Фестиваль «Край света» открылся коротким метром из Индии и России

Фестиваль «Край света» открылся коротким метром из Индии и России
Жюри фестиваля "Край света"

Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» стартовал в Южно-Сахалинске 25 августа. Это один из крупнейших киносмотров региона и российских кинофестивалей в августе.  В программе смотра – лучшие фильмы с мировых фестивалей: от Трайбеки до Венеции и «Кинотавра».

Команда фестиваля позиционирует его как серьезный культурный форум для жителей Южно-Сахалинска: помимо основной конкурсной программы в рамках «Края света» проходят ретроспективы российского и зарубежного кино, ведут работу киномастерские для детей и взрослых, проводятся встречи с кинокритиками и съемочными группами конкурсных картин. Так, мастер-классы для всех желающих проведут Антон Долин, Евгений Гришковец и президент жюри основного конкурса Марина Разбежкина. Маленькие зрители  в рамках фестиваля создадут собственный анимационный фильм под кураторством петербургской студии «Да». Всего на фестивале будет работать шесть мастерских, три из которых посвящены кинопроизводству, остальные три – фотографии, журналистике и урбанистике. Позже все они представят зрителям то, что удалось сделать за эти дни и продолжат работу над грандиозным проектом: мультимедийной выставкой «Сахалин. Автобиография». «Край света», таким образом, действительно возможность для жителей региона проявить и, может быть, найти себя. Более того, в программе фестиваля активно фигурируют картины, снятые сахалинцами и на Сахалине – как документальные, так и художественные.

Поэтому южно-сахалинцы ждут фестиваль как одно из главных событий года: берут отпуска специально под даты проведения смотра и мгновенно разбирают бесплатные билеты на все сеансы. Что интересно – действительно ходят в кино: так, на документальной программе сахалиниских режиссеров был полный зал – редкость для этого жанра.

Зрители на открытии

Что касается конкурсной программы – по словам программного директора Алексея Медведева, изначально она составляется из картин, которые не требуют специальной киноманской ориентации и познаний. «Все, что нужно от зрителей – это душевная работа и открытость новому опыту». В этом году структура конкурсной программы поменялась и стала более международной, уступив противостоянию российского и азиатского кино. В смотре есть фильмы не только из России, Японии и Кореи, но и Болгарии, Франции, Испании и Чехии.

Небольшой казус возник с индийской картиной «Ньютон» режиссера Амита В. Масуркара. По правилам фестиваля фильм может участвовать в конкурсе только если его представит кто-то из съемочной группы. Увы, в последний момент выяснилось, что от индийской команды никто приехать не сможет – и фильм действительно сняли с конкурса. На его слот встала еще одна российская картина: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, получившая высокие оценки критиков на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Также наша страна представлена на фестивале «Аритмией» Бориса Хлебникова и «Заложниками» Резо Гигинеишвили – оба режиссера лично представят свои картины публике.

Фестиваль открылся неожиданно двумя короткометражными работами вместо привычного по регламенту художественного полного метра. Первый фильм – «Прямо здесь и прямо сейчас» индийского режиссера Ананда Ганди, вошедшего в этом году в состав жюри. Эту трогательную история о том, что все в нашем мире взаимосвязано, и зло порождает зло, а добро, соответственно – добро, Ганди снял еще в 2003 году буквально на свои деньги и силами своих друзей. Фильм состоит из двух частей, каждая из которых снята одним дублем – и поскольку у съемочной группы не было бюджета на несколько съемочных дней, то фильм состоит из того, что получилось сразу же, смеется Ганди. Он настаивает, что смотреть такой старый фильм ему было тяжело и непривычно – сейчас он совсем другой человек и режиссер, увлеченный эволюционной биологией и планирующий снимать картины именно с научным уклоном. На общении после просмотра мы прослушали едва ли не получасовую лекцию Ананда о грибах-паразитах и бактериях, живущих в муравьях и скатах и управляющих их поведением, о человеческом организме, в котором живут триллионы таких бактерий – Ганди вел к тому, что его следующая картина будет размышлением об идентичности: кто мы такие, что нами движет и управляет, что такое выбор и воля и как нам прийти к определению морали, с которым бы все согласились.

Ананд Ганди

Второй фильм открытия – работа Дмитрия Моисеева «В объятиях моря»: небольшая зарисовка из жизни сахалинцев, что, опять же, очень знаково для фестиваля и региона. «Это фильм, снятый на Сахалине и про Сахалин, который отражает промежуточный итог нашего фестиваля, и поэтому нам так важно его показать, – считает генеральный продюсер «Края света» Алексей Агранович. – Фильм точно отражает состояние любви и серьезных отношений человека с тем местом, в котором он живет». Картина - смешная и в то же время философская история о жизни и смерти, родовой памяти и семье: главный герой превращается в рыбу, путешествует с друзьями и заканчивает свой путь в ведре как уха. Именно так, съев своих любимых, родня помнит о них после смерти. Сценарий написал сам Дмитрий, снимали кино практически так же, как и когда-то Ананд Ганди: за собственные деньги и со своими друзьями в главных ролях. Самый большой спецэффект картины – собственно, огромный лосось, в которого превращается герой: съемочная группа наблюдала за тем, как лосось двигается, дышит, как отражается от него свет – все для того, чтобы максимально реалистично изобразить его в картине. Фильм сорвал овации публики и обрел дальнейшую судьбу: его покажут в конкурсной программе международного фестиваля «Послание к человеку».

Жюри, в которое помимо Ананда Ганди вошли актеры Петр Федоров и Алиса Хазанова, японский аниматор Кодзи Ямамура и режиссер Марина Разбежкина как его президент, ждет, разумеется, хорошего кино, которое бы брало за душу. «Когда картины в нас попадают – это как пуля, это неотвратимо, поэтому я жду выстрелов в свое сердце, - так поэтически сформулировал Федоров. – Я первый раз в жюри, поэтому как дебютант все буду списывать у старших». У Марине Разбежкиной личным критерием будет отражение реальности. Для Ганди также важно то, как фильм передает реальность – и это не обязательно должно быть через правду жизни. «Мне интересно посмотреть на перевод философских взглядов в визуальные образы, которые бы несли идею просвещения».

Фестиваль «Край света» продлится до 1 сентября. Лауреат Гран-при получит приз в размере 1 млн рублей.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus