Бенджамин и другие: как роботы снимают кино

Бенджамин и другие: как роботы снимают кино
Кадр из фильма «Zone Out»

Этим летом вышла в свет новая короткометражка Бенджамина Zone Out. Снова фантастика, как и два предыдущих его фильма. Тут важно, что Бенджамин не человек, а программа. Интересно также, что он не одинок. Что-то подобное есть и в России, и оно тоже интересуется кинематографом.

Дебют Бенджамина в кино состоялся в 2016 г. Его Sunspring участвовал в конкурсе SCI-FI-LONDON 48hr Challenge (короткометражки, снятые за двое суток). Тогда создатели звали его Джетсон, но после конкурса он сам пожелал именоваться Бенджамином. Правда программа смастерила лишь сценарий, снимали фильм операторы-люди, играли в нем реальные актеры — Томас Миддлдитч («Силиконовая долина»), Хамфри Кер («Умерь свой энтузиазм»), Элизабет Грэй («Области тьмы»). И это больше напоминало акционизм, чем кино — трое актеров хорошо артикулировали, спорили, смеялись плакали, произнося при этом фразы если не бессмысленные, то нечто совсем из другой оперы.

Спустя год вышел новый фильм Бенджамина. Он назывался Itʼs no Game и повествовал о том, что произойдет, если искусственный интеллект впутается в забастовку голливудских сценаристов. Среди героев фигурировал персонаж, перепрограммированный наноботами. Его сыграл актер и сценарист Дэвид Хассельхофф («Сыны анархии», «Стражи Галактики. Часть 2»). После его появления в кадре неутомимые наноботы принялись захватывать умы и тела других тружеников индустрии, и захваченные понесли интересную околесицу, смикшированную из Шекспира, Аарона Соркина и сценариев эпохи Золотого века Голливуда. Это уже была связная история, причем, тут Бенджамин работал не только со сценарием, но и, например, генерировал танцевальные движения — в фильме имеется что-то очень напоминающее балет. В целом все это было забавно. Короткометражку немедленно сравнили с «Робокопом».

Новая лента Бенджамина Zone Out — свидетельство того, как быстро развивается ее создатель. Ему, как и в прошлый раз, поставили задачу — дали название и некоторые исходные данные. Теперь он не только написал сценарий, но был режиссером, оператором, озвучил свой фильм, сам написав к нему музыку. Видеорядом послужили фрагменты черно-белой классики — «Мозг, который не мог умереть» (1962) и «Последний человек на земле» (1964). На фрагменты этих фильмов Бенджамин наложил лица актеров, с которыми уже работал, и рассказал историю о вирусе, угрожающем беременным женщинам (в Zone Out фигурируют отрезанная женская голова и монстр). Сначала Бенджамин сгенерировал текст сценария, его текст сопоставлялся с описаниями кадров двух вышеуказанных фильмов, похожие по описаниям фрагменты монтировались в новый продукт. Лица современных актеров накладывались на фигуры кинозвезд с учетом мимики и положения головы.

Похоже, самая «человеческая» профессия в киноиндустрии — это монтажер. В Zone Out программа выполняла лишь черновой монтаж. Но, по заверениям создателей Бенджамина, они находятся на пути к полностью автоматическому производству контента. Интересно также, что уже можно сделать первые выводы о характере Бенджамина. Женщины у него в фильме носят усы, и ничего особенного автор в этом не видит. Видимо, он считает пол весьма условным понятием, либо предоставляет человеку право на гендерное самоопределение, то есть в этом смысле он либерал.

Создатели Бенджамина — британский режиссер Оскар Шарп и американский исследователь Росс Гудвин. Последний — мозг этого проекта. Выпускник Массачусетского технологического, в студенческие годы он работал на администрацию Обамы, где автоматизировал написание текстов для спикеров администрации и в итоге увлекся темой ИИ.

То, что эти двое делают, основано на системе машинного обучения и создании искусственных нейронных сетей, устроенных по принципу биологических нейросетей. Сначала программу учили писать киносценарии — сочинять текст на заданные темы, а потом и адаптировать его для кино. Американцы использовали для этого обучения огромную библиотеку научно-фантастической литературы и около сотни жанровых сценариев, находящихся в открытом доступе. Видимо, потому Бенджамин так любит фантастику.

Он не одинок в этом мире. В России также созданы программы, способные анализировать информацию, в том числе и видео, и генерировать собственные тексты. Этим занимаются, например, специалисты Научно-исследовательского кинофотоинститута (филиала Киностудии им. М. Горького), между прочим, обладателя «Оскара» 1991 года за технические достижения. Когда говорят о русских «Оскарах», эту награду часто упускают из виду.

При обучении нейросетей в НИКФИ использовали не фантастику, а отечественные криминальные телесериалы. Потому наш ИИ получился слегка сдвинутым на криминальной тематике, например, обычный автомобиль он может назвать автозаком. Также использовали кинохронику 60-х годов из собрания Госфильмофонда, посвященную текущим политическим событиям. И, кстати, наша программа была под сильнейшим впечатлением от новостей 1968 года о вводе советских войск в Чехословакию. Так что когда сегодня ей предлагают проанализировать видео или фото с изображениями боевых действий, она немедленно вспоминает Прагу.

Пока российский собрат Бенджамина занят на очень прагматических работах — автоматизации описания видеоряда при сдаче материала в архивы. Программа работает с некоторыми пилотными проектами Росархива в регионах, а также в одном из киноархивов-партнеров Госфильмофонда.

Но кино — перспективная сфера, так как подобные программы нужны в кинопроизводстве. Например, перед съемкой сцены на натуре полезно оценить несколько вариантов с точки зрения темпа, ритма, спрогнозировать траекторию камеры, положение источников света. Сегодня такое макетирование можно делать с помощью 3D-моделирования, но это дорого. Если автор просто произнесет в микрофон краткое содержание сцены, и компьютер сгенерирует видеоряд на основе архива накопленных киноматериалов, выйдет дешевле. Автоматическая генерация изображений поможет быстро создать черновик кадра для дальнейшего планирования работы кинооператора, осветителей, режиссера. Будет ли наш ИИ сам снимать кино — пока вопрос. Исследования в сфере монтажа видеоконтента — побочный продукт специалистов института, то, чем они занимаются на досуге, в свободное от работы время.

Понятно, что этот текст в определенном смысле фантазия. Специалисты НИКФИ скептически относятся к тому, что Бенджамина, и его российских «коллег» стоит называть искусственным интеллектом. «Еще в прошлом году стеснялись так говорить, называя это машинным обучением, но теперь ситуация изменилась, — говорит заместитель директора института Сергей Подлесный. — Теперь легче говорить об ИИ, чем о машинном обучении, это кратенько и понятно. А по сути все это — манипуляция словами. Давайте пока называть Бенджамина компьютерной программой».

И все же кто его знает, как все оно в итоге сложится.


P. S. Подобные Бенджамину программы уже трудятся в сфере порно. Порноиндустрия использует нейронные сети в производстве фейкового интимного видео с участием звезд. Так что когда далекие потомки Бенджамина напишут историю своего собственного кинематографа, в ней определенно будут фигурировать новые мистер Фёст и мистер Секонд.

P. P. S. Создатель Бенджамина Росс Гудвин на днях сообщил в своем твиттере, что получил новую работу. Теперь он — креативный технолог связанных со сферой ИИ арт-программ компании Google. Обещает в ближайшем будущем новые интересные проекты.

Материалы по теме

  • «Страна завтрашнего дня» набирает обороты

    27 августа 2013 / Редакция THR Russia

    В Ванкувере начались съемки нового фильма Брэда Берда, а студия Disney, наконец-то, обнародовала синопсис картины.

    Комментировать
  • Первые подробности третьей части «Джона Уика»

    19 января 2018 / Редакция THR Russia

    Режиссером все так же остается Чад Стахелски.

    Комментировать
  • Питер Динклэйдж сыграет в «Румпельштильцхене»

    30 июля 2018 / Редакция THR Russia

    Знаменитый актер появится в новой сказке от Sony.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus