«Геракл». Жизнь после подвигов

«Геракл». Жизнь после подвигов
Постер к фильму «Геракл»

Этот материал был опубликован в июльском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Что известно нам о Геракле? Его отцом считается Зевс — главный греческий бог. Он же похотливый урод, мстительный и подозрительный главарь шайки избыточно могущественных мерзавцев (таких же, как он, богов). Гераклу, кстати, это родство не очень-то помогло.

Он был здоровенный и очень сильный с самого детства. Но в отличие от, скажем, Ахилла — практически неуязвим. Да, чувствовал боль, уставал в затяжных драках, истекал кровью. Однако в итоге победа всегда была на его стороне.

Некоторое время Геракл находился фактически в рабстве. И как раз в этот период совершил пресловутые подвиги — целых 12 штук. Довольно долго он был наемником и искателем приключений. Не брезговал мальчиками (в мифах упоминаются, по крайней мере, два любовника Геракла — Эврисфей и Гилас). Переспал однажды с 50 дочерями Феспия (причем по одной из версий — всего за ночь). После женился.

Покончил с собой после странной выходки ревнивой жены, приславшей ему отравленную одежду, — умереть от яда не смог, но мучился страшно и сжег себя на костре. Избавившись от земной оболочки, превратился в бессмертного бога — вознесся к отцу на Олимп. В общем, с тем возвышенно-героическим, выхолощенным образом, который мог сложиться после просмотра всех мультиков, сериалов, фильмов и чтения книги Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», — общего почти ничего.

С настоящим Гераклом современная публика познакомилась лишь недавно — благодаря британскому автору комиксов Стиву Муру, ветерану своего дела, работающему с конца 1960-х годов. Друг (но не родственник) автора «Хранителей» Алана Мура в середине нулевых придумал пятисерийный комикс про жизнь Геракла, которую он вел после подвигов. История начинается с того, что сын Зевса собирает друзей и отправляется к варварскому вождю во Фракию, чтобы тренировать его войско.

Комикс вышел крайне жестким и мрачным. Впрочем, именно таким он и задумывался. «Я хотел дать хоть какое-то приближенное к реальности представление о древних кровопролитных войнах. Выдавать очередную сказочную картину в духе фильмов-фэнтези мне было не интересно», — объясняет сам Мур. При этом боги, нимфы, кентавры, драконы и другие монстры никуда не исчезли. Обитатели Олимпа спускаются с небес, принимают человеческий облик, насилуют смертных и устраивают омерзительные провокации. Божественное реально, как реальны для современного человека полиция, суд и ФСБ. И ни в богах, ни в правосудии нет, как правило, ничего хорошего.

Стив Мур сделал важный и хитрый ход: отправил Геракла за пределы родной страны. В комиксе, вышедшем под названием «Фракийские войны», фракийцы — население территорий, которые занимают сегодня Болгария и Северная Турция, — показаны как настоящие варвары. Много пьют, не признают законов гостеприимства и даже на фоне общего хаоса того мифического времени кажутся очень подлыми тварями.

«Хотелось избежать лишних мифологических коннотаций. Самый разумный выход, как мне показалось, — выставить главного героя и его банду за пределы Греции, — комментирует автор. — А еще очень хотелось показать Геракла настоящим человеком, а не супергероем-одиночкой, к которым я питаю отвращение. Именно поэтому мне было так важно отправить его в путь в сопровождении правильных людей. Лишь одного из спутников героя пришлось выдумать самому. Остальные — настоящие мифологические персонажи, современники Геракла — были созданы давным-давно».

Впрочем, когда речь заходит о мифологии, все становится довольно условным. Древние легенды дошли до нас в пересказах греческих поэтов, драматургов, философов, и четкой их хронологии нет и быть не может. Но если кому и доверять в этом, то как раз Стиву Муру, который занимается изучением вопроса уже много лет. «Я прочел практически все источники, доступные на английском языке, — Гомера, Гесиода, Аполлодора, Аполлония и других малоизвестных поэтов. Я знаю, это звучит странновато, но я правда читаю такие книжки для развлечения. Я написал несколько научно-популярных работ по этой теме, так что большую часть материала уже усвоил. А если надо было что-то быстро уточнить по ходу, я обращался к «Оксфордскому классическому словарю» и «Словарю классической мифологии» Пьера Грималя».

Искать ошибки и несоответствия в оригинальном комиксе — действительно дохлый номер. Проблема лишь в том, что достойно перенести его на экран может лишь тот, кто не боится рейтинга R (детям до 17 лет — только в сопровождении взрослых). В условиях же современной киноиндустрии такое жесткое возрастное ограничение смерти подобно, а голливудских студийных блокбастеров с запретительными рейтингами и вовсе не выпускали уже много лет.

«Геракл» в итоге, увы, не стал исключением. Сначала за экранизацию взялся Питер Берг («Хэнкок», «Морской бой»). Позже подключился Бретт Рэтнер, более всего известный как автор адаптированных мордобойных комедий «Час пик» и «Красный Дракон». Возрастной рейтинг постепенно сдвинулся до 12+, так что экранизация обещает быть очень вольной.

Вся надежда, в сущности, на Дуэйна Джонсона. Скала огромен и заполняет собой весь экран. Он в отличной физической форме, но при этом скорее похож на нормального сильного мужика, чем на киборга-бодибилдера. Дуэйну к тому же отлично дается эдакий неприятный прищур и фаталистическая готовность к удару в спину, которая в «Геракле» придется кстати. В комиксе присутствует показательный диалог, который, хочется верить, останется в фильме. «Что-то вы, греки, какие-то мелкие, мы ожидали большего», — приветствует героев фракийский вождь. И слышит достойный ответ: «Чтобы лишить тебя жизни, царь, достаточно и небольшого кинжала».

Геракл (Hercules), США, 2014, 98 мин. Режиссер: Бретт Рэтнер. В ролях: Дуэйн Джонсон, Аксель Хенни, Ирина Шейк, Джон Херт, Иэн МакШейн, Роберт Мэйллет, Джозеф Файнс, Руфус Сьюэлл, Йен Уайт, Ребекка Фергюсон. В прокате с 24 июля («Централ Партнершип»)

Материалы по теме

  • Warner Bros. готовит сверхсекретный проект «Ветер»

    24 мая 2012 / Денис Данилов

    Постановщик рекламы Ник Матье дебютирует в режиссуре картиной, написанной автором «Людей в черном 3» Дэвидом Коэппом.

    Комментировать
  • Драма «Отрочество» признана лучшим фильмом на премии Critics' Choice Awards

    16 января 2015 / Редакция THR Russia

    Ричард Линклейтер получил приз за «лучшую режиссуру», а Майкл Китон и Джулианн Мур названы лучшими исполнителями главных ролей.

    Комментировать
  • Хидэо Кодзима о «новом подходе к одиночным играм»

    15 июня 2018 / Patrick Shanley

    Легендарный геймдизайнер также рассказал о том, как вовлек Леа Сейду, Нормана Ридуса, Гильермо дель Торо и Линдсей Вагнер в свое видение мозговыворачивающей игры.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus