Два мира — два Де Ниро

Два мира — два Де Ниро
Роберт Де Ниро

Какими бы успешными ни были комедийные фильмы с Робертом Де Ниро — а среди них есть и настоящие хиты, — публика очевидно соскучилась по его ролям из разряда великих. Актер снялся в десятке классических картин, которые изучают во всех мировых киношколах. Но в пятерке самых кассовых фильмов с его участием все равно красуются комедии, которые на корню размывают его прежний образ, — две части франшизы «Знакомство с Факерами» и «Анализируй это», где актер сыграл чувствительного гангстера под надзором психоаналитика, откровенную пародию на свои лучшие роли.

Де Ниро начал свою карьеру с 50 долларов за участие в «Свадебной вечеринке» Брайана Де Пальмы, а в нулевые получал по 20 млн за фильмы про Факеров: «В комедиях сниматься легко — пришел на съемочную площадку и часок поорал на Билли Кристала» — вряд ли в этом шуточном заявлении актера содержится ответ на вопрос, зачем ему это надо. В каком-то смысле траектория его движения вниз, к незатейливому развлекательному кино, закономерна: если начал с шедевров, то планка изначально была выставлена выше некуда, и дальнейшее развитие актерского потенциала Де Ниро предполагало разве что прорыв в космос.

Перелом произошел где-то в нулевых — карьера актера отчетливо делится на «до и после» и легко подпадает под определение «два мира — два Де Ниро». Тогда, после восьми совместных проектов, Мартин Скорсезе нашел себе другого любимого актера — Леонардо ДиКаприо. По старой памяти режиссер продолжал звать Де Ниро в свои новые картины, но что-то все время не срасталось. «Банды Нью-Йорка» (2002) предполагали съемки в Европе, куда актер, по слухам, был не ездок из-за опасений снова засветиться в расследовании старого дела о проституции. Сниматься в «Отступниках» (2006) он тоже отказался, поскольку был на тот момент слишком увлечен собственным режиссерским проектом.

Журналисты создали ему своего рода алиби: писали, что после катастрофы 11 сентября, которую Де Ниро наблюдал воочию, он начал сниматься в недостойных его уровня фильмах, чтобы собрать деньги на восстановление части Нижнего Манхэттена, разрушенной терактом. Уже в 2002-м дело дошло до «Золотой малины» за фильм «Шоу начинается». А в 2003-м у Де Ниро был диагностирован рак предстательной железы. И хотя врачи обещали полное выздоровление, мысль о быстротечности жизни будто подстегнула актера работать больше — то есть без разбору соглашаться на откровенно слабые предложения.

Самое обидное разоблачение его легенды случилось в 2008-м, когда он сошелся в одном кадре с Аль Пачино во второсортной полицейской драме «Право на убийство». Их персонажи не встречались в одном кадре ни во втором «Крестном отце», ни в «Схватке», где Майкл Манн снимал их диалог «восьмеркой». Казалось, что, когда они наконец окажутся лицом к лицу, экран просто расплавится, а в итоге две актерские глыбы попали в руки неумелого постановщика...

Огромный потенциал Де Ниро теперь растрачивается на однообразные проекты из цикла «бывали когда-то и мы рысаками». Вроде «Starперцев» (2013) или «Забойного реванша» (2013), где он и Сталлоне будто специально ставят на кон свои легендарные роли. По сути, это Рокки бьется против Джека Ламотты (героя «Бешеного быка». — THR), но экранный результат выглядит как откровенная травестия. Которая, впрочем, скорее забавляет Роберта Де Ниро, не забронзовевшего на своих лучших ролях. И все же деконструкция прежнего образа — дело рискованное. На этом пути ему осталось сыграть разве что смешного таксиста в каком-нибудь десятом продолжении франшизы Люка Бессона.

«На данном этапе моей карьеры не бывает такого, чтобы после кастинга мне позвонили и сказали: «Вы нам не подходите», — хвастается актер. Еще бы: заполучить Де Ниро — все равно что отхватить редкий инструмент с широчайшим диапазоном, на котором можно сыграть что угодно. Только вот последнее время все чаще играют на этом сокровище «собачий вальс». То же можно сказать и об индустрии в целом — не секрет, что в нулевые голливудская махина сознательно переориентировалась на кино для подростков, отдав «взрослые» драмы и серьезные сюжеты на откуп телевидению.

Выдающемуся актеру Де Ниро просто не хватает материала — драмы, которая была бы ему по плечу. Равновеликие ему Дастин Хоффман и Аль Пачино, кажется, нашли выход из ситуации и снялись в сериалах. Что касается Де Ниро, то на его горизонте наконец замаячил опытный постановщик Дэвид О. Расселл, работа с которым уже принесла актеру номинацию на «Оскар» (за картину «Мой парень — псих»). Осталось только дождаться, когда вместо эпизодических ролей Расселл даст ему главную.

Материалы по теме

  • В забвении: Как рождался «Обливион»

    13 апреля 2013 / Ярослав Забалуев

    «У нас нет еще никакой базы фанатов. Это же не “Бэтмен”, не “Звездный путь” и не “Супермен”, — сетует создатель оригинального фантастического фильма «Обливион» Джозеф Косински. Режиссер 120-миллионного проекта немного лукавит — в его рукаве найдутся козыри и покрупней, чем узнаваемый супергерой. Речь о Томе Крузе, Моргане Фримане, бывшей девушке Бонда Ольге Куриленко и нестандартном подходе к жанру кинофантастики.

    Комментировать
  • Российский кинопрокат: с отрывом лидирует драма «50 оттенков серого»

    17 февраля 2015 / Редакция THR Russia

    Картина Сэм Тейлор-Джонсон продемонстрировала лучший старт в России среди фильмов, выпущенных в 2D, и проектов с рейтингом «16+» или «18+».

    Комментировать
  • Новое фото: «Молодой Папа» с Джудом Лоу

    27 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость») снял для канала HBO мини-сериал о Ватикане.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора