Божественный лик. 10 кинообразов Бога

Божественный лик. 10 кинообразов Бога

Славный дед в ночной сорочке

«Сотворение мира» (1958) — причудливый шедевр чешских мультипликаторов, основанный на серии карикатур французского художника Жана Эффеля, — в бодром сатирическом ключе трактует события Ветхого Завета. Бог (похожий на Льва Толстого дед во всесезонной ночной сорочке) задумывает Вселенную со скуки, предварительно высидев из яиц-облаков помощников — шустрых ангелов-тинейджеров. «Он решил, не жалея сил / Творить и трудиться с охотой / Хотя никто у него не просил / Справку с места работы», — поют они. Кондовость закадрового текста, не лишенного, впрочем, обаяния, компенсирует психоделический разгул сюжета. Созвездия Бог создает в результате активных игр с мячом. а нафталин придумывает после того, как Дьявол насылает на новосотворенную лисицу моль. Фильм на диво вольнолюбив не только по религиозным, но и по советским меркам. Грудастая голая Ева исполняет наимоднейший в конце 50-х рок-н-ролл.

Гипнотизер из подвала

«Бог велел мне» (1976). Лейтенант полиции расследует череду загадочных преступлений. Обычные граждане ни с того ни с сего совершают массовые убийства, а при попытке их допросить, эффектно корчась, умирают со словами: «Бог велел мне». Картина Ларри Коэна, хоть и не стесняется такого расхожего тренда ширпотребной кинофантастики 1970-х, как похищение людей инопланетянами для опытов, не лишена своеобразия. По мере расследования выясняется, что и у самого главного героя рыльце в густом мистическом пушку; в этом плане сюжет немного схож с «Сердцем ангела», которое выйдет десятью годами позже. Бог, благообразный молодой бородач, проживает в подвале и путем гипноза внушает плохое.

Провинциальный пенсионер

«О Боже!» (1977) — умеренно смешная комедия об испытании человечества на вшивость. Приводя в товарный вид подгулявший пучок салата, менеджер супермаркета Джерри обнаруживает между листьев записку — ему предлагает встречу сам Господь Бог. Знакомство с благообразным старичком в бейсболке и пара фокусов вроде компактного ливня по заказу убеждают героя, что его и впрямь навестил Создатель — с целью напомнить людям, как прекрасен сотворенный им мир и как бездарно они им распоряжаются. Бог в картине похож на приехавшего из провинции пенсионера-родственника, бубнеж которого поначалу раздражает, но потом ты понимаешь, что как раз этой простой мудрости нам и не хватает.

Азартный картежник

Главный герой фильма «Туз» (1981),  профессиональный картежник, умирает в ночь после собственной свадьбы — его убивают за покерным столом в отместку за чересчур удачный блеф. Но для персонажей Адриано Челентано ничто не повод для уныния, даже смерть. В виде призрака ему удается ненадолго задержаться на Земле, чтобы уладить дела: рассчитаться с недругами, избавить жену от своих кредиторов и найти ей нового спутника жизни. Бог (в исполнении того же Челентано, но при седых локонах и бороде) появляется в самом финале. Он тоже не чужд азарта и легко ставит на кон собственный статус. Но и играет, разумеется, как бог. Шансов у оппонентов нет.

Кот с головой бегемота

У Иисуса в «Южном парке» свое ток-шоу, а вот Бог Отец появляется крайне редко. Он приходит на помощь Сыну, когда в канун миллениума паства требует от Христа чудес, не удовлетворяется организованным им концертом Рода Стюарта и норовит снова его распять. И в качестве чуда на сцену выходит Бог, готовый ответить на любой, но только один вопрос (пока все раздумывают, Стэн спрашивает, когда же у него наконец приключится  менструация). Герой  придерживается  буддийских воззрений, консультирует Сатану по вопросам личной жизни, мудр и толерантен. Выглядит как небольшой толстый котик с головой бегемота (привет Булгакову!). Обижаться на такой внешний вид Бога невозможно — особенно когда он мимимишечно чешет себя за ухом хвостом.

Морган Фриман

«Брюс Всемогущий» (2003). Энергичный, но неудачливый журналист регионального ТВ Брюс не устает взывать к Богу, виня его во всех своих неприятностях. Тот связывается с героем по пейджеру, передает ему свои полномочия, а сам отправляется отдохнуть. Первые маленькие радости вроде расступающегося в тарелке томатного супа сменяются для героя большими хлопотами, репетицией конца света и закономерным выводом, что если кому в этой жизни и легко, то точно не Господу. Чернокожий Бог в исполнении Моргана Фримана питает слабость к стерильно-белому цвету и одной улыбкой умеет внушить веру, что самые кажущиеся безнадежными наши проблемы — это легко решаемые пустяки.

Старичок с проволочным нимбом

В фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) Бог устраивает для смертных краткие собеседования в сумасшедшем доме на берегу моря, и от его проволочного нимба исходит тревожно-блеклое электрическое сияние, как от агонизирующего сварочного аппарата. Андерсен встречается с ним дважды. Первый раз — мальчиком («Молись сердцем, тогда и обед будет, и ужин, и сладкое», — напутствует его Господь). Второй раз — сразу после смерти. Простив Гансу Христиану надменность, ложь, предательство и дурное обращение с родными, Бог высказывает главную претензию: «Ты дурак, Андерсен, что прошел мимо такого чуда, как любовь женщины. Тут я тебя как мужчина не одобряю». И на этом все, финальные титры.

Бородач в шлепанцах

«Симпсоны». Гомера Симпсона и Создателя связывает истинная мужская дружба, не требующая лишних слов и частых встреч. В преддверии конца света он соглашается взять Гомера, единственного из людей, живым на небеса. И по дружбе же принимает решение отсрочить Апокалипсис на год-другой (ибо Симпсон оказывается слишком хлопотным гостем). Бог носит шлепанцы и просторный белый хитон. Имеет окладистую бороду и по пять пальцев на ногах и руках (у прочих персонажей «Симпсонов» их четыре). Болеет за футбольную команду «Сент-Луис», любит японские видеоигры и мексиканскую кухню.

Капризная женщина

Вышедшая в 1999 году «Догма» — бойкая, наглая и обаятельная режиссерская картина Кевина Смита, богатая живописными персонажами. Кровавый дуэт падших  ангелов-истребителей (Бен Аффлек и Мэтт Дэймон).  Разобиженный на расистскую цензуру в Священном Писании темнокожий 13-й апостол («Знаю ли я Иисуса?! Да он должен мне 12 баксов!»). Прапраправнучатая племянница  Христа,  которая промышляет  абортами. И в довершение — самый обаятельный  и  доступный атеисту образ Бога в мировом  кино, воплощенный певицей Аланис  Мориссетт. Интересная  чудачка, мудрая и  капризная,  очаровательная в ребячестве и страшная в гневе: кричит редко, но когда это  происходит, грешникам натурально сносит  голову. В русском ремейке эдакое чудо должна была бы сыграть Жанна Агузарова.

Вредный подросток

В прошлогоднем фильме «Исход: Цари и боги» 76-летний Ридли Скотт с юношеским людоедским  азартом иллюстрирует  все  прописанные в Ветхом Завете казни и от себя лично запускает крокодилов в кровавые реки. Бог навещает Моисея, приняв образ упитанного мальчика-подростка. Он  убедительно  вредный и мстительный. На мольбы героя, что, может быть, хватит с недругов мучений, отвечает: «Нет, нужно, чтобы было еще хуже». И — разом убивает всех египетских первенцев. Видит Бога один Моисей, а соратникам остается лишь растерянно наблюдать, как лидер ругается с булыжниками, и искать смысл в сентенциях типа «Вождь может ошибиться, но камень — никогда».

«Новейший завет» (Le tout nouveau testament) / Бельгия-Франция-Люксембург, 2015 г., 113 мин. Режиссер: Жако ван Дормель. В ролях: Пили Груан, Бенуа Пульворд, Катрин Денев, Франсуа Дамиенс, Иоланда Моро, Лаура Верлинден, Серж Ларивье. В прокате с 12 ноября («Премиум Фильм»)

Материалы по теме

  • Новый постер: «Третий лишний 2» с Марком Уолбергом

    28 января 2015 / Редакция THR Russia

    К актерскому составу сиквела присоединились Морган Фриман, Аманда Сайфред и Лиам Нисон.

    Комментировать
  • Внучка Моргана Фримана была убита во время обряда «экзорцизма»

    18 августа 2015 / Редакция THR Russia

    По словам очевидца, бойфренд Идины Хайнс пытался изгнать из девушки «бесов».

    Комментировать
  • Скотт Иствуд сыграет у Ника Кассаветиса

    16 февраля 2018 / Редакция THR Russia

    Сын Клинта Иствуда и Морган Фриман станут главными героями «Рукописи».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus