- Главная
- →
Кино- →
Идеальный шпион: как рождалась «Эволюция Борна»Идеальный шпион: как рождалась «Эволюция Борна»
Дмитрий АношинВ «Эволюции Борна» нет режиссера Пола Гринграсса, исполнителя главной роли Мэтта Дэймона… Нет даже самого Борна. Погубит ли это франшизу стоимостью почти миллиард долларов или свежая команда во главе с Тони Гилроем и Джереми Реннером вдохнет в серию фильмов новую жизнь?
Этот материал был опубликован в пятом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание». Трилогия о Джейсоне Борне, потерявшем память спецагенте ЦРУ, была главной шпионской историей последнего десятилетия. Высокооктановая смесь каскадерских трюков, шпионских уловок, драк и взрывов, словно снятая спрятанной в пуговице резидента камерой, в эпоху увлечения компьютерной графикой и спецэффектами стала настоящим подарком поклонникам жанра.
И сейчас, когда интернет-форумы полны сентенций в духе «нет Дэймона — нет Борна — нет аудитории», стоит вспомнить подобные разговоры в адрес все того же «Казино Рояль» и нового Бонда «с лицом водопроводчика». Придет ли теперь кому-нибудь в голову так назвать Дэниэла Крэйга? «Ультиматум Борна», вроде бы завершивший историю победоносной войны агента против его конторы, заработал в мировом прокате $440 млн. и три «Оскара». Студия Universal хотела продолжения, Мэтт Дэймон и армия поклонников франшизы тоже были не прочь еще поиграть в шпионов. Но Пол Гринграсс, снявший два последних фильма трилогии, утратил интерес к «борниане». Дэймон, которого трилогия сделала экшен-героем, отказался сниматься без Гринграсса, и студия встала перед проблемой и решила ее не без изящества — с помощью полноценного развития ответвления сюжета. Новый герой Аарон Кросс (Джереми Реннер), генно-модифицированный агент следующего за Борном поколения шпионов, существует в той же киновселенной, но бегает быстрее, прыгает выше и бьет сильнее. Голливудская пресса потратила много чернил (и килобайтов), описывая, как непростые отношения Гилроя-сценариста и Гринграсса-режиссера повлияли на франшизу. Еще в работе над «Превосходством Борна» вольный художник Гринграсс по ходу съемок порывался изменить отшлифованный текст педантичного Гилроя. К «Ультиматуму Борна» режиссер даже обещал подготовить сценарий сам, но не сумел — и студии вновь пришлось обратиться к Тони. Черновик сценария, подготовленный Гилроем, дал старт съемкам , а спустя пять лет (то есть совсем недавно) Мэтт Дэймон в сердцах отозвался о нем как о «нечитаемом». В общем, ревнивая перепалка актерских и режиссерских амбиций доносится и до свежеиспеченного «Борна». Но новое лицо «борнианы», восходящая звезда Джереми Реннер, похоже, к этим пикировкам глух. Реннер — актер яркий и яростный. Широкая публика заметила его в «Мстителях» и «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», а киноманы — еще и в зомби-хорроре «28 недель спустя». Пусть зрители и привыкли к Дэймону, но образ крутого парня все-таки Реннеру больше к лицу. По сюжету «Эволюции» деятельность Джейсона Борна привела к закрытию секретных программ ЦРУ по подготовке новейших супершпионов с измененной ДНК — то есть к поспешному уничтожению почти всех ранее действующих лиц. Модернизированному герою Реннера вместе с еще одной фигуранткой дела, симпатичным ученым (Рэйчел Вайц), удается сбежать, но убийцы, присланные главным отрицательным персонажем, агентом Байером (Эдвард Нортон), идут по их следу: Дэвид Стрэтэйрн, Джоан Аллен, Скотт Гленн возвращаются в знакомых нам образах цэрэушных функционеров, а лицо Мэтта Дэймона мелькает в новостях. Съемки проходили по всему миру — в Нью-Йорке, Южной Корее и на Филиппинах, сценарий был переписан четыре раза, а на производство потрачено $90 млн. И все это здорово, только настораживает момент с ГМО. Джейсон Борн был обычным, хорошо натренированным парнем, а «борниана» — просто крутым шпионским боевиком. Аарон Кросс с измененной ДНК стоит в полушаге от сверхчеловека, а это уже по жанру совсем другое кино. Можно уверенно прогнозировать успех «Эволюции Борна», ожидать определенный зрительский интерес и даже видеть в ней старт новой трилогии, но нельзя коренным образом менять стиль картины. И ее создатели это прекрасно понимают. Очевидно пока одно: уйдет гринграссовская дерганая ручная камера — это эффектный, но все же одноразовый прием. В остальном мы можем только догадываться, что увидим на экране: трейлеры говорят не о самой картине, а, скорее, о том, что Джереми Реннер здорово дерется и ни в чем не уступает Мэтту Дэймону. Тони Гилрой написал двенадцать сценариев, но снял всего два тихих и умных фильма — корпоративные триллеры «Майкл Клейтон» и «Ничего личного». Скромный опыт в режиссуре его ничуть не смущает: «Я двадцать лет провел в кресле сценариста, и можете мне поверить, писательство очень похоже на съемки боевика». Еще он справедливо утверждает, что энергетика кино не всегда имеет чисто визуальную природу, но для фанатов трилогии обещает множество знаковых моментов и всяческих сюрпризов по ходу фильма. И, разумеется, клянется не забыть про зрителя, который будет смотреть «борниану» с нуля. Материалы по теме
Открытие фестиваля «Другое кино» (ФОТО)
18 июня 2012 / Редакция THR RussiaПервой картиной, представленной российской публике, стал фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» этого года – «Любовь» Михаэля Ханеке. Помимо обычных зрителей, церемонию открытия кинофестиваля посетили Андрей Звягинцев, Вера Глаголева и другие отечественные кинематографисты.
Комментировать«Гравитация» Альфонсо Куарона откроет Венецианский кинофестиваль
03 июля 2013 / Редакция THR RussiaКосмический триллер с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни выбрали фильмом открытия Венеции
Роберт Дауни-младший: «Мне нравится думать, что все лучшее в фильме исходит от меня»
13 октября 2014 / Галина ГалкинаПо случаю выхода в прокат драмы «Судья», которой уже прочат актерские номинации на «Оскар», THR побеседовал с Робертом Дауни-младшим о фильмах без супергероев, нюансах семейной продюсерской деятельности и сложных отношениях с отцом.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: