Джон Мур: «Великий американский экшн умер»

Джон Мур: «Великий американский экшн умер»
Джон Мур на съемках "Искусственного интеллекта".

Джон Мур — тот, кого называют «крепким ремесленником». За свою карьеру режиссер успел поработать во всех развлекательных жанрах, кроме ромкомов — запустил маленькую франшизу «В тылу врага», снимал ремейки («Омен» и «Полет Феникса»), сиквелы («Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть») и экранизации видеоигр («Макс Пэйн»). Однако не все его фильмы зрители принимали тепло. Наконец-то переключившись со спецэффектов на историю и персонажей, Мур снял свой самый «крепкий» фильм: «Искусственный интеллект. Доступ неограничен». Триллер с Пирсом Броснаном в главной роли рассказывает о том, как с помощью технологий можно испортить жизнь, казалось бы, хорошему человеку.

Мур поведал THR о своей ненависти к кинокомиксам, недоверии к технологиям, любви к хоррорам и желании найти работу у Тимура Бекмамбетова, успев в процеесе диагностировать смерть экшена и развеяв миф о независимом кино. 

Персонаж Пирса Броснана в фильме слишком сильно полагался на технологии, за что поплатился. Вы сами к ним как относитесь?

Я не боюсь технологий, и, кстати, хотел показать персонажа Пирса двуличным человеком. Он преступник и лжец. У людей больше нет секретов из-за технологий, и я боюсь того, что наши секреты могут быть раскрыты. Я, возможно, покажусь бубнящим старпером, но мы должны думать о последствиях использования гаджетов. Мы же не даем нашим детям оружие…ну хорошо, в Америке даем. Но мы пытаемся их защитить от оружия. А от технологий — нет. Мы даем технологиям возможность беспорядочно разрушать нашу частную жизнь и вредить нам. Люди не задают вопросов, потому что все спрятано в милую и красивую упаковку от iPhone’а или под какое-нибудь забавное название вроде Google. Мы не видим угрозы в чем-то красивом и интересном. Мне кажется это странным. Фильм не про то, что технологии опасны, но я надеюсь, что зрители поймут, что в герои фильма не делятся на героев и злодеев. Технологии могут сделать вас и жертвой, и преступником. Мне были интересны моральные вопросы, касающиеся их. Ведь технология просто приумножает идею, как оружие, картина или шоссе. Она просто дает выход идее в реальном мире. Сейчас люди свободно пользуются сверкающими технологиями Стива Джобса и чудесной компании Apple, и считают, что это весело и чудесно. Я не разделяю их позитивного настроя. Я не знаю, какие у них намерения, может быть, они и сами не знают. Они, возможно, сделали худшее изобретение человечества. Люди не задумываются об этом только из-за яркой упаковки. 

Главный злодей в конце действительно выглядит жертвой.

Верно. Броснан полностью доминирует над ним, и злодей становится жертвой. Изначально я хотел, чтобы персонаж Пирса убил его в конце. Но студия запаниковала и не дала выпустить фильм с той концовкой, которую мы изначально сняли. В ней Пирс хладнокровно застрелил плохого парня. Студия подумала, что зрители не примут Джеймса Бонда в роли убийцы! Персонаж Джеймса Фрешвилла Эд Портер выглядит жалким в конце фильма, и я надеюсь, что зрители задумаются, кто же на самом деле является преступником, а кто жертвой. В конце фильма Пирс Броснан смотрит прямо в камеру с нагловатым видом, потому что он одержал победу, но зритель не радуется за него.

Кадр из фильма "Искусственный интеллект. Доступ неограничен".

Над «Искусственным интеллектом» было легче работать благодаря отсутствию первоисточника?

Совсем нет. История и актеры – все, что мне требуется. Меня часто критикуют за то, что я снимаю ремейки, но Шекспира каждый год ставят заново в Лондоне, и люди в этом что-то находят. Я никогда не считал, что строить историю вокруг известного персонажа сложнее. У меня новые актеры, новый фильм – нет чувства, что я повторяю что-либо.

Вы сделали пять фильмов подряд со студией ХХ Century Fox, «Искусственный интеллект...» стал в сравнении с вашей предыдущей фильмографией почти независимой картиной. Работа шла по-другому?

Считать, что независимое кино существует – заблуждение. Все фильмы очень даже зависимые (смеется). У студий есть свобода, потому что у них есть собственные деньги, они могут сами принимать решения. Независимые компании же очень сильно зависят от рынка. Первое что произошло на этом так называемом независимом фильме – это выбор актера. Продюсеры должны понять, какую звезду они могут заполучить, чтобы продать фильм. О никакой независимости тут и речи быть не может. Сейчас очень сложно делать фильмы, потому что не осталось интересных и храбрых продюсеров. Все они зависят от кастинга, налогов и финансирования. На этом фильме работа шла очень напряженно. Работая на ХХ Century Fox, я имел гораздо больше свободы. Ирония в том, что люди считают, что студии больше диктуют и думают только о коммерческой выгоде, оказывая давление на режиссера. Но мой опыт говорит о том, что давления больше как раз в независимом секторе. Например, не было смысла снимать «Искусственный интеллект» в Ирландии, мы туда поехали исключительно за налоговыми льготами. Если условия были лучше в Дании, поехали бы в Данию. Независимого кино не существует.

Заметил в фильме кадр, с двумя точками фокусировки. Это такой оммаж Брайану Де Пальме?

(смеется) Прием старый, но да, я действительно позаимствовал его у Де Пальмы. Мне очень нравится, как он его использует. Это такой отличный и старомодный способ заставить зрителей сомневаться в том, что они видят на самом деле и вызывать у них чувство дискомфорта, потому что они не привыкли к такой глубине кадра. Когда я только пришел в кино, я работал в операторской группе, и мы его часто использовали  этот прием. Сейчас его практически не встретишь.

У вас есть опыт работы с разными большими франшизами вроде «Омена», «Макса Пэйна» и «Крепкого орешка», а вот фильмов по комиксам до сих пор не сняли. Как так?

Я их терпеть не могу. Фильмы о супергероях ужасно скучные. «Отряд самоубийц» – худший блокбастер, который я когда-либо видел. Причина бума фильмов о супергероях в том, что Америке после 11 сентября были нужны нравственные ориентиры и простые истории. Супергерои кричали с экранов, что все хорошо. Я надеюсь, что теперь этот тренд закончился, потому что он стал слишком скучным и детским. Железный человек, Супермен, Бэтмен…какая жалкая и абсурдная чушь. У меня нет совершенно никакого интереса к таким фильмам. Режиссеры, которые делают эти фильмы полностью продались, Конечно, я и сам не тонкий художник, я снимаю коммерческие фильмы, но если даже я считаю, что они продались, то это уже о чем-то говорит. Да, я делаю ремейки и сиквелы, но комиксы делать не хочу. Я совершенно ничего не чувствую, когда их смотрю. Даже отлично сделанный «Темный рыцарь» не произвел на меня впечатления. Надеюсь, «Отряд самоубийц» закрыл тему.

А телевизионному феномену последних лет вы также негативно относитесь?

Он интересен, но мне грустно оттого, что кинематограф сдал позиции телевидению. Был похожий спор, когда появилось звуковое кино. Люди думали, что потеряли искусство рассказывать историю визуальными способами. Сейчас кино отдало роль рассказчика телевидению. Это подходит тем, кто не любит ходить в кинотеатр, но такими шагами кинотеатры станут парками аттракционов для любителей лего, звездных войн и прочего мусора. Кинематографисты сдались. Они думают: «Какого черта я пойду на студию, где хотят очередной фильм по комиксам!». Телевизионные компании готовы рассказывать их истории. Вот все и уходят. Сейчас нет разницы между работой режиссера на ТВ и в кино. Раньше считалось, что если ты ушел на ТВ, то твоя карьера в заднице. Теперь же работа над сериалами дает шанс раскрыться. HBO и Cinemax делают удивительные вещи. Думаю, этот тренд будет продолжаться. Надеюсь, студии одумаются и снова начнут снимать фильмы, а не аттракционы, иначе все талантливые люди останутся на ТВ.

Вы работали с разными звездами боевиков: Марком Уолбергом, Пирсом Броснаном и Брюсом Уиллисом. Было сложно?

Уолберг выдающийся актер, с ним прекрасно работалось, Пирс очень теплый и профессиональный человек, а вот с Уиллисом работать было нелегко. Ему не хотелось снова играть МакКлейна (главного героя франшизы «Крепкий орешек» - прим. THR), он устал от этой роли, что сильно усложнило мне жизнь. Мне кажется, Уолберг является старомодной звездой боевиков в лучшем смысле этого слова. Марк – полная противоположность современным комиксовым героям, он выглядит настоящим, и именно это делает его привлекательным.

Кадр из фильма "Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть".

Броснан и Уиллис, будучи продюсерами фильмов, не вставляли вам палки в колесе?

Нет, это не влияло на фильм. Сейчас у всех актеров в контракте прописано, что они числятся продюсерами. Пирс очень хотел снять эту картину, многое внес в историю и усердно работал в качестве продюсера, чтобы она был создана. Но он скорее исключение из правил: обычно актеры по-настоящему не занимаются фильмом. Может, только Джордж Клуни или Джоди Фостер.

Ваша дебютная лента «В тылу врага» выросла в целую франшизу, хотя ее сиквелы выходили сразу на видео. Следите за ней?

(смеется) Я видел все три. Они сейчас еще и сериал делают. Это мой первый фильм, поэтому я всегда буду относиться к нему по-особенному, хотя это, конечно, не великое кино. Сиквелы неплохие, в них нет ничего особенного, но приятно, что у франшизы есть свои фанаты.

Кадр из фильма "В тылу врага".

С Джином Хэкменом успели там поработать перед тем, как он ушел на пенсию…

Обожаю его. В «Искусственном интеллекте» даже есть прямая отсылка к «Разговору» Фрэнсиса Форда Копполы. Персонаж Микаэля Нюквиста, хакер, которого нанимает Броснан, носит такой же костюм и усы, как и персонаж Хэкмана в «Разговоре». Джин был моим любимым актером, и работа с ним стала самым большим достижением в моей карьере. Он чудесно и очень профессионально себя вел. Наверное, ничего лучше нашей совместной работы со мной уже не случится.

Что для вас главное в работе режиссера?

Когда я был моложе, я был очень сконцентрирован на визуальной составляющей, но теперь она не так важна для меня. Сейчас я понимаю, что главное – это история и персонажи. Изображение важно, но только с его помощью нельзя по-настоящему увлечь зрителя – только встряхнуть на пару минут. Чтобы зритель думал и сопереживал, нужно увлечь его историей и персонажами. Визуальные эффекты стали для меня менее важны.

Большинство экшн-фильмов снимается сейчас по комиксам, что вам не нравится. Какие-нибудь хорошие образчики жанра видите для себя?

Сложный вопрос. В Южной Корее делают много отличных боевиков, в Китае, Гонконге и Индонезии происходит возрождение жанра. США перестали держать лидерство в этом жанре. Даже последний фильм про Борна утомляет и занимается самоповторением. Мне очень нравится трилогия и Пол Гринграсс, но Великий американский экшн пропал с экранов, потому что зрители отдали всю любовь комиксам (смеется). Дела идут неплохо в Азии, а Европе никогда не было особого дела до этого жанра. Возможно, есть надежда на вашего соотечественника Тимура [Бекмамбетова]. Я думаю, его фильмы могут войти в историю как лучшие образчики жанра ХХI века.

Можете уйти в хоррор, вы же сняли ремейк «Омена»?

Я вообще думаю, что хоррор – идеальный жанр для режиссеров. Каждому стоит снять хотя бы один, потому что это наиболее эффективный способ влиять на зрителя. Он работает на всех уровнях. Людей легче всего пугать и смешить, но пугать, конечно, интереснее. Для режиссера это отличный способ работать с изображением, ведь хоррор сильно зависит от визуализации. Хоррор –  это чистое кино. Уже в «Носферату» простое изображение вампира, спускающегося по лестнице, пугало зрителя без диалогов, музыки или чего-либо еще. Чистая форма.

Сейчас вы работаете над фильмом о второй мировой войне "Come Hell or High Water".

Уже нет. Проект не состоится. Хотелось бы сказать, что-то хорошее про него, но не буду. Я не знаю, над чем буду работать в ближайшее время. Скорее всего «Искусственный интеллект» провалится в США по ряду причин. Но я очень рад, если фильм примут в Европе или России. Тогда я смогу сделать фильм в Европе. В США боевики, которые я так люблю делать, никому не нужны – жанр умер. Так что не знаю, что ждет меня в будущем (смеется). Надо позвонить Тимуру и попросить у него работу.

Может, к Джейсону Блуму (успешный американский продюсер, специализирующийся на хоррорах - прим. THR)? Режиссеры обретают у него второе дыхание после не самых удачных фильмов.

Точно. Джейсон очень умный парень и дает проекты безработным режиссерам, которых не зовут студии. Нам ведь не нужно много денег, чтобы рассказывать истории. Он придумал умную схему, и она сделала его очень успешным. Я рад, что он двинулся вперед после успеха «Паранормального явления», приемы которого быстро устарели. Сейчас он делает картины чуть дороже и красивее, напоминающие мне о великих фильмах ужасов 80-х. Молодец, что поддерживает жанр. 

Фильм «Искусственный интеллект. Доступ неограничен» выходит в прокат 22 сентября.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus