«Эверест» взглядом альпиниста: Объективная и правдоподобная экранизация истории трагической экспедиции 1996 года

«Эверест» взглядом альпиниста: Объективная и правдоподобная экранизация истории трагической экспедиции 1996 года
Иван Душарин на Эвересте 30 мая 2005 года

- Иван Трофимович, давайте рассмотрим фильм «Эверест» с высоты Вашего опыта и профессионализма в области альпинизма. Для начала хочется услышать из Ваших уст о том, какое общее впечатление произвела на Вас работа Бальтазара Кормакура?

- Общее впечатление фильм произвел хорошее - в том смысле, что картина создана грамотно. Несмотря на то, что технические погрешности присутствуют, они заметны лишь профессионалам. Обычному зрителю они не бросаются в глаза.

- Вы можете прокомментировать представленные аспекты восхождения и существующие технические неточности?

- Маршрут, который прошла экспедиция весной 1996 года, я ходил в 1992 году. Заметно, что создатели фильма снимали все действия маршрута не на Эвересте, а в Альпах, но они грамотно подобрали рельеф Гималаев. И ледопад Кхумбу, и рельеф, и Ступень Хиллари, - все составляющие маршрута переданы очень правдоподобно.

В фильме показаны объективные, жесткие условия на вершине: замедленные действия как результат работы головного мозга на большой высоте, очень наглядно продемонстрирован пример симптома отека головного мозга. Напарник Роба, вернувшийся на помощь, перенес приступ галлюцинаций: мозг подал сигнал организму, что ему жарко в сильнейший мороз.

Также хочется отметить эпизод с использованием дексаметазона Скоттом Фишером. Это медицинский препарат, в некоторой степени допинг. Его используют тогда, когда альпинист спускается к лагерю, и у него не хватает сил на спуск. Фишер же использовал препарат при подъеме на вершину, причем несколько раз. Но ресурс организма не вечный. При таком режиме он вскоре дает сбой.

Возвращаясь к техническим неточностям, можно вспомнить сцену подъема к Южному седлу, которая показана довольно примитивно. В 1992 году мы провесили на том же склоне около 2-х километров веревки. Очень правдоподобна вторая часть фильма, где альпинисты начинают бороться с бурей. Реально все так и происходит.

В целом, я считаю, что коллективу, который создавал этот фильм, удалось достоверно передать практическую составляющую, которая происходит на этом маршруте, на этой вершине, на этой горе. Фильм можно назвать объективным, истинно передающим историю восхождения группы альпинистов в 1996 году.

- Почему создатели смогли позволить себе допустить технические погрешности при съемке восхождения?

- На многих участках маршрута просто невозможно было снять кадры для фильма. Ступень Хиллари, например, находится на высоте 8750 метров, аппаратуру туда физически не занести. Либо подъем обошелся бы кинокомпании в большую сумму, на которую они были бы не согласны. На высоте 8000 метров и выше профессиональные съемки осуществить нереально.

Все панорамы, которые показаны в фильме «Эверест», действительны. Настоящие Гималаи. Правда, есть момент, где создатели показывают Южное седло и путь к вершине Эвереста. В этом моменте на экране не Эверест, а совсем другая гора. Путь там совсем другой. Снять настоящую гору помешала высота.

- Как вы считаете, почему из всей плеяды историй о восхождениях человека на Эверест создатели выбрали именно эту, трагическую экспедицию 1996 года?

- Дело в том, что эти события были действительными, и трагедия была очень тяжелая. Об этой трагедии написана целая серия книг. Первую книгу написал Джон Кракауэр (известный американский журналист, член международной экспедиции на Эверест в 1996 году – прим. THR), очень скандальную, ответ на нее вынужден был написать Букреев. В своей книге Кракауэр безосновательно обвинил Букреева в эгоизме и честолюбии. И книга Анатолия сыграла очень знаковую роль, потому что она была объективной и точной. В экспедиции 1996 года Анатолий смог спасти троих человек в очень суровых высотных условиях. Альпинистская общественность Америки поддержала Анатолия. Букреев получил от Американского Альпийского Клуба высшую награду за спасение жизней людей в особо экстремальных условиях. Это редкий случай, когда альпинист удостаивается такой награды. Более того, в Америке проходят фестивали памяти Анатолия Букреева, общественность США чтит подвиг нашего российского альпиниста.

- В фильме Анатолий похож на себя?

- Да. Очень похож. Исландский актер Ингвар Эггерт Сигурдссон точно не повторяет его, но внешность и фигура соответствует Букрееву.

- Вы лично знали Анатолия?

- Близко знаком с ним я не был. Мы были знакомы заочно, и в 1997 году вместе летели в Пакистан – я проводил там свою экспедицию, Анатолий ехал на другую гору – и в самолете мы общались.

- Других альпинистов, которые представлены в фильме, вы встречали?

- Нет, не удалось. Мое первое восхождение на Эверест было в 1992 году, в 1996 году мы проводили экспедицию на К-2 со стороны Китая, уже после трагедии, которая произошла на Эвересте с группой Анатолия. Тогда мы уже знали о случившемся. На К-2 у нас также произошла трагедия, но трагедия не такого масштаба.

- Бизнес добрался и до гор. Трагическая экспедиция на Эверест, о которой рассказывает фильм, была коммерческой. Быть может, именно по этой причине некоторые члены экспедиции остались на горе навсегда. Как Вы относитесь к коммерческим восхождениям?

- Коммерческие экспедиции – это форма опасного бизнеса. Организатор коммерческой экспедиции гарантирует своему клиенту возможность восхождения. Но в горах гарантировать что-либо просто невозможно. Получается, что организатор обманывает клиента, обещая тому восхождение. Люди, которые покупаются на эту удочку, не понимают, какой уровень напряжения им предстоит перенести в горах. Они копят деньги, отдают сбережения и уже только в горах начинают понимать, что они не готовы к покорению вершины. Возникает внутренний конфликт: деньги внесены, а постоять на вершине не получается. И люди идут ва-банк. Что и произошло в этом фильме: проводники делают все возможное, чтобы поднять своих клиентов на вершину, при этом понимая, что обратно спуститься будет крайне сложно или почти нереально. Но за восхождение заплачены деньги, клиенту отказать невозможно, и гид выполняет свою работу, но ставит и свою жизнь, и жизнь клиента под смертельную угрозу. Поэтому коммерческие восхождения пропагандировать нельзя. Нельзя брать на маршрут людей, которые не прошли определенные этапы подготовки. Должна сложиться команда. Когда человек проходит проверку горами, он открывает свое истинное «Я». Вы спите с ним в одной палатке, пьете из одной кружки, обеспечиваете друг другу безопасность, сохраняете жизнь, - это совершенно другой уровень отношений, и вы понимаете, кто есть кто. Вы не пойдете в горы с человеком, которому не доверяете. Вы находитесь на одной веревке, и если человеку вы не доверяете в принципе, то жизнь свою вы ему тем более не доверите. А в коммерческой экспедиции собираются случайные люди, чаще всего ранее не знакомые.

- Был момент, когда Бек едва не сорвался с лестницы, Роб его поднял, и тот сказал Холлу: «Я не за это тебе заплатил, чтобы вот так погибнуть». Получается, что за 40 дней адаптации на склонах, при нескольких подъемах и спусках, члены группы видят, как каждый из них раскрывается, и многие раскрываются совершенно не с той стороны, которую от них ожидают. Но каждый из членов экспедиции заплатил организаторам по 65 тыс. долларов, и им все равно предстоит совершить восхождение в текущем составе.

- Точно-точно. И вот Роб же говорит Дагу Хансену: «Я повернул обратно, чтобы спасти тебя». Но второй раз он не повернул его. Потому что клиент может предъявить претензии и попросить вернуть деньги, и организаторы этого боятся, и они не могут ответить категорично. Коммерсанту не хочется терять деньги, а людям хочется взойти.

- И проводники сами рискуют, поднимая клиентов, потому что не уверены, что те дойдут живыми.

- Верно. Клиенты почему рискуют: они неквалифицированные. Они не осознают всех последствий, которые могут произойти. Бэк пошел с прооперированными глазами. Ну как? При перенапряжении происходит отслоение сетчатки глаза - это закон. Это значит, что отсутствуют у человека знания о влиянии высоты на организм.

- Мы видим в фильме, что желающих подняться за деньги много, и на склоне образуется пробка из альпинистов.

- На Эвересте сейчас проводится большое количество коммерческих экспедиций. Все жаждут удачного восхождения для своей группы и благодаря техническим возможностям очень точно определяют благоприятную погоду для штурма вершины. И что получается? В определенную дату десятки групп скапливаются на Южном седле для финального рывка. И при подъеме формируется очередь. Были случаи, когда в очереди люди просто умирали. Человек ждал своего часа, у него заканчивался кислород, и он погибал. Проблема этой ситуации в том, что процесс восхождения никто не регулирует. В 2012 году я совершил третий подъем на Эверест, и мой руководитель экспедиции просто договорился с китайской группой альпинистов, что мы пойдем первыми. Нам пришлось выходить на вершину в ночь, наша группа совершила ночное восхождение. Нами было принято такое решение для того, чтобы в благоприятные часы для восхождения мы не попали в пробку.

- В одном из эпизодов фильма жена Роба Холла говорит про мужа: «Он почти как на Луне».

- Да, жена отмечает этими словами, что люди находятся рядом с Робом, но добраться до него они не в состоянии. Здесь есть очень жесткий психологический момент. На большой высоте расстояние между людьми может быть 100-200 метров, но один из них обречен, а другой еще способен выжить. Убивает морально то, что люди находятся очень близко друг от друга, но не способны помочь альпинисту, терпящему беду. Кажется, вот он, на расстоянии вытянутой руки, но помочь нет ни сил, ни возможностей. В фильме шерпы, которые пошли на выручку Робу, как потом выяснилось, не дошли до него всего 107 метров. Условия настолько жесткие, что пойди они дальше, сами бы остались лежать рядом с проводником.

Именно там, на вершине, ближе всего к Космосу, ты понимаешь, что человек не всемогущ, что мы являемся частью природы и только лишь подстраиваемся под нее посредством своего разума, интеллекта, знаний и умений. Поэтому, когда говорят, мы покорили гору, это глупость – гору покорить невозможно. Не случайно в фильме Букреев говорит: «Последнее слово всегда остается за горой».

- В разразившуюся бурю на вершине Эвереста у альпинистов все же была возможность подняться с Южного седла и спасти нескольких человек. Но вернулся за ними только Анатолий. Человеческое самолюбие сыграло свою роль?

- Анатолий - воспитанник советской школы альпинизма. У нас альпинизм считается командным видом спорта. На Западе этого нет. В коммерческих экспедициях собираются случайные люди и идут на серьезное дело. Даже бандиты так не поступают: они перед тем, как идти на серьезное дело, проверяют друг друга. В фильме показан момент, где инструктор показывает людям, что такое кошки. Это говорит о том, что на маршрут пришли люди, которые не имеют понятия, что такое горы. Не говоря уже о том, что на маршруте приходится выручать друг друга. И эти люди идут на Эверест!

- Иван Трофимович, как Вы считаете, что человек способен вынести из этого фильма?

- У большинства людей, которые показаны в фильме, была цель, к которой они стремились. Кто-то достиг цели, кто-то отдал за нее свою жизнь. Это говорит о том, что человек не должен быть существом, только лишь потребляющим пищу и получающим удовольствие. Человек должен жить полноценно и видеть свой богатый потенциал, видеть возможности в проявлении себя. Если человек не преодолевает какие-то трудности, он теряет свое человеческое качество. Собственная самооценка измеряется не только количеством автомобилей и счетом в банке, а еще и такой вещью как «А что ты можешь? На что ты способен?». И последнее гораздо важнее. Будет хорошо, если зрители вынесут для себя эту мысль. Горы - это уникальный индикатор проверки человеческих качеств, но не обязательно лезть на гору, человеческая сущность может проявляться и в бытовых делах, мелочах. Нужно ставить цель, стремиться к ней и достигать ее.

Материалы по теме

  • Канны 2013: Компания Уве Болла приобрела мировые права на «Вия 3D»

    25 апреля 2013 / Илья Кувшинов

    Премьера первого трейлера ленты Олега Степченко состоится в конце этого месяца в рамках Каннского кинорынка.

    Комментировать
  • Мировой бокс-офис: «Одинокий рейнджер» не устоял в борьбе с «Гадким я 2»

    08 июля 2013 / Заира Озова

    Анимационный проект Universal в Северной Америке в 3 раза больше, чем вестерн с Джонни Деппом.

    Комментировать
  • Джон Красински сыграет в «13 часах» Майкла Бэя

    15 января 2015 / Редакция THR Russia

    На главную роль в «политической драме» претендовал также Крис Пратт.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора