«Дивергент, глава 2: Инсургент». Культурная революция

«Дивергент, глава 2: Инсургент». Культурная революция
Постер фильма «Дивергент, глава 2: Инсургент»

К завершению невероятно успешной франшизы «Голод­ные игры», которая состоится в конце этого года, в Голливу­де решили подготовиться заранее. На смену од­ной фантастической киносерии пришли сразу две — «Бегущий в лабиринте» и «Дивергент», вторая часть которого ждет нас уже в марте.

Первые серии обеих франшиз, стартовав­ших в прошлом году, были сшиты вполне доб ротно — с симпатичными молодыми актера­ми (которым, разумеется, уже прочат большое будущее) и интригующей концовкой. После финальных титров невольно задаешься во­просом: чем же продолжится этот дорогостоя­ щий киносериал? Однако проблема в том, что обе истории невероятно примитивны и пото­му не выдерживают серьезной критики. Что неудивительно, поскольку примитивны (и это самое корректное определение) и сами книж­ки — что одна, что другая.

В «Дивергенте» повергает в ужас уже сама его вселенная. Унаследовав от «Гарри Поттера» систему с разными факультетами и принудительным отбором, автор трилогии Вероника Рот перенесла ее на целое обще­ство. Она поделила весь город на несколь­ко фракций — военных, ученых, крестьян и социальных работников. Последние борют­ся с собственным и чужим эгоизмом и пото­му правят городом. Тех, кто не справляется с программами обучения, выбрасывают из си­стемы фракций, автоматически превращая в изгоев, уличных бомжей.

У вдумчивого читателя может возник­нуть несколько резонных вопросов. Почему от 10 до 20 процентов жителей совершенно мирного города входят в касту силовиков? Кто в этом мире занимается производством? Кто строит дома, шьет одежду, делает ору­жие и высокоточные приборы, необходимые для работы ученых? Кастовая градация столь узка, что необходимых в любом обществе профессий, которые не втискиваются в эту систему, достаточно, чтобы в реальности такой город протянул недолго.

Все потому, что, по мнению Рот, раз «Дивергент» — произведение, предназначенное исключительно для подростков, глубина проработки вселенной вообще неважна. По всей видимости, писательница, а вслед за ней и создатели экранизации апеллируют к той части юных читателей (и зрителей), которая считает, что айфоны берутся из магазинов, то есть, в сущности, растут на деревьях.

И все же нам стоит радоваться, ведь в прошлом десятилетии произошло сразу несколько важных прорывов, результатом которых и стали бесконечные подростковые антиутопии. Прежде всего подрастающему поколению вернули привычку читать. Джоан Роулинг, заслуженно ставшая миллиардершей, совершила настоящее чудо: создала культурный контекст, в котором миллионы подростков со всего света были обязаны свободно ориентироваться. Вот и пришлось им едва ли не по слогам одолеть добрые пять тысяч страниц одной лишь поттерианы.

Параллельно они освоили «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина (кстати, весьма трудный и многослойный текст), «Песнь льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, а также около двух тысяч страниц «Сумерек» Стефани Майер. И вот теперь настало время для «Бегущего в лабиринте» Джеймса Дашнера и «Дивергента». Одним словом, в комнаты подростков вернулись книжные полки.

Второй прорыв связан с идейным тупиком, в который, как казалось, зашло кино в нулевые, — снимали сиквелы, приквелы, ремейки, спин-оффы и прочие переработки давно перепаханного вдоль и поперек материала. К счастью, ныне начался новый, очень почтенный этап — экранизация книг. Современные романы пишутся сразу как полуфабрикаты для киносценариев, с подробными описаниями пейзажей и интерьеров, весьма киногеничными персонажами и активными действиями, чтобы не пришлось использовать в фильме поясняющий закадровый голос.

Изменился и уровень экранизаций. Раньше их обсуждали, как правило, в таких формулировках: «слишком упростили», «ничего не поняли», «книга все равно лучше». И такое можно было сказать про любое кино. Даже про «Унесенных ветром» или «Властелина колец». Даже про фантастическую, близкую к гениальности экранизацию романа Кормака МакКарти «Старикам тут не место», созданную братьями Коэн.

Теперь все иначе, хотя заслугой режиссеров это не назовешь. Просто качество исходного материала таково, что фильм запросто может получиться намного лучше литературного первоисточника. С «Дивергентом» именно так и случилось.

«Дивергент, глава 2: Инсургент» (Insurgent) / США, 2015 г., 119 мин. Режиссер: Роберт Швентке. В ролях: Шэйлин Вудли, Тео Джеймс, Майлз Теллер, Джай Кортни, Кейт Уинслет, Ансел Элгорт, Зои Кравиц, Наоми Уоттс, Мегги Кью, Рэй Стивенсон. В прокате с 19 марта («Централ Партнершип»)

Материалы по теме

  • Джордж Миллер завершил съемки «Безумного Макса: Дороги ярости»

    18 декабря 2012 / Илья Кувшинов

    Теперь долгострою с Томом Харди и Шарлиз Терон в главных ролях предстоит процесс пост-продакшна и конвертации в 3D.

    Комментировать
  • Дуэйн Джонсон и Кевин Харт сыграют в комедии «Центральная разведка»

    12 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    В режиссерское кресло фильма, рассказывающего о двух бывших одноклассниках, сядет Роусон Маршалл Тербер («Мы — Миллеры»).

    Комментировать
  • Кейт Мара сыграет в продюсерском проекте Ридли Скотта

    10 марта 2015 / Редакция THR Russia

    Научно-фантастический триллер «Морган» станет режиссерским дебютом сына Ридли – Люка Скотта.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus