Когда-то Брэдли Купер был известен лишь небольшой горстке людей, да и то своими пьяными дебошами. Лет десять назад он бросил вредные привычки и пагубные пристрастия, но, по иронии судьбы, прославился, именно благодаря «Мальчишнику в Вегасе». Как трезвость помогает в работе, и чем ему интересны проекты, общий бюджет которых не дотягивает даже до его гонорара за третью часть «Мальчишника», Купер рассказал корреспонденту THR.
Этот материал был опубликован в восьмом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».О Брэдли Купере, кого ни спроси, услышишь примерно одно и то же: «Никогда не встречал человека обаятельней!» Так утверждает и его старый приятель Брайан Клагман, сорежиссер мелодрамы «Слова», и все без исключения партнеры по съемочной площадке. Роберт Де Ниро всегда рад видеть Купера у себя в гостях, а известный своей требовательностью и непреклонностью режиссер Дэвид О. Рассел («Боец») готов работать с ним вновь и вновь.
Купер, родившийся в 1975 году, вырос неподалеку от Филадельфии в семье биржевого брокера. По матери итальянец, по отцу ирландец, благодаря обоим родителям — ревностный католик: ежедневные молитвы, уверяет он, всегда будут неотъемлемой частью его жизни.
В раннем детстве врачи обнаружили у Брэдли холестеатому — опухоль в среднем ухе, которая со временем могла привести к полной потере слуха. «С пяти до восемнадцати лет меня регулярно оперировали, — вспоминает актер. — К счастью, это помогло избежать серьезных последствий и лишь привело к появлению какой-то дыры в полости среднего уха, из-за которой я теперь не могу плавать без специальных затычек».
«Больше никаких вредных привычек, — уверяет Купер. — Трезвый образ жизни неплохо способствует развитию карьеры».
Брэдли было около двенадцати, когда по телевизору показали картину Дэвида Линча«Человек-слон» о Джозефе Меррике. Мальчик был поражен: «Я не мог перестать плакать, — вспоминает он. — Этот фильм меня как будто преследовал. Позже, когда появилась возможность, я специально поехал в Лондон, чтобы увидеть личные вещи Меррика».
Отучившись в Вилланове и в университете Джорджтауна, Купер взял студенческий заем в размере 70 тысяч долларов, чтобы поступить в Нью-Йоркскую Актерскую драматическую школу. В ее стенах он сделал первую попытку перевоплотиться в Человека-слона — для своей дипломной работы.
Заслуженный декан школы Джеймс Липтон с улыбкой вспоминает, что уже тогда говорил родителям Купера: «Ваш сын далеко пойдет, уж поверьте». Занятие актерским мастерством стало для него спасением. Впервые в жизни, по его собственному признанию, Брэдли научился расслабляться: «До этого я старался контролировать каждую мелочь, шагу не мог ступить, прежде чем все не обдумаю… Но в жизни так важно чувствовать себя свободным, в том числе и от самого себя».
У Купера — первого среди однокурсников — появился личный агент. Он начал часто мелькать в сериалах («Секс в большом городе», «Части тела», «Шпионка») и стал ведущим программы Globe Trekker (телепроект о путешествиях по экзотическим местам планеты. — THR), которая позволила посетить например, Хорватию и Перу.
«Многим кажется, что Брэдли просто играет на экране самого себя, но это не имеет никакого отношения к действительности! — заверяет режиссер «Мальчишника в Вегасе»Тодд Филлипс, приступивший в середине сентября к съемкам третьей части. — В реальной жизни он абсолютно другой — очень уязвимый, незащищенный, даже немного неуверенный в себе».
В прошлом году, после появления сиквела «Мальчишника», журнал People назвал Брэдли Купера самым сексуальным мужчиной планеты. Но на самом деле он гораздо сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Выпускник Джорджтаунского университета свою студенческую работу посвятил «Лолите»Владимира Набокова, он любит классические европейские фильмы вроде «Хиросима, моя любовь» и книги, подобные «Бессмертию»Милана Кундеры.
Когда видишь этого приятного, раскрепощенного мужчину, просто в голове не укладывается, что когда-то он мог сомневаться в своих силах. За ужином в саду гостиницы New York Greenwich Купер откровенно рассказывает об отчаянной борьбе с наркотиками и алкоголем, которая успешно завершилась за пять лет до первого «Мальчишника». «Больше никаких вредных привычек, — уверяет Брэдли. — Трезвый образ жизни неплохо способствует развитию карьеры».
«Он действительно очень хорош — умный, искренний, с необычайно широким эмоциональным диапазоном, — отмечает Роберт Де Ниро. — Вы даже не представляете, на что он способен!»
Он рассказывает, как однажды на одной из вечеринок ударился головой о бетонный пол. Причем сделал это вполне осознанно. «Типа — смотрите, какой я непробиваемый! Помню, все лицо было в крови, я еле поднялся, но потом опять долбанул башкой о бетон. Уже не помню, зачем… Ту ночь я провел в больнице, прикладывая к голове пакет со льдом, пока не наложили швы».
«Я всегда чувствовал себя аутсайдером, — пытается Купер хоть как-то объяснить свое поведение. — Меня очень волновало, что обо мне думают, какое впечатление я произвожу на других. На самом деле, я даже не жил — лишь постоянно прокручивал какие-то события в своей голове. И внезапно осознал, что такими темпами просто разрушу свою жизнь... Меня это напугало до чертиков! Помню, как я посмотрел в зеркало, взглянул на свою квартиру и собак и подумал: «Боже, как же это могло со мной случиться?»
Своей первой значительной ролью сам Купер считает заносчивого жениха Рэйчел МакАдамс из «Незваных гостей», вышедших на экраны в 2005 году. За ними последовали «Любовь и прочие неприятности», «Всегда говори “Да”» и, наконец, «Мальчишник в Вегасе», моментально поднявший его в высшую актерскую лигу. В 2009 году, после премьеры, актер, проснулся знаменитым.
«Однажды я встретил Брэдли в доме у Боба Де Ниро, и мы решили, что хотим поработать вместе, — вспоминает Дэвид О’Расселл. — Сперва, правда, мы говорили о “Гордости, предубеждении и зомби” и моих “Поворотах”, которые чем-то похожи на “Головокружение” Хичкока».
«Я познакомился с Тоддом за полгода до начала съемок в замке Chateau Marmont, — рассказывает Купер. — Помню, что все обсуждали этот проект, причем преимущественно в негативном ключе, и никто не хотел принимать в нем участие: «Он называется “Мальчишник в Вегасе”? Что это за фигня?» Фил, которого я в итоге сыграл, в первом варианте сценария был эдаким Винсом Воном, продававшим подержанные авто. Но Тодд передумал и решил сделать его учителем. Когда он принес мне переписанные 50 страниц сценария, я уже не мог отказать — я просто влюбился в эту историю».
У Брэдли Купера позади главная роль в фильме Дэвида О. Рассела «Мой парень — псих» и съемки в драме Сюзанны Бир«Серена». Сегодня — съемки третьего «Мальчишника» и разработка собственного проекта, основанного на популярной серии научно-фантастических романов Дэна Симмонса«Песни Гипериона». А впереди — работа с самим Клинтом Иствудом, пригласившим его в картину «Звезда родилась», в которой главная роль зарезервирована за певицей Бейонсе Ноулз.
Немного отдохнуть от Голливуда Куперу удастся на Бродвее, куда он планирует привести свой спектакль «Человек-слон», встреченный бурными овациями на театральном фестивале в Уильямстауне в штате Массачусетс. А после актер присоединится к Дэвиду О. Расселу для работы над проектом о так называемом «Деле “Абскам”» — секретной операции ФБР начала 80-х, которая превратилась в серьезный скандал, раскрывший коррупцию в правительстве США. Брэдли Купер сыграет преступника Мела Вайнберга, которого нанимает Бюро, чтобы провернуть аферу против членов Конгресса.
В рамках своей кинокомпании 22 & Indiana Pictures, которая базируется на студии Warner Bros., Купер разрабатывает еще один совместный проект с Расселом. В его основе — книга под названием «Американский снайпер. Автобиография самого продуктивного стрелка в истории армии США», написанная бывшим морским котиком Крисом Кайлом, причем Купер страстно мечтает попробовать свои силы в режиссуре. «Работая над фильмом, я мыслю не как актер, — утверждает он. — Меня интересует все: развитие сюжета, композиция, динамика построения сцены».
Роберт Де Ниро, партнер Купера по картине «Мой парень — псих», отзывается о его актерских качествах с восхищением: «Он действительно очень хорош — умный, искренний, с необычайно широким эмоциональным диапазоном. Вы даже не представляете, на что он способен!»
Поначалу Купер всерьез сомневался, сможет ли сыграть Пата Солитано — героя новеллы Мэттью Квика, который возвращается домой из психиатрической лечебницы. Но желание принять участие в фильме Рассела пересилило эти страхи: «Он помогает прийти в то состояние, которого невозможно достигнуть самостоятельно, вырывает тебя из зоны комфорта. Удивительно, но ему удавалось провернуть это даже с такими актерами, как Де Ниро».
Дэвид О’Расселл и Купер вскоре снова поработают вместе - режиссер предложил ему роль в «Американской брехне», повествующей о секретной операции ЦРУ «Дело “Абскам”».
Популярность дается не легко: личную жизнь Брэдли Купера теперь рассматривают под микроскопом — начиная с четырехмесячного брака с актрисой Дженнифер Эспозито, заканчивая его отношениями с нынешней подружкой и партнершей по фильму «Слова»Соэ Салданья. Но эту сторону своей жизни актер наотрез отказывается обсуждать, предпочитая поговорить о своих новых работах.
«Он сделал сотни, тысячи звонков, чтобы наш фильм состоялся, — утверждает режиссер «Слов» Брайан Клагман, уверенный в том, что без Купера этот проект так бы и остался в планах. — Брэдли — один из немногих людей, которым я искренне восхищаюсь. Живя в этом бесконечном хаосе, перебегая из одного проекта в другой, он умудрился совершенно не измениться — я ведь помню его еще застенчивым мальчиком, приглашенным на мою бар-мицву».
Завершившийся 24 ноября фестиваль подвел итоги работы и раздал призы, среди которых и приз в номинации «За лучшую режиссуру игрового кино» от редакции «The Hollywood Reporter – Российского издания».