Берлин 2013: Потерянный фильм Ривера Феникса и казахский дебют в дневнике Елены Слатиной

Берлин 2013: Потерянный фильм Ривера Феникса и казахский дебют в дневнике Елены Слатиной

В конкурсе показали казахские «Уроки гармонии». Режиссер – дебютант Эмир Байгазин, продюсер – Анна Качко, которая и подняла весь проект на ноги, собрав деньги по всей Европе. В результате впервые за всю историю Берлинале Казахстан оказался участником конкурса и некоторые мои коллеги считают, что фильм имеет высокие шансы на призы. По такому случаю казахи устраивают сегодня в Берлине большой прием. Но что у фильма будет с прокатом на родине (а Казахстан – огромный рынок), лично я не понимаю. Чуть ли не половина фильма посвящена тому, как в казахских тюрьмах пытают детей. В фильме рассказана история тихого забитого мальчика Аслана: худенький, слабенький, из тех, кого в школе бесконечно пинают, и у кого нет друзей. Рулит в школе борзый, жестокий и наглый Болат. Он собирает с младших классов деньги якобы за свое покровительство. Болат запретил всей школе разговаривать с Асланом. Аслана это не слишком волнует (он и сам ни с кем не разговаривает), но Болата он тихо ненавидит. И однажды Аслан, у которого не все в порядке с психикой, соорудит пистолет. И, конечно, выстрелит. А дальше начнутся пытки в тюрьме, с целью выбить признание. Но Аслан окажется куда более изощренным, чем звери-следователи. Я тоже ставлю на один из призов для «Уроков гармонии». Во-первых, Казахстан для Берлина – совершенно новая территория, во-вторых, фильм затрагивает довольно серьезные социальные проблемы, в-третьих, это просто качественный фильм (несмотря на четыре финала).

Странно, но больше ни один конкурсный фильм сегодня не показывают, поэтому расскажу о паре внеконкурсных из тех, что я посмотрела. Один из самых странных фильмов на свете – «Темная кровь» Джорджа Слайзера. Сейчас режиссеру 80 лет, он сам вместе с актером Джонатаном Прайсом и оператором Эдвардом Лахманом приехал в Берлин, чтобы представить фильм публике. Этот проект дался старенькому режиссеру очень нелегко. Фильм был снят в 1993 году, главную роль сыграл Ривер Феникс, который умер от передозировки героином прямо в середине съемочного процесса. Страховая компания и юристы, работавшие с фильмом, были очень недовольны, и хотели даже отсудить у семьи Ривера неустойку за то, что семья (якобы) скрыла проблемы Ривера с наркотой. Семью вроде бы оставили в покое, но материал фильма был арестован и много лет пролежал у страховщиков, пока Слайзер не отважился вступить с ними в переговоры и получить добро на завершение картины. В результате, спустя 20 лет после завершения съемок режиссер доделал свое кино. В начале он читает за кадром текст о том, что гибель Ривера была для всех потрясением, и что он был отличным актером и отличным парнем. Затем фильм время от времени останавливается на стоп-кадре, и режиссер зачитывает содержание неснятой сцены. Самоотверженность Слайзера достойна высшей похвалы. Но сам фильм, увы, ниже среднего. Ривер Феникс – красавец. Играет одинокого парня, у которого умерла жена, а сам он живет в хибаре где-то посреди пустыни в Неваде. На этих землях никого нет, поскольку тут проводили ядерные испытания и земля заражена. Герой Ривера постоянно ждет наступления конца света и время от времени удаляется в таинственную пещеру, где живут его магические куклы. Однажды неподалеку от его жилища ломается шикарный «Бентли» приятной семейной пары. Герой Феникса пытается помочь супругам, и они сами не понимают, как оказываются в его плену. Дальше происходит цепь не слишком мотивированных поступков всех троих героев, что приводит к трагическим последствиям.
Единственная причина этот фильм посмотреть (помимо уважения к пожилому отважному режиссеру), это Ривер Феникс. Когда он умер, ему было всего 23 года. Он начал сниматься в 10, в 18 был номинирован на «Оскар» за картину «Бег на месте», в 19 сыграл заглавную роль в «Индиане Джонсе и последнем крестовом походе», в 21 снялся в «Моем личном штате Айдахо». Всего в его короткой биографии 24 фильма. Он был очень красив и очень талантлив, его называли одним из самых многообещающих его поколения, но Ривер не выполнил обещания. Его гибель изломала всю жизнь его младшему брату Хоакину, нынешнему номинанту на «Оскар». В «Темной крови» Хоакин озвучил брата. Образ Ривера в «Темной крови» слишком трагический. Теперь в каждом эпизоде видны символы его ухода. Режиссер и оператор говорят, что не знали о его проблемах с наркотиками. Может быть, так оно и было. Во время съемок им было по 60, а ему чуть за 20. Клуб, на пороге которого умер Ривер Феникс, принадлежал Джонни Деппу. После смерти друга Джонни каждое 31 октября – в день гибели Ривера – закрывал клуб в память о нем, до тех пор, пока не продал его в 2004 году. На пресс-конфренции вся съемочная группа, ставшая старше на 20 лет, вспоминала Ривера Феникса только добрыми словами и скорбила о его столь раннем уходе. Кроме того, сегодня в «Панораме» состоялась премьера фильма Ноа Баумбаха «Фрэнсис Ха» – чудесной, невероятно обаятельной ленты про нью-йоркскую раздолбайку и инфантилку Фрэнсис, которая в свои 27 лет мечтает о прекрасной жизни, но ничего для этого не делает. Фрэнсис снимает квартиру пополам с подругой, а подруга выходит замуж и уезжает жить в Японию. Подруги нет, квартиры нет, парня тоже нет (Фрэнсис его зачем-то отвергла), работы нет, денег нет. Зато жизнь прекрасна. Фильм необычайно светлый и оптимистичный, многие узнают во Фрэнсис себя, потому что, черт, как же хочется, чтобы все у тебя было хорошо! Фестиваль вырулил на финишную прямую, в программе осталось два фильма. А дальше – распределение наград.

Материалы по теме

  • Берлин 2013: Фестивальная зависть и новые фавориты в дневнике Елены Слатиной

    13 февраля 2013 / Елена Слатина

    Руководство Берлинского кинофестиваля официально объявило о том, что 63-й Берлинале обогнал киносмотр в Венеции по количеству зрителей. В отличие от Канн, где вся программа рассчитана только на аккредитованную публику, и Берлин, и Венеция продают билеты для всех желающих: их стоимость в зависимости от программы – от 6 до 13 евро. Очереди в кассы постоянно стоят, а залы всегда заполнены до отказа.

    Комментировать
  • Джейсон Стэйтем: «В юности я торговал поддельными часами и женскими духами»

    03 июня 2015

    В комедии «Шпион» Стэйтем высмеивает сложившийся образ сурового и бесстрашного героя боевиков. THR поговорил с актером о новой роли, комедийном жанре, спорте и ориентирах.

    Комментировать
  • Игги Поп и Грейс Джонс сыграют в «самом громком немом фильме на свете»

    17 июля 2015 / Редакция THR Russia

    В экспериментальной музыкальной картине под названием Gutterdammerung также появится Генри Роллинс.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus