- Главная
- →
Кино- →
Брайан Кокс: «Люблю работать над настоящим независимым кино»Брайан Кокс: «Люблю работать над настоящим независимым кино»
Михаил МоркинTHR встретился с легендарным шотландским актером, игравшим Михаила Кутузова и первого Ганнибала Лектера, и поговорил с ним о связях с Россией, Шекспире, Людях Икс, хоррорах и Марлоне Брандо.В рамках фестиваля «Новое британское кино» Британский Совет в России и арт-объединение CoolConnections привезли в Москву легендарного шотландского актера Брайана Кокса, чтобы представить фильм «Сиделка». После успешной театральной карьеры, Кокс захотел исполнить свою мечту и уйти в кино. Сниматься в кино Кокс начал остаточно поздно – актеру было уже 40 лет, когда он сыграл в 1986 году Ганнибала Лектера в самой первой экранизации романов о каннибале с утонченным вкусом – фильме Майкла Манна «Охотник на людей». Еще около 10 лет понадобилось, чтобы окончательно осесть в Америке. Однако с тех пор Брайан Кокс продолжает активно сниматься как в маленьких независимых фильмах, так и в больших студийных постановках. Актер работал с лучшими современными режиссерами — Кеном Лоучем, Вуди Алленом, Спайком Ли, Спайком Джонсом, Дэвидом Финчером и Уэсом Андерсоном. Летом Коксу исполнилось 70 лет, но он не собирается снижать темп работы. THR встретился с актером, и узнал о его связях с Россией, дорогих его сердцу фильмах, взаимодействии с постановщиками, новых ролях и любимой версии «Гамлета».
Что привлекло вас в сценарии «Сиделки»?
Человек, который написал «Сиделку», к сожалению, умер (писатель и сценарист Гилберт Адэр, автор «Мечтателей» Бертолуччи – прим. THR). Он смог передать чувства умирающего человека. Мне был интересен этот материал, написанный автором о собственном состоянии. Янос Эделены (режиссер и сценарист фильма – прим. THR) доработал сценарий, но вся основа уже была заложена. Мне также захотелось сделать оммаж моей профессии, ведь главный герой – старый капризный актер. Было интересно показать его отношения с сиделкой, а также ухудшение физического состояния человека. В сценарии есть юмор, который меня привлек. Я работал со многими актерам, которых больше нет с нами: Питером О’Тулом и Ричардом Харрисом, а чуть раньше с Ральфом Ричардсоном и Лоуренсом Оливье. Я наблюдал за ними в конце их жизни.
Вы уже играли больного пожилого человека в «Добром сердце»…
Да, очень люблю этот фильм. Дагюр Каури – чудесный сценарист и режиссер. Он исландец, английский для него далеко не родной язык, однако он разрешал всем актерам импровизировать на съемках. Он создал целый мир внутри этого бара (большая часть действия фильма происходит в старом нью-йоркском баре – прим. THR). Разумеется, диалоги между мной и Полом Дано были прописаны в сценарии. Мы снимали крошечной группой в Рейкьявике, где построили копию старого бара, как в Трайбеке (микрорайон, расположенный в Нижнем Манхэттене в Нью-Йорке – прим. THR). Мне понравилось работать над фильмом, он вышел очень смешной. Люблю работать над настоящим независимым кино. И Пол Дано, опять же, отличный партнер. Я работал с ним трижды. Я встретил его на съемках «Лжи», когда ему было всего 15 лет. Он вырос в прекрасного актера. А недавно мы вновь встретились на съемках «Войны и мира», где я сыграл Кутузова.
Вы, кстати, не раз играли русских в кино - достаточно вспомнить Льва Троцкого и злодея из франшизы «РЭД» Ивана Семенова.
Да, действительно. Я также много играл Чехова в театре. Я всегда чувствовал сильную связь с Россией. Кстати, одним из самых влиятельных людей в России в начале правления Петра I был шотландец. Его звали Патрик Гордон, и он обучал русскую армию военной тактике. Сам Петр I закрыл ему глаза, когда Гордон умер. Он всегда мечтал вернуться на родину, но не вышло. Поэт и писатель Михаил Лермонтов также происходил из шотландского рода Лермонтов. Впервые я приехал в Россию в 1988 году, когда Олег Ефремов пригласил меня провести серию мастер-классов по Шекспиру в Школе-студии МХАТ. Среди моих учеников были Ирина Апексимова, Владимир Машков и Валерий Николаев. Моя недавняя встреча с ними после стольких лет была очень эмоциональной для меня. Связь с Россией очень важна для меня, она повлияла на мою игру. Я заставил свою дочь учить русский, затем она училась в России, в Санкт-Петербурге, и проработала тут восемь лет. Когда мне было лет 18, я ходил в один из арт-кинотеатров Лондона, где показывали чудесные иностранные фильмы. Таких кинотеатров уже больше нет. Там я увидел «Гамлета» Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским, и я до сих пор считаю, что это лучшая экранизация пьесы Шекспира.
Говоря об исторических персонажах — вы также недавно сыграли Уинстона Черчилля. Что вы хотели выделить в этой фигуре? За последние 15 лет его играли разные актеры, среди которых Альберт Финни, Тимоти Сполл, Брендан Глисон и Майкл Гэмбон, а совсем скоро также появятся версии Джона Литгоу и Гари Олдмана. Тяжело играть такого персонажа?
Да, и неудивительно, ведь это великолепная роль. Я играю 70-летнего Черчилля, и мне самому уже 70. Он был человеком, в руках которого находилась судьба страны. Сценарий написала Алекс фон Танцельманн, которая является историком по профессии. В картине показано тяжелое время для премьер-министра. Пять дней, в течение которых ему нужно было принимать сложные решения насчет высадки в Нормандии. Он пытался предотвратить операцию. Когда он был моложе, во время Первой мировой войны, случилась ужасная катастрофа. Он командовал морским флотом, ведь он был Первым лордом Адмиралтейства. Во время Галлиполийского сражения он потерял безумное количество людей. Ответственность лежала на нем, и это был его провал, который навсегда лег грузом на его плечи. Поэтому он хотел остановить высадку в Нормандии, о чем долгое время никто не знал. Он находился в сильной депрессии. Для актера тут есть что играть. Я уже давно восхищаюсь Мирандой Ричардсон, и тут мне, наконец, удалось с ней поработать. Я вообще люблю свою профессию за возможность работать с другими актерами. Особенно хорошими.
Было сложно после долгого периода работы в театре уехать в Голливуд?
Да, ведь я поздно начал сниматься в кино. Конечно, я немного работал в начале 70-х, снимался у Линдсея Андерсона (в картине «В рамках празднования» – прим. THR), что стало потрясающим опытом. А затем я на долгое время ушел в театр и на телевидение. В 70-х и 80-х у нас было прекрасное телевидение, я не жалуюсь. Но к 90-м оно значительно испортилось, и меня это расстраивало. Я решил переехать в Америку и сниматься в кино. В книге известного режиссера Майкла Пауэлла я прочел: «В кино нет больших и маленьких ролей. Есть только длинные и короткие. Ты либо долго в фильме, либо нет. Но сила игры от этого не зависит». Я знал, что мне придется стать характерным актером. Я же был ведущим актером в театре и переиграл все роли, что только возможно. Многие говорили, что Голливуд станет шагом назад для меня, но я хотел играть в кино, а мне-то было уже почти 50 лет. У меня уже была карьера, но в кино я не достиг того, чего желал. В итоге я уехал в Лос-Анджелес.
Вы также хвалили современное американское ТВ.
Да, оно выросло. Да и британское телевидение вновь расцвело. Столько времени для развития истории и сценария. Меня это привлекает.
«Ганнибала» не смотрели?
Нет.Как вы относитесь к хоррорам? Вы все-таки первый Ганнибал Лектер.
Первый фильм о Лектере был отличный, тогда никто ничего не знал про персонажа. Мне не нравится, что произошло с персонажем после. Энтони Хопкинс отлично сыграл, но из-за приквелов и сиквелов не осталось никакой загадки. Он был страшен, потому что мы не знали, кем он был. Это все из-за того, что Томас Харрис влюбился в своего персонажа, а это всегда чревато, когда создатели влюбляются в своих персонажей. Недавно я снялся в еще одном страшном фильме – «Демон внутри». Мы там вдвоем с Эмилем Хиршем всю картину вскрываем одержимый труп. После него критики стали сравнивать меня с Винсентом Прайсом и Борисом Карлоффом. Это очень смешно, учитывая мой возраст. Я не большой фанат хорроров, но я люблю хорошие страшные фильмы. В них всегда интересно сниматься. Так было, например, на съемках «Кошелька или жизнь». Его снял сценарист «Людей Икс 2» (Майкл Догерти – прим. THR). Я был очень занят в то время, и сказал ему, что согласен на роль, но сценарий читать не буду. Вместо этого я попросил его объяснять мне все прямо на съемках. Я знал, каким будет мой персонаж и попросил превратить меня в смесь Джона Карпентера и Джерри Гарсия из Grateful Dead. Это был очень интересный опыт, почти как сниматься в немом кино. «Скажи реплику» – я говорил. «Упади с лестницы» – я падал. «А теперь, изобрази, что тебя атакует маленькая тыква!» – я изображал. Такой подход дал мне очень много свободы, потому что мне не приходилось думать, кем был мой персонаж.
Жалеете о каких-то ролях, от которых отказались?
Да я не особо часто отказывался. Были роли, которые я не получил, но сам отказывался нечасто. Я думаю, что мне очень везет в жизни (стучит по дереву). Когда я был ребенком, я был достаточно умен для своих лет. Я знал, что мгновенный успех не пойдет мне на пользу. Я знал, что мне придется бороться, но борьба будет стоить того. Я знал, что с возрастом она, в конечном итоге, оправдает себя. Я всегда думал о будущем. Я думал про себя: «Я хочу этим заниматься в 70 лет». И вот мне 70, и я этим занимаюсь.
«Побег из тюрьмы» – еще один независимый фильм, где у вас главная роль.
Да, вы выбираете очень важные для меня фильмы. Это был первый полнометражный фильм для Руперта (Уайатта, сценарист и режиссер фильма – прим. THR), но сценарий был чудесный. Я также спродюсировал эту картину. Сначала Руперт, с которым мы уже работали прежде над короткометражкой Get the Picture, попросил меня сыграть маленькую роль в другом его проекте. Я ему ответил: «Знаешь, я не против маленьких ролей, но временами мне хочется главную. В театре ведь я играю главные роли, хотелось бы и в кино так делать время от времени». Он сказал: «Окей!» – и ушел, поджав хвост. А месяц спустя вручил мне сценарий, сказав, что он для меня. Я прочел его и подумал: «Боже, это невероятно!». О такой роли мечтает любой актер моего возраста. Я предупредил его, что каждый продюсер будет подходить к нему с замечаниями и правками, но он не должен поддаваться. В итоге мы сняли фильм так, как он был написан Рупертом и его соавтором. Как продюсеру, мне приходилось следить за графиком, так как у нас было всего 28 съемочных дней. Руперт построил целый туннель для сцены в финале, сработал очень профессионально.
После этого его позвали перезапускать «Планету обезьян», где и вам нашлась роль…
Да, но, опять же, продюсеры были не подарок. Молодые кинематографисты всегда сталкиваются с этой проблемой. Если они написали отличный сценарий, то его все начинают менять. «Восстание планеты обезьян» далось ему тяжко. Студия Fox не давала ступить и шагу. Я называю их «фоксистами», по аналогии с фашистами. Но Руперт – выпускник частной школы, и хорошо умеет делать по-своему, при этом изображая пай-мальчика, он справился с ними (смеется).
У «фоксистов» вы также снялись в «Людях Икс 2», где исполнили роль Уильяма Страйкера, на мой взгляд, лучшего злодея всей серии, не считая Магнето. Каково было работать на столь крупномасштабном проекте?
Это лучший фильм серии, и я говорю так не потому, что в нем снимался. Он полон аллегорий, потому что его написали два гея (сценаристами выступили Майкл Догерти, Дэн Харрис и Дэвид Хэйтер – прим. THR), и он был снят геем. Кино рассказывало о людях, которые не могут найти свое место в мире. Брайан Сингер – прекрасный режиссер. Он потрясающе рассказывает истории. Он позвал меня после того, как увидел фильм «Ложь», где я сам играл гея. Студия не была уверена на мой счет, конечно, но Брайан смог меня протащить.
Как вы относитесь к Роберту Макки, сценарному гуру, роль которого исполнили в «Адаптации» Спайка Джонса?
Я люблю Роберта, он настоящий фанат своего дела, как и я. Он обожает кино. Роберт проводит эти замечательные семинары. Как мой персонаж говорил в «Адаптации»: «Кино – это отражение жизни. Если ты не собираешься жить, то можешь идти к черту». Он как-то рассказал мне грустную историю. Какой-то критик написал в рецензии на фильм с Эшли Джадд и Морганом Фриманом (речь идет о картине «Особо тяжкие преступления» и рецензии в Entertainment Weekly - прим.THR ), что плохое качество картины – результат работы Роберта. Разумеется, это неправда. Это очень обидело Роберта. Он считал, что его неверно истолковали. Он очень страстно относится к своей работе и по-настоящему понимает правила работы со сценарием.
Существует версия, что некоторые пьесы Шекспира написаны в соавторстве с Кристофером Марло. Как вы к этому относитесь?
Мне все равно, кто там что признал. Я думаю, что все написал Шекспир. Я работал с пьесами обоих, и они очень разные. Марло писал высокопарно, а Шекспир пытался понять суть человеческого духа и работал очень тонко. Я не верю в теорию с авторством Марло. Максимум, что Шекспир мог сделать – это попросить совет.
Во время Q&A вы признались в любви «В порту» и Марлону Брандо, а теперь сами сыграли легенду в ТВ-фильме «Элизабет, Майкл и Марлон»?
Сейчас даже покажу фотографию! (показывает на телефоне свою фотографию со съемок в образе Брандо, на первый взгляд, кажется, что на фото и изображена звезда «Крестного отца».) Это будет одной из частей мини-сериала, в котором будет рассказываться о полумифических историях о знаменитостях. Там также будет эпизод о том, как Кэри Грант принимает ЛСД, эпизод о том, как Сэмюэл Беккет возил в школу Андре Гиганта, когда жил во Франции и эпизод о том, как Мохаммед Али пытается отговорить мужчину прыгать из окна. Все они являются городскими легендами. Я играю уже старого Брандо, поэтому мне пришлось надеть утолщающий костюм (изображает знаменитое бормотание Брандо). Наш фильм расскажет о том, как Майкл Джексон, Элизабет Тейлор и Марлон отправляются в дорожное путешествие из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. (своим голосом) Брандо дружил с Джексоном, даже проводил занятия по актерском мастерству в его поместье Неверленд.
А какой из ваших персонажей ближе всего к настоящему Брайану Коксу?
В каждой роли есть кусочек меня, но не думаю, что я когда-либо играл персонажа по-настоящему похожего на себя. Моя работа и есть я. Мне нравится играть. В этом году я работаю больше, чем когда-либо. Мне повезло, ведь многие мои друзья уже умерли или тяжело больны. Я искренне люблю свою работу. Когда я был ребенком, меня поражало, как в темноте зала актеры делают простые, но при этом выдающиеся вещи. Это казалось чудом, что кто-то за полтора часа рассказывает тебе историю. А через неделю этот же актер рассказывает тебе уже другую историю! Это все еще придает мне сил.Материалы по теме
Новый кадр: Брайан Кокс в байопике про Уинстона Черчилля
24 мая 2016В фильме также появятся Миранда Ричардсон, Джеймс Пьюрфой и Джон Слэттери.
КомментироватьТодд Солондз: «Киношколы могут стать чудесным опытом для одних людей и тратой времени для других»
20 сентября 2016 / Михаил МоркинТодд Солондз накануне премьеры фильма «Такса» рассказал THR о своей карьере, повлиявших на него режиссерах и опыте преподавания.
Пол Лаверти: «Все развлекательные фильмы на самом деле социальные»
27 октября 2016 / Дмитрий КарпюкНакануне выхода в прокат получившей «Золотую пальмовую ветвь» картины «Я, Дэниел Блэйк» сценарист Кена Лоуча рассказал THR о виденных им зверствах в Центральной Америке, бюрократической машине, методе работы над текстами и любви к футболу.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: