков, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко — и очень помогли жители Петербурга, которых мы попросили их принести какие-то архивные вещи и документы». С ними работала супруга режиссера, художник Елена Окопная — именно ей пришлось буквально по крупицам воссоздавать эпоху 70-х годов прошлого века. Сбор вещей шел полгода, также команда общалась с городскими архивами. По словам Германа мл., все, что мы видим в картине — это построенные декорации. «Что-то снимали в выселенных домах, что-то — в заброшенном интернате: там городились стены, клеились специально подобранные обои, стелились полы, ставились двери. Весь этот мир, который получился достоверным и точным — результат колоссального труда в не всегда простых условиях. Это заслуга Лены — что она справилась с ограниченным бюджетом и сделала то, что обычно обходится в миллионы рублей».

«Мне казалось важным  повторить до мелочей архитектуру малых форм в том числе, — объясняет Окопная. — У нас были потрясающие артисты малых сцен, которые принесли свои архивы и фотографии. Это очень важно для исторического кино — не уходить в прямую стилизацию, не формировать ощущение толпы, а создавать индивидуальный голос».

В итоге, по словам одного из продюсеров картины Андрея Савельева, после съемок у группы образовались две коллекции — предметы костюма и предметы быта той эпохи. Специалисты оценили их как имеющие большую культурную ценность, и создатели картины всерьез раздумывают над выставками после проката.

Алексей Герман мл. и Елена Окопная

Что касается проката, то он будет непривычным — всего 4 дня, с 1 по 4 марта. «Мы решили, что прокат необычной картины тоже должен быть необычным, — говорит Васильев. — И придумали попробовать формат из других видов искусства — гастролей оркестра, например. Мы подумали, что такой эксперимент может больше обратить внимание на картину, расширить круг зрителей. И люди действительно интересуются, почему у фильма такой прокат. Нас в этой идее активно поддержали прокатчики и кинотеатры». Алексей Герман мл. тоже считает, что эксперименты — это хорошо. «Мы сделали „Гарпастум“ задолго до того, как стали популярны спортивные драмы. Лучше делать что-то новое, прыгать в неизвестность — а вдруг сработает».

Помимо экспериментов с датами, прокатчики и продюсеры решили поддержать молодых авторов. «Мы приняли решение о том, что часть средств от сборов будет направлена на поддержку литературной премии „Лицей“ им. А. С. Пушкина для молодых прозаиков и поэтов, — говорит Артем Васильев. — Тема, которая звучит в фильме, актуальна и в 70-е, и в наши дни. Это вопрос выбора, перед которым в какой-то момент жизни стоит каждая творческая личность — остаться верным себе, сохранив внутреннюю свободу для творчества, или пойти на компромисс и приспособиться к обстоятельствам, писать „на злобу дня“. Проблематика жизни писателя сейчас и полвека назад конечно различается, тем не менее, современные молодые авторы также, а, возможно, даже и в большей степени нуждаются в поддержке и помощи»

Чтобы поддержать необычную форму проката и привлечь зрителя в кино, создатели придумали акцию «Проведи выходные с Довлатовым». Для этого были сняты короткие ролики, в которых известные творческие люди и лидеры мнений читают свои любимые цитаты из произведений Довлатова и приглашают зрителей провести выходные с писателем с 1 по 4 марта. Проект стартовал в социальных сетях, и его уже поддержали актриса Паулина Андреева, режиссер Федор Бондарчук, актеры Данила Козловский и Александр Паль, актриса Ингеборга Дапкунайте, продюсер Александр Цекало, актер Михаил Ефремов, а также блогер Денис Колмыков (Optimisster).

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus