- Главная
- →
Кино- →
ЭКСКЛЮЗИВ: Филипп Янковский — «Я просто повзрослел»ЭКСКЛЮЗИВ: Филипп Янковский — «Я просто повзрослел»
Эвелина ГурецкаяВ процессе разговора с Филиппом Янковским корреспондент THR выяснил, что режиссер, неожиданно вернувшийся к некогда оставленной им актерской профессии, легко находит общий язык и с девочкой из горного аула, и со звездой французского кино, и даже с силами природы. Все дело в его природном обаянии и… умении управлять энергетикой.В последнее время вы появляетесь в кино исключительно как актер, хотя у большинства зрителей по-прежнему ассоциируетесь с режиссерской деятельностью: вы сделали четыре фильма («В движении», «Статский советник», «Меченосец» и «Каменная башка». — THR), совершенно разные по жанру и стилистике. И вдруг решили уйти из режиссуры…
Я никуда не ушел. Просто повзрослел и пока еще не встретил тот материал, который меня заинтересовал бы. За полтора года ничего не подворачивалось, хотя я все же работал над подготовкой двух проектов. Они не получились: в одном случае с продюсером не нашли общий язык, в другом — не сложился сценарий. Может, оно и к лучшему, потому что за семь лет, с 2001 по 2008 годы, я снял четыре картины и очень устал — это потребовало от меня больших эмоциональных затрат. Сейчас же понял, что соскучился по актерскому ремеслу, все-таки мое первое образование — актерское, в Школе-студии МХАТ. Еще когда я снимал кино, мне поступали предложения интересных ролей, но я не мог их принять потому, что был занят. Только три режиссера в мире — Никита Михалков, Клинт Иствуд и Вуди Аллен — умеют одновременно быть суперпрофессионалами и по ту, и по эту сторону камеры. Я пока не научился. Но надеюсь в будущем все-таки совмещать и постановки фильмов, и актерские работы, ведь сниматься у хороших режиссеров — одно удовольствие.
Сниматься легче, чем снимать?
Профессия актера сложна, потому что предполагает взаимодействие с собственным организмом, с собственными эмоциями. Но, конечно, эту работу ни физически, ни психологически нельзя сравнить с режиссерской. Режиссер включается в картину за полгода или даже за год до начала съемок. Только он понимает в целом, что происходит на площадке, держит в руках всю съемочную группу — особенно, актеров, которые выполняют поставленную им сверхзадачу. Это сродни шаманству. Режиссер одновременно и организатор, и психолог, который со всеми находит общий язык. Он должен заразить всех собственным примером и заинтересованностью в работе. Актер же учит текст, готовится, приезжает на съемки, снимается — все! Кто-то к тому же параллельно участвует в других проектах, что плохо! Это отражается на работе: актеры становятся говорящими головами, не успевая в итоге ни в кого перевоплотиться, как следует. Думаю, что артисты послевоенного поколения были настоящими во многом потому, что не бегали с одной площадки на другую. Я и сам стараюсь работать только на одном проекте. Сейчас играю короля Франции Людовика ХIII в восьмисерийном фильме «Три мушкетера» по роману Дюма. Надо было вжиться в образ — придумать, как король сидит, как ходит и разговаривает. На этой картине получаю удовольствие от партнерства с Василием Лановым, который играет кардинала Ришелье. До этого я с ним никогда не сталкивался, видел его работы только по телевизору. Он прекрасный драматический актер старой школы, и к тому же находится в замечательной физической форме.
Считаете, что актерская профессия измельчала?
Для актера очень важен материал, на котором он учится. В театральном институте и в театре ситуация получше, все-таки там чаще соприкасаются с классическими произведениями. На сцене можно чуть ли не каждый год играть в чеховской «Чайке» у разных режиссеров — и от этого растет твое мастерство. А в кино… Если снимаешься в «Войне и мире», то, конечно, есть что играть. А если в «Яйцах судьбы»? Вообще, сегодня в кино уже не на чем расти. Ну, не на фильмах же про бандитов с ужасающим текстом и драматургией, правда? А вот попасть на хороший проект — уже счастье и большое везение.
Надо полагать, что без везения не обошлось, когда в прошлом году вас пригласили сыграть Феликса Юсупова в российско-французском проекте режиссера Жозе Дайан «Распутин».
Соприкосновение с человеком по имени Феликс Юсупов и исполнение его роли мне многое дали в понимании самого себя. Готовясь к роли, я прочитал и его мемуары, и дневник Пуришкевича «Как я убивал Распутина», и много чего еще. И сыграл его, безусловно, с любовью. Юсупов считал, что его миссия — убить Распутина. И после убийства прожил долгую жизнь, никогда не скрывая содеянного. При этом никто на него за это не покушался. В общем, судьба Феликса Юсупова достойна отдельной истории.
О такой роли можно только мечтать, тем более что вам довелось поработать с Жераром Депардье, Фанни Ардан…
Получил огромное удовольствие от работы и постоянного взаимодействия с Жераром Депардье, сыгравшим Распутина. Мы с ним подружились. Забавно, что он до последнего момента думал, что я прекрасно говорю по-французски. Хотя это совсем не так — знаю порядка двух сотен слов, несколько бытовых фраз, которые произношу без акцента. Не более того. Над этим проектом работала интернациональная команда, все разговаривали в основном на английском. Но иногда в общении с Депардье я вставлял французские фразы, он отвечал, мы друг друга понимали. А в последний день он что-то мне сказал по-французски, засмеялся, а я не понял. Он повторил и опять засмеялся. Я молчу. Тогда он перешел на английский: «Слушай, а ты французский вообще-то знаешь?» — «Нет!». И тут мы начали хохотать: все два месяца съемок прекрасно понимали друг друга, поскольку было взаимодействие энергетик людей, делающих общее дело, существовало понимание на эмоциональном уровне. А поскольку я вообще говорил мало, французская группа решила, что я просто такой молчаливый парень.
А какие впечатления у вас от другой вашей актерской работы в фильме Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом», где вы сыграли модного режиссера?
Могу сказать, что получил удовольствие и от работы, и от результата. Особенно интересно было оказаться в Грузии, где и проходит действие фильма. Одну из главных сцен мы снимали в селении Казбеги, на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, в потрясающе красивом, но удаленном ауле, откуда жители зимой не могут выбраться. И вот в том ауле девочка лет двенадцати каждый день приходила на съемки и пристально, издалека смотрела на меня. Однажды подошла поближе, но поговорить с ней я не смог: она не понимала по-русски. Через ее старшую сестру я спросил: «Ты что, никогда не видела русского?» Она ответила: «Нет». То есть я для нее был инопланетянином! Это и смешно, и ужасно. Там пожилые люди свободно говорят по-русски, а их дети и внуки — нет. А ведь Грузия всегда была неразрывно связана с Россией. Надеюсь, со временем все вернется. Думала, что, рассказывая об этой картине, вы вспомните, какого страха натерпелись, когда надо было исполнить опасный трюк — упасть в горную реку и поддаться ее течению. Во-первых, река была хоть и горная, но не такая уж страшная. Во-вторых, ко всему надо готовиться. Если вступить в контакт с силами природы, которые там хозяйничают, они тебя не тронут. С водой, особенно в горной реке, где очень сильная энергетика, надо слиться собственной энергетикой — тогда вы станете едины, и тебе ничто грозит. Если же попытаться противостоять этому, жди неприятностей. Может и убить. Кстати, некоторые актеры говорят о таком же «слиянии» энергий между ними и кинокамерой. Как вы думаете, почему некоторые аборигены отказываются фотографироваться? Они считают (и правильно делают), что фотопленка забирает часть души. Это сложно объяснить, но между камерой и актером действительно происходит «перелив» энергий, какая-то алхимия. Подобная «алхимия» происходила у вашего отца Олега Янковского. Мой папа — гениальный артист. Он уже был на том уровне профессионального мастерства, до которого большинство актеров или не дошло, или не дойдет никогда. Материалы по теме
Международный тизер «Мрачных теней» (ВИДЕО)
22 апреля 2012 / Илья КувшиновГотическая комедия Тима Бертона с Джонни Деппом в роли двухсотлетнего вампира обзавелась новым роликом.
КомментироватьВенция 2012: Габриеле Муччино займется научной фантастикой
03 сентября 2012 / Денис ДаниловРежиссер «В погоне за счастьем» хочет освоить новый жанр и взять на главную роль Киану Ривза.
К просмотру обязательно: Редакция THR Russia делится списком любимых фильмов 2012 года
28 декабря 2012 / Редакция THR RussiaПодведя своеобразные итоги, редакция THR выбрала наиболее яркие фильмы уходящего года, которые могли быть незаслуженно обделены вниманием зрителей. Кого-то особенно впечатлили документальные картины, кто-то предпочел серьезное независимое кино, а кто-то настойчиво рекомендует… бодрый низкобюджетный индонезийский экшн. Что выбрать — дело ваше, но любой из этих фильмов достоин того, чтобы скрасить долгий зимний вечер.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: