Идеальный шпион: как рождалась «Эволюция Борна»

Идеальный шпион: как рождалась «Эволюция Борна»

Этот материал был опубликован в пятом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание». Трилогия о Джейсоне Борне, потерявшем память спецагенте ЦРУ, была главной шпионской историей последнего десятилетия. Высокооктановая смесь каскадерских трюков, шпионских уловок, драк и взрывов, словно снятая спрятанной в пуговице резидента камерой, в эпоху увлечения компьютерной графикой и спецэффектами стала настоящим подарком поклонникам жанра. И сейчас, когда интернет-форумы полны сентенций в духе «нет Дэймона — нет Борна — нет аудитории», стоит вспомнить подобные разговоры в адрес все того же «Казино Рояль» и нового Бонда «с лицом водопроводчика». Придет ли теперь кому-нибудь в голову так назвать Дэниэла Крэйга? «Ультиматум Борна», вроде бы завершивший историю победоносной войны агента против его конторы, заработал в мировом прокате $440 млн. и три «Оскара». Студия Universal хотела продолжения, Мэтт Дэймон и армия поклонников франшизы тоже были не прочь еще поиграть в шпионов. Но Пол Гринграсс, снявший два последних фильма трилогии, утратил интерес к «борниане». Дэймон, которого трилогия сделала экшен-героем, отказался сниматься без Гринграсса, и студия встала перед проблемой и решила ее не без изящества — с помощью полноценного развития ответвления сюжета. Новый герой Аарон Кросс (Джереми Реннер), генно-модифицированный агент следующего за Борном поколения шпионов, существует в той же киновселенной, но бегает быстрее, прыгает выше и бьет сильнее.

Голливудская пресса потратила много чернил (и килобайтов), описывая, как непростые отношения Гилроя-сценариста и Гринграсса-режиссера повлияли на франшизу. Еще в работе над «Превосходством Борна» вольный художник Гринграсс по ходу съемок порывался изменить отшлифованный текст педантичного Гилроя. К «Ультиматуму Борна» режиссер даже обещал подготовить сценарий сам, но не сумел — и студии вновь пришлось обратиться к Тони. Черновик сценария, подготовленный Гилроем, дал старт съемкам , а спустя пять лет (то есть совсем недавно) Мэтт Дэймон в сердцах отозвался о нем как о «нечитаемом». В общем, ревнивая перепалка актерских и режиссерских амбиций доносится и до свежеиспеченного «Борна». Но новое лицо «борнианы», восходящая звезда Джереми Реннер, похоже, к этим пикировкам глух. Реннер — актер яркий и яростный. Широкая публика заметила его в «Мстителях» и «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», а киноманы — еще и в зомби-хорроре «28 недель спустя». Пусть зрители и привыкли к Дэймону, но образ крутого парня все-таки Реннеру больше к лицу. По сюжету «Эволюции» деятельность Джейсона Борна привела к закрытию секретных программ ЦРУ по подготовке новейших супершпионов с измененной ДНК — то есть к поспешному уничтожению почти всех ранее действующих лиц. Модернизированному герою Реннера вместе с еще одной фигуранткой дела, симпатичным ученым (Рэйчел Вайц), удается сбежать, но убийцы, присланные главным отрицательным персонажем, агентом Байером (Эдвард Нортон), идут по их следу: Дэвид Стрэтэйрн, Джоан Аллен, Скотт Гленн возвращаются в знакомых нам образах цэрэушных функционеров, а лицо Мэтта Дэймона мелькает в новостях. Съемки проходили по всему миру — в Нью-Йорке, Южной Корее и на Филиппинах, сценарий был переписан четыре раза, а на производство потрачено $90 млн. И все это здорово, только настораживает момент с ГМО. Джейсон Борн был обычным, хорошо натренированным парнем, а «борниана» — просто крутым шпионским боевиком. Аарон Кросс с измененной ДНК стоит в полушаге от сверхчеловека, а это уже по жанру совсем другое кино.
Можно уверенно прогнозировать успех «Эволюции Борна», ожидать определенный зрительский интерес и даже видеть в ней старт новой трилогии, но нельзя коренным образом менять стиль картины. И ее создатели это прекрасно понимают. Очевидно пока одно: уйдет гринграссовская дерганая ручная камера — это эффектный, но все же одноразовый прием. В остальном мы можем только догадываться, что увидим на экране: трейлеры говорят не о самой картине, а, скорее, о том, что Джереми Реннер здорово дерется и ни в чем не уступает Мэтту Дэймону. Тони Гилрой написал двенадцать сценариев, но снял всего два тихих и умных фильма — корпоративные триллеры «Майкл Клейтон» и «Ничего личного». Скромный опыт в режиссуре его ничуть не смущает: «Я двадцать лет провел в кресле сценариста, и можете мне поверить, писательство очень похоже на съемки боевика». Еще он справедливо утверждает, что энергетика кино не всегда имеет чисто визуальную природу, но для фанатов трилогии обещает множество знаковых моментов и всяческих сюрпризов по ходу фильма. И, разумеется, клянется не забыть про зрителя, который будет смотреть «борниану» с нуля.

Материалы по теме

  • Открытие фестиваля «Другое кино» (ФОТО)

    18 июня 2012 / Редакция THR Russia

    Первой картиной, представленной российской публике, стал фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» этого года – «Любовь» Михаэля Ханеке. Помимо обычных зрителей, церемонию открытия кинофестиваля посетили Андрей Звягинцев, Вера Глаголева и другие отечественные кинематографисты.

    Комментировать
  • «Гравитация» Альфонсо Куарона откроет Венецианский кинофестиваль

    03 июля 2013 / Редакция THR Russia

    Космический триллер с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни выбрали фильмом открытия Венеции

    Комментировать
  • Роберт Дауни-младший: «Мне нравится думать, что все лучшее в фильме исходит от меня»

    13 октября 2014 / Галина Галкина

    По случаю выхода в прокат драмы «Судья», которой уже прочат актерские номинации на «Оскар», THR побеседовал с Робертом Дауни-младшим о фильмах без супергероев, нюансах семейной продюсерской деятельности и сложных отношениях с отцом.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus