Федор Бондарчук: «Не надо строить в России Голливуд – надо строить Мосфильм, Ленфильм и снимать русское кино!»

Федор Бондарчук: «Не надо строить в России Голливуд – надо строить Мосфильм, Ленфильм и снимать русское кино!»
Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский

Недавно закончился American Film Market: какие перспективы по зарубежному прокату «Дамы пик»?

Федор Бондарчук: На American Film Market у нас было очень выгодное положение с «Притяжением», поэтому «Даму Пик» мы показывали в пакете студии. Мне кажется, что имена каннского лауреата Павла Лунгина и Ксении Раппопорт, известной всей Европе своими работами с Джузеппе Торнаторе («Незнакомка»), сыграют свою роль. Сейчас будет Black Nights – Таллинский кинофестиваль, ориентированный на европейский рынок. Так что на Европу и ближневосточную Азию мы рассчитываем, не только в связи с TV и VOD  продажами, но и с кинотеатральными показами.

На какой, кстати, стадии сейчас работа над «Притяжением»?

Ф.Б: Мы вышли на финишную прямую. Сейчас сижу на студиях звукозаписи и компьютерной графики. На перезапись к нам приехал прекрасный Дэйв Уайтхед («Район № 9», «Хоббит»), который делает саунд-дизайн «Притяжению», параллельно наша русская студия Main Road Post доделывает графику для сдачи в IMAX на конвертацию. Что касается международных продаж, Китай закрыт, Азия закрыта, часть Европы закрыта, - международной дистрибуцией «Притяжения» мы довольны.

Кадр из фильма «Притяжение»

То есть, кинобизнес в России находится сейчас на хорошем уровне?

Ф.Б: Нет. Кино сейчас как в книжке Кьелла Нордстрема «Бизнес в стиле фанк»: как было на третьем месте среди самых рисковых предприятий, так и остается. Проблемы все те же – короткий прокат. Что такое 4 недели проката сейчас уже все забыли. Репертуар очень тесный. В российском прокате стоят около 300 иностранных картин, 150 из которых делают 90% боксофиса. А другие 150 прикрепляются вагонами в пакетных соглашениях. Поэтому места как не было, так и нет. Помочь здесь может только количество экранов. То есть работа в ширину, а не в длину проката. 

Если говорить глобально: что влияет на успех проката фильма?

Ф.Б: Качество картины. Репутация студии. Аудитория уже знает, что мы научились делать хорошие трейлеры, которые не всегда является знаком качества хорошего фильма, поэтому верят студиям с биографией. Скажем, «Экипаж» должен выходить от создателей «Легенды №17», а «Викинг» - от команды, снимавшей «Дозоры» или «Адмирала» и так далее… Впрочем, и плохая погода, и то, что рядом стоит в репертуаре: все влияет, все риски.

Дмитрий Рудовский: А мне кажется, успех проката – вообще очень трудно прогнозируемая вещь. Ладно у нас. В Голливуде, где миллионы идут на маркетинговые исследования, а какие бывают промашки, хотя, казалось бы, все правильно посчитали и хорошо сделали! Где сейчас «Одинокий Рейнджер» или «Джон Картер» – провалы с космическим бюджетом? Ну, что они - неумехи? Аудиторию просчитывать не умеют или кино снимать? Или наш пример с фильмом «Он – дракон». У нас его плохо приняли, а в Китае фильм отлично прошел. Реакцию зрителя не угадаешь.

Кадр из фильма «Он - дракон»

Похоже, что наши картины пользуются хорошим спросом в Китае? В прошлом году был «Он - дракон», теперь «Притяжение»…

Ф.Б: Я бы не поддерживал эти разговоры о том, что любая картина может продаться в Китай и там собрать. Там такие же правила, как везде, плюс комитет по цензуре, квоты, блэкаут периоды. Но для китайцев очень важна визуальная составляющая. Они любят яркие и зрелищные фильмы – это да. А вообще аудитория везде очень разборчивая и свободная в доступе к информации. У всех есть возможность посмотреть рядом что-то поинтересней. Поэтому удивлять надо не качественным подражанием Голливуду, а оригинальностью.

А говорят, что Бондарчук строит российский Голливуд…

Ф.Б: Меня очень раздражают эти разговоры. Это вообще невозможно, заняло бы много десятилетий. Голливуд очень сложно устроен. Большие студии живут не только и не столько за счет больших релизов, сколько от фильмотек, мерчендайза, а это десятилетия работы в индустрии. У нас есть свои традиции, свое кино, и главное – свой зритель, который готов принимать это кино. Так этим и надо пользоваться. Все видели уже, что получается, когда у нас начинают копировать американские блокбастеры или сериалы. Забывая, что у нас есть своя ярко-выраженная индивидуальность – например, русская театральная школа. Спасибо Серебрянникову, Женовачу, Додину: они вырастили отличное новое поколение актеров. А когда игра под копирку, шутки дословным переводом – все это было и проиграло. Нужен российский колорит и ноухау: в графике, в игре артистов, в сюжетах, – вот это наш путь. Посмотрите на Болливуд: он совершенно самодостаточно чувствует себя на своей территории. Национальное кино не должно ни на кого равняться. Не надо строить в России Голливуд – надо строить «Мосфильм», «Ленфильм» и снимать русское кино. 

Как для вас прошел год российского кино?

Д.Р: В трудах и заботах. Были успехи, вышли «Экипаж», «Дуэлянт», «Ледокол». Кончаловский победил в Венеции с «Раем» - все это не случайно: кино в последнее время много усилий уделялось. Раньше все сетовали, что нет приличных сценариев, сейчас сформировался уже пул сценаристов хороших, их много. Появляется много новых фестивалей, все растет и развивается. И это уже больше чем просто год российского кино.

Ф.Б: Государственная поддержка для многих студий - это основная и единственная финансовая составляющая. Хотя, как известно, годовой бюджет российской индустрии равен бюджету одного большого американского блокбастера. Вот то, что в год кино открываются кинотеатры в малых и средних городах – это для меня радостно. И то, что мы показали президенту обновленный «Ленфильм» в год кино – для меня важно. Вообще год кино принес нам большие картины.

Кадр из фильма «Притяжение»

Какие впечатления остались от работы с Ксенией Раппопорт в «Даме Пик»?

Ф.Б: Ксения Александровна выдающаяся русская актриса. Находиться на одной съемочной площадке с ней великая радость. Мы вместе снимались в «Двух днях». Лучшие дни жизни. А вообще Ксения Александровна, получается, наша студийная актриса: сейчас заканчивается работа над фильмом «Лед», где она играет вместе со своей дочкой Аглаей Тарасовой. И «Дама Пик», конечно: это наш совместный проект со студией Павла Семеновича Лунгина.

Если говорить о «Даме Пик», то это, похоже, ваш первый проект, связанный с классикой? Насколько вообще классика в наши дни востребована?

Д.Р: «Дама Пик» не первый такой проект, до этого был Евгений Онегин. Сначала у нас не получалось с этим сюжетом: то, что приносили, было сплошным графоманством. А потом Рома Прыгунов с «ДухLess» закрыл тему современного Онегина. А когда Лунгин рассказал свой сценарий по «Пиковой Даме» - яркий, талантливый - мы тут же стали союзниками. В произведении ведь в первую очередь важен характер, а Герман современен. Хотеть всего и сразу – это ведь очень современная черта. Что касается классики… Все основные конфликты уже описаны в Библии и у Гомера. Люди адаптируют классические произведения не потому, что больше нечего, а потому что они идеально написаны. Вот почему Шекспир - самый экранизируемый автор. Классика – то, что прошло испытание временем.

Кадр из фильма «Дама Пик»

Каким вы представляете себе кино будущего?

Ф.Б: Как будет выглядеть виртуальная реальность на 360 градусов в кинотеатре, я пока представить себе не могу, хотя знаю, что Спилберг этот проект уже  делает. Кинотеатры трансформируются. Уже сейчас можно съездить в лучший IMAX в стране в ТРЦ «Океания», где стоит лазерный проектор, и это будет совершенно другое качество просмотра. 

Д.Р: Не буду предсказывать. Никто не смог предсказать, кто завтра будет президентом США, а вы хотите про кино через 20 лет. Впрочем, мне кажется, будущее уже наступило.

Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский

Материалы по теме

  • Федор Бондарчук возглавил совет директоров «Ленфильма»

    14 октября 2012 / Денис Данилов

    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сформировало новый совет директоров ОАО «Киностудия “Ленфильм”», назначив его председателем Федора Бондарчука.

    Комментировать
  • Экспедиция на съемки «Притяжения» Федора Бондарчука

    01 сентября 2016 / Михаил Рузманов

    В новом фильме москвичи встанут на защиту любимого города, а зрителей ожидают кадры с рушащимися от пролета НЛО многоэтажками, перестрелками, взрывами, погонями и любовью. Ответственность за успех картины на себя взяли и восходящие звезды: Александр Петров, Ирина Старшенбаум и Риналь Мухаметов.

    Комментировать
  • Рецензия: «Дама Пик» Павла Лунгина

    16 ноября 2016 / Александр Фолин

    Постмодернистская история, в которой классическое произведение фатально влияет на реальность.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора