- Главная
- →
Кино- →
История спасения Николая Хомерики, фестивальный опыт Анны Меликян и размышления Владимира Хотиненко об объективности режиссерского жюриИстория спасения Николая Хомерики, фестивальный опыт Анны Меликян и размышления Владимира Хотиненко об объективности режиссерского жюри
Елена СлатинаКонкурсную программу XXIII фестиваля «Кинотавр» впервые оценивало жюри, полностью состоящее из режиссеров. The Hollywood Reporter собрал за круглым столом Владимира Хотиненко, Анну Меликян, Веру Глаголеву, Александра Котта и Николая Хомерики, чтобы поговорить об их отношении к такому эксперименту, памятных моментах фестивалей прошлых лет и о том, как судить собственных друзей.
THR: Вопрос достаточно деликатный, но вы в самом начале сами упомянули, что среди участников сплошные друзья. Вот, к примеру, Алиса Хазанова, которая снялась у Хлебникова, работала с Колей Хомерики, а Маша Шалаева – подруга Ани Меликян. Они же обе снялись в новом фильме Павла Руминова, который участвует в конкурсе. А один из актеров в «Рассказах» Михаила Сегала – Игорь Угольников, продюсер «Брестской крепости» Саши Котта…Глаголева: Но решение-то мы коллективное примем, так что можно будет спокойно друг за друга прятаться. THR: В общем, вся ответственность на вас, Владимир Иванович.Хотиненко: И получится, как в 1997-м, когда «Коммерсантъ» написал, что я был диктатором. Чушь полная! Хотя я не очень-то и боюсь, если честно. На себя возьмет ответственность только Бакур Бакурадзе. Все остальные с удовольствием свалят ее на меня – они вот сами в этом сейчас признались. THR: А вспомните самый яркий случай, который произошел с вами на «Кинотавре»?Александр Котт: Самое смешное, что на фестивале я вообще ни разу не был – мой фильм ездил туда без меня. Хотиненко: Как удачно ты выкрутился!.. А мне вспомнилась история про Сашу Кайдановского, который был в жюри на одном из «Кинотавров», – специально не буду уточнять, на каком. В общем, долго они обсуждали какую-то картину, стояла жуткая жара, и Саша в самый разгар дискуссии подошел к балкону и сказал: «Если вы продолжите обсуждение фильма, я выброшусь из окна. Поверьте, я это сделаю». Это к вопросу об аргументах. Хомерики: А я тонул один раз. Было очень жарко, плюс выпил чуть-чуть. Спас меня, кстати, Боря Хлебников.
THR: А сейчас он участвует в конкурсе.Глаголева: Вот вам и еще одна связь – записывайте. THR: На международных фестивалях членам жюри строжайше запрещено читать критику, общаться с конкурсантами, да и вообще они живут в основном в изоляции, чтобы никто не влиял на их решение. А вот на «Кинотавре» соблюдать эти правила не получается…Хотиненко: А как, интересно, можно проверить, читаешь ты газеты или нет? Но я и про себя-то ничего не читаю. Зачем же мне интересоваться мнением критиков о ком-то другом? Котт: Я прочту, а потом расскажу вам. Хотиненко: И я тебя послушаю. Но то, что ты скажешь, будет считаться твоим частным мнением. А вообще приятно быть носителем тайны. Мне очень нравится это ощущение, когда ты знаешь то, о чем другие могут только догадываться. Ходят вокруг тебя, в глаза заглядывают – как будто имя победителя пытаются там прочитать. Глаголева: И смотрят так с надеждой: «Ну что? Как там?». А ты в ответ: «Нет, не могу…» Хомерики: А тебе: «Давай-ка еще выпьем! Может, все-таки скажешь?» Хотиненко: Трогательно это все, замечательно. Быть носителем тайны – несказанное удовольствие. Если это не угрожает твоей жизни, конечно. Хомерики: Мы, кстати, каждый день будем собираться для обсуждений? Хотиненко: Как договоримся. Это зависит только от нас. THR: А что вам мешает договориться прямо сейчас?Хотиненко: Я бы предложил собираться ежедневно, чтобы впечатления от фильмов были свежими. Посмотрели и сразу баллы выставили. Такие предварительные обсуждения, минут по пятнадцать – это очень сильно облегчит нам работу в конце. Меликян: А можно я потом поменяю свое мнение? Котт: Оно ведь и правда меняется по мере того, как выстраивается общая картина. Хомерики: Первому фильму никогда не поставишь «десятку», даже если это шедевр. Обязательно прибережешь высший балл для другого. Меликян: Да Хомерики как поплывет, так у него все баллы будут как в фигурном катании: Six point, six point… Хотиненко: Надо ввести на «Кинотавре» новое правило: Хомерики купаться запрещено. Меликян: И еще одно: Хлебникову запрещено спасать Хомерики. Этот материал был опубликован в третьем номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».THR: Жюри, состоящее только из режиссеров, – первый случай в истории «Кинотавра». Как вы относитесь к этому эксперименту?Анна Меликян: Как к шутке судьбы. Мы ведь знаем всех участников лично, и это, конечно, забавно, что нам предстоит их судить. Но если честно, какая разница, режиссеры мы или нет? В конце концов, любое жюри – это просто группа людей, выражающих свое мнение. Владимир Хотиненко: Я давал себе слово никогда не участвовать ни в каких жюри – ничего, кроме недоразумений в отношениях с близкими, от этого не получаешь. Но у команды режиссеров, как бы неприятно это ни звучало, гораздо больше шансов быть объективными. Мы знаем профессию изнутри, а это позволяет быть более корректными. В общем, судить будем без истерик. Меликян: Думаю, в этом году жюри будет добрым. С тех пор как снимаю кино, я стала добрее как зритель. Вера Глаголева: Хотя заранее ясно, что не все останутся довольны результатом. Все-таки участников гораздо больше, чем призов. THR: Понимаю, что ваш кинематографический суд – самый гуманный суд в мире. Но ведь часто бывает, что недовольными остаются не только не получившие призов, но и получившие. Как вы сами относились к распределению призов, когда принимали участие в фестивалях?Хотиненко: Обиды, конечно, неизбежны. Когда моему «Мусульманину» дали на «Кинотавре» лишь два актерских приза, для меня это было личным оскорблением! THR: У остальных тоже сложный опыт. «Сказке про темноту» Николая Хомерики достался только актерский приз Борису Каморзину. У «Русалки» Анны Меликян – приз актрисе Марии Шалаевой. А когда «Заказ» Веры Глаголевой участвовал с потенциально призовой женской ролью, жюри решило вообще не вручать приз в этой категории...Хотиненко: Какие любопытные подробности вскрываются в разговоре. Глаголева: Отличный может быть заголовок: «В жюри – обиженные люди». Мало того, что моему фильму тогда ничего не вручили, хотя Вдовина сыграла, на мой взгляд, хорошо, так еще и формулировка была такой, что это режиссеры недоработали… Николай Хомерики: Я в общем-то тоже был недоволен. Боря Каморзин, получивший приз, сыграл прекрасно, но было ощущение, что эту награду дали по какому-то остаточному принципу. Надо же было что-то дать… Лично я бы предпочел, чтобы отметили Алису Хазанову. Меликян: У меня с «Русалкой» тоже получилось как-то странно. Сначала – только актерский приз на «Кинотавре». И только потом более значительные награды в «Сандэнсе» и Берлине. Но я давно поняла, что меня в этой стране почему-то серьезно не воспринимают. Такой путь, ничего страшного. Забавно лишь то, что, когда возвращаешься с призами за режиссуру из Берлина и «Сандэнса», те, кто недавно тебя не воспринимал, вдруг начинают бегать за тобой со словами: «А в принципе ваше кино ничего так…». Хотиненко: С «Броненосцем «Потемкиным» именно так и произошло – славу он привез из Берлина. До этого все думали: ну снял и снял… Меликян: Это грустно, что успех может прийти лишь после того, как тебя оценят там. Сам фильм-то от этого не меняется. В России, к примеру, никто толком не отсматривает короткий метр – продюсеры, как правило, обращают внимание лишь на призеров. А на «Сандэнсе» агентства смотрят все фильмы до начала фестиваля, и тех, кто им понравился, начинают хватать буквально при выходе из самолета. Им плевать на призы, которые раздает какая-то кучка людей. Это же не спорт, здесь нет финишной ленты. THR: Никто из вас прежде не принимал участие в кинотавровском жюри. Только Владимир Иванович однажды был его председателем – в 1997-м. В тот самый год, когда победил «Брат» Алексея Балабанова. Вы помните, как принималось это решение? Кто из ваших коллег был за, кто против?Хотиненко: Между прочим, по тем правилам членов жюри набирал я сам. Как решение принимали – я уже, конечно, не помню. Помню другое: на фестивале ходил устойчивый поганенький слушок, что Хотиненко никогда не даст главный приз Балабанову. Откуда он взялся, до сих пор не могу понять – у меня всегда были с Лешей хорошие отношения. Плюс ко всему победа «Брата» казалась настолько очевидной, что у нас даже споров на этот счет не было. Хотя я не исключаю того, что другое жюри приняло бы какое-то другое решение. THR: Есть такая легенда, что председатель жюри всегда дает своей команде напутственное слово: быть беспристрастным, не обращать внимания на дружбу и прочее. Каким будет ваше напутствие?Хотиненко: Председателем жюри я бывал не раз, но обходился без всяких напутственных слов. У меня как-то в Казани было совершенно чумовое жюри из иностранцев, общались через переводчика, но ничего, тоже справились. К чему эти напутствия? Главное – договориться о правилах проведения всей этой процедуры, о порядке голосования. Кто наберет больше баллов, тому и дадим Гран-при. В городе Сочи в этом году все равно кто-то будет лучшим – с нашей точки зрения, конечно. Но еще раз подчеркиваю, все решения мы будем принимать коллегиально. Может, Вера Глаголева и выглядит со стороны такой доброй и мягкой, но я знаю, что она девушка с характером – ее не заставишь принять решение, с которым она не согласна. И Аню я тоже знаю хорошо, и ее не заставишь.Материалы по теме
Новые кадры: «Советник»
26 июля 2013 / Редакция THR RussiaПервые фото с Брэдом Питтом и очередное удивительное перевоплощение Хавьера Бардема.
Комментировать«Гениальность» Уилла Смита под вопросом
30 мая 2014 / Редакция THR RussiaГолливудский актер отказался от участия в фантастическом триллере о террористах со сверхспособностями.
Кристоф Вальц и Моника Беллуччи сыграют в «бондиане»
04 декабря 2014 / Редакция THR Russia24-й фильм об агенте 007 будет называться «Спектр», и в нем также появятся Леа Сейду, Дейв Батиста и Эндрю Скотт.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: