Канны 2015: «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна и «Море деревьев» Гаса Ван Сента в дневниках Камилы Мамадназарбековой

Таец и американец в своих картинах пытаются поженить мистицизм и повседневность – с разной степенью успеха.
Апичатпонг Вирасетакун легитимизировал присутствие духов в повседневной жизни тайцев. Поэтому никого не удивляет, когда кхонкэнская медсестра в госпитале для солдат-нарколептиков оказывается медиумом. Держась рукой за спящего, она может с закрытыми глазами ответить за него, в какой цвет тот предпочитает выкрасить кухню или в каких дебрях сейчас бродит его душа.
Дебри буквальны – обыкновенная реинкарнация позволяет прогуляться по императорскому дворцу, встретиться с духами или богами прямо под патио в парке или среди тенистых ветвей сочной тропической растительности. Стрекотание насекомых за кадром, мягкий свет и шепот создают абсолютно сновидческое кино. Еще никогда вид спящего человека не вызывал такого желания соучастия.
Если кому-то хочется спать, пусть спит, как говорил Джон Кейдж в «Лекции о ничто». О том, что Апичатпонг работает на территории современного искусства, напоминают и неоновые стержни, футуристически возвышающиеся над каждым койкоместом в кхонкэнском госпитале. В зависимости от состояния природы или состояния души и тела спящих солдат стержни меняют цвет. Они напоминают космический корабль, который строили жители деревни Набуа в парижской выставке инсталляций и видеоработ художника The Primitive.
«Это гиббон – чтобы у тебя перестала болеть рука, а это тигр – на счастье», – рассказывает Дженджира, работающая в госпитале волонтером, своему мужу-американцу, расставляя фигурки животных на алтаре богинь. Анимизм – такая же часть повседневности, как презентации волшебных омолаживающих кремов и плакаты о замужестве с иностранцами. Об опыте встреч с трансцедентным Дженджира говорит просто: «У этой богини такая хорошая кожа, потому что она уже мертвая».
Рациональному человеку европейской культуры сложно поверить в лесных духов. Но если Апичатпонг снимает это противоречие очень простыми кинематографическими средствами кино (да еще и иронизирует над обыденными представлениями об азиатском мистицизме: «Вы, иностранцы, все равно ничего не поймете»), то Гас ван Сент извлекает из этого зазора целый сюжет фильма «Море деревьев».
В этом фильме персонаж Мэттью МакКонахи, университетский физик, после смерти жены покупает билет в один конец, чтобы закончить жизнь в японском «лесу самоубийц» у подножия горы Фудзияма. По дороге он встречает заблудившегося клерка японской корпорации, оказавшегося в лесу за долги.
Вместе они пытаются выбраться, падают в пещеры и ямы, захлебываются в потоке дождевой воды и страдают от жажды и холода. Параллельно флэшбеки рисуют несчастливую семейную жизнь, которая привела МакКонахи в лес. Такаси (то ли воображаемый друг, то ли ходячая метафора) поет песни про лунный свет и рассказывает про силу лесных духов – мол, даже компас здесь не работает. После того, как Макконахи в очередной раз поскальзывается на мокрых камнях, его уже хочется добить.
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ: Джейсон Стэтем о преступном прошлом, «Паркере» и самом любимом ремесле
29 января 2013 / Денис ДаниловВ прокат выходит «Паркер» – уже третья экранизация романов Дональда Уэстлейка, в которой эстафету у Ли Марвина («В упор») и Мела Гибсона («Расплата») принял Стэтем. THR.ru поговорил с героем боевиков, как он сам различает своих персонажей, давно ли фарцевал парфюмом и чем его новая картина непохожа на все предыдущие.
КомментироватьКопродукция: с Востока на Запад
26 июня 2013 / Редакция THR RussiaВосточная Азия и СНГ – вот главные векторы, обсуждавшиеся вчера на Московском Форуме Копродукции в рамках ММКФ.
Мадсу Миккельсену предложили роль в «Докторе Стрейндже»
28 августа 2015 / Редакция THR RussiaРанее к блокбастеру студии Marvel присоединились Бенедикт Кабербатч, Тильда Суинтон и Чиветел Эджиофор.
