Канны 2014: Итоги фестиваля в дневниках Никиты Карцева

Канны 2014: Итоги фестиваля в дневниках Никиты Карцева
Нури Бильге Джейлан с Золотой пальмовой ветвью

Зал "Дебюсси", где на большом экране транслировалась церемония награждения, вполне мог посоперничать по накалу эмоций со стадионом в Лиссабоне, где в тот же вечер "Реал" и "Атлетико" разыграли кубок Лиги чемпионов. Несколько тысяч журналистов в едином порыве срывали глотки, свистом и криками встречая то, что происходит на экране. А точнее - не происходит. Из-за технических неполадок то и дело пропадало изображение, и узнавать победителей приходилось на слух.

Так же, втемную, прошло награждение Андрея Звягинцева за лучший сценарий к фильму "Левиафан". Судя по голосу, режиссер был слегка обескуражен выбором жюри. С одной стороны, это почетный и очень важный (особенно исходя из содержания фильма) приз для картины. С другой, подогретый российской и международной критикой, Звягинцев явно рассчитывал на большее.

По мере раздачи призов постепенно стал проясняться кармический смысл потухшего экрана - кажется, кабели и проекторы фестивального дворца попросту сгорели от стыда.

Жюри под руководством Джейн Кэмпион могло войти в историю, отдав третью "Золотую пальму" Дарденнам, но почему-то предпочло поставить другой рекорд. Не получив ни одного приза за фильм "Два дня, одна ночь", братья впервые уехали из Канн без наград. Так как не очень хочется думать, что у жюри попросту нет вкуса, можно написать, что Кэмпион и товарищи таким образом показали, что Дарденнам не с руки всерьез тягаться с остальными претендентами. Особенно учитывая довольно средний уровень конкурса в этом году.

Еще одно позерское решение — приз жюри, разделенный между Ксавье Доланом и Жан-Люком Годаром (для классика мирового кино это — первая награда в Каннах). Пускай каждый из них по отдельности заслуживал приз, но ставить их на одну планку — это не столько лестно для одного, сколько оскорбительно для другого.

Еще большим авансом выглядит приз за лучшую режиссуру Беннету Миллеру — он показал в конкурсе крепкую драму "Охотник на лис", но это скорее отличный фильм для "Оскара", чем для серьезных наград в Каннах.

Более-менее не оставляют вопросов призы за лучшую женскую роль Джулианне Мур, искрившей в "Звездной карте" Дэвида Кроненберга, и Тимоти Споллу за эталонную работу в "Мистере Тернере" Майка Ли.

За кого действительно радостно, так это за молодую итальянку Аличе Рорвахер. В ее карьере это всего второй фильм — и сразу Гран-при. Ее "Чудеса" — скромная, но самая нетривиальная история картина конкурса. История пасечника и его большой семьи, в которой кроме него — одни женщины. Рассказ ведется от лица 13-летней девочки, но и без того в самом фильме много женского. Но не сентиментального, а нежного, внимательного и необычного. Плюс в фильме сыграла свою лучшую за последнее время, хоть и небольшую роль Моника Беллуччи.

Победившая "Зимняя спячка" Нури Бильге Джейлана — три с половиной часа медитативных разговоров о душе, творчестве и смысле жизни. И одновременно доведенный до автоматизма творческий метод режиссера.

В целом же расклад призов полностью отвечает названию фильма победителя. Даже с таким набором имен, как в этом году, у Каннского жюри была возможность сделать концептуальное высказывание. Вместо этого оно наградило фильм про турецкого писателя, переживающего творческий кризис, снятый переживающим творческий кризис турецким режиссером.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus