Канны 2017: Кидман и Фаррелл два раза, нелюбовь Ханеке и «что это было» от Софии Копполы

Канны 2017: Кидман и Фаррелл два раза, нелюбовь Ханеке и «что это было» от Софии Копполы
Кадр из сериала «Убийство священного оленя»

Победа Михаэля Ханеке принесла бы режиссеру третью пальму, однако критики сильно в ней сомневаются. Как сказал про «Хэппи-энд» один мой приятель, «это тот Ханеке, которого я уже видел». Немножко «Седьмого континента», немножко из «Код неизвестен», отсыл к «Любви» - дедушка (Жан-Луи Третиньян) рассказывает внучке Эве, что убил смертельно больную жену, избавив от страданий. Его дочь Анна (Изабель Юппер) рулит семейным бизнесом и параллельно выходит замуж; в доме также живет ее брат Тома (Матье Кассовиц), отец Эвы, взявший дочь потому, что ее мать лежит в больнице в тяжелом состоянии. Variety сразу после выхода фильма опубликовал текст о том, что и этот фильм тоже стоило бы назвать «Нелюбовь», а не только Звягинцева. Это тоже история семейной нелюбви, где ребенок травмирован уже настолько, что не сочувствует ни умирающей матери, ни хомяку, которому она скармливает мамины таблетки, параллельно снимая видео, ни дедушке с его суицидальными наклонностями. Это бесконечно одинокий ребенок, как и все взрослые в этом доме. Ничего больше, никаких сюжетных перипетий – это, пожалуй, самый спокойный фильм Ханеке, лишенный нерва, отстраненный и прозрачный. Никаких выводов, никакого трагизма как у Звягинцева: это рассказ о нелюбви без эмоций, как это чувство и заслуживает.

Семейные истории, очевидно, центральная тема конкурсных фильмов. В центре «Убийства священного оленя», снятого греком Йоргосом Лантимосом, драма еще одной внешне благополучной семьи. У кардиохирурга (Колин Фаррелл) блондинка-жена Анна (Николь Кидман) и двое милейших детей. Семейство живет буржуазной жизнью, жарит барбекю, делит между детьми обязанности, Боб поливает цветы, Ким гуляет с собакой.

Все четверо счастливы до тех пор, пока доктор не сближается с подростком Мартином, отца которого он неудачно прооперировал, и тот умер. То, что Мартин странный, можно заметить без труда: он странно выглядит и странно разговаривает. Скоро и в семье доктора начинаются странности: у маленького Боба отнимаются ноги, врачи не могут понять, что случилось и тогда Мартин ведет доктора в кафе, где доносит до него инфернальное послание: «ты убил моего отца, поэтому твои близкие будут умирать в четыре этапа. Сначала у них отнимутся ноги, потом они перестанут есть, потом у них пойдет кровь из глаз и они умрут». Охрана вышвыривает Мартина, но Боб вскоре перестает есть, а Ким ходить. Сказанное сбывается.

И тут начинается триллер с элементами хоррора. Ползущий по полу умирающий ребенок, бормочущий «папа, можно я полью цветок». Девочка в инвалидном кресле, спрашивающая брата «можно я заберу твой mp-3 плейер, когда ты умрешь?» Мать умирающих детей – мужу: «Мы же еще сможем родить новых?» Все это не имеет отношения к психологизму, скорее – к нагнетанию напряжения, в котором фильм держит до последней минуты.

Лантимос говорил о том, что за основу сюжета он взял трагедию Еврипида (не уточнив, какую): мы можем лишь предположить, что это «Ифигения в Авлиде», где Артемида потребовала у Агамемнона принести в жертву  дочь Ифигению, но в последний момент пожалела ее, заменив ланью.

Странный фильм вызвал много дискуссий и возмутил многих больше, чем порадовал, но точно не оставил равнодушными.

Слезы еще одной дисфункциональной семьи – в корейском фильме «На следующий день» режиссера Хон Сан Су. Литературный критик и книгоиздатель Ким Бонгван (Квон Хаеуо) несчастливо женат на Сонг (Чо Юнхи), и роман его тоже закончился несчастливо – любовница и бывшая сотрудница Ли (Ким Сэбук)  сбежала куда-то, оставив издателя горевать на плече у новой секретарши Аэрум (Ким Минхи). Юная девушка проработает в свой первой компании всего один день, однако получит от жизни серьезный урок, прибавляющий опыта. Комедия положений – разгневанная жена путает новую сотрудницу с любовницей – сохраняет единство действия: все происходит в офисе, иногда герои выходят в ресторан, в финале Аэрум улыбается снежинкам из окна такси. Это очень недорогой фильм, снятый, к тому же, очень быстро – Хон Сан Су появляется на каждом европейском фестивале с новым фильмом, а в этом году в Канне оказалось даже два; второй, из внеконкурсной программы, был снят за несколько дней прямо на прошлом Каннском фестивале. Лаконичность и простота в сочетании с огромным талантом: фильм, пожалуй, можно на сегодняшний день считать лучшим в конкурсе. Уилл Смит, говорят, аплодировал стоя.

За французское кино в конкурсной программе (кроме новичка Кампилло) ответил мэтр Жак Дуайон, бывший муж Джейн Биркин и отец ее дочери. Он снял фильм «Роден», байопик великого скульптора с Венсаном Линдоном в главной роли.

Точнее, о двадцати годах жизни скульптора – с 1880-го, когда он получает первый госзаказ, до 1898-го, когда общество литературных критиков, заказавшее памятник Бальзаку, отказывается принимать обрюзгшего толстяка в рясе. Параллельно Роден живет бурной сексуальной жизнью, разрываясь между швеей Розой, матерью сына Огюста (которому он не разрешает называть себя отцом) и юной ученицей Камиллой Клодель. Бальзака, в итоге, не принимают – но памятник переживет неудачи и попадет в вечность, так же, как и сам скульптор, ставший более знаменитым, чем Микеланджело. Про любовь Родена и Клодель было снято множество фильмов. Ее играли все, от Изабель Аджани у Брюно Нюиттена (Родена, кстати, в этом фильме играл Жерар Депардье) до Жюльетт Бинош у Брюно Дюмона. Ответить на вопрос, зачем 75-летнему Дуайону понадобился еще один Роден, сложно: очевидно затем, чтобы поразмышлять о чувственной природе искусства, оживляющего камень.

Наконец, о сегодняшнем фильме конкурса – долгожданном «Роковом искушении» Софии Копполы, снятом по готическому роману Томаса Куллинана. Действие происходит на американском юге в момент гражданской войны.

Цветник блондинок -  шикарная директриса Марта (Николь Кидман), романтически-страстная учительница Эдвина (Кирстен Данст), сексапильная воспитанница Алиша (Эль Фаннинг) и еще несколько совсем малышек для создания совсем уж готической атмосферы, спасают раненого янки Джона Макберни, солдата вражеской армии (Колин Фаррелл) и начинают его яростно делить, прямо как в женской тюрьме. Несмотря на блестящий актерский состав и выдающую игру Кидман – она здесь главная и на нее делается ставка, в отличие от располневшей Данст, находящейся явно не в лучше форме - поклонники Копполы остались разочарованными. В первую очередь потому, что фильм ничем не отличается от «Обманутых» 1971-го года, с Клинтом Иствудом, Джеральдин Пейдж и Элизабет Хартман. А во-вторых, выглядит он явно скромнее остальных фильмов каннского смотра, по замыслу и воплощению.

Фестиваль перевалил за половину, пока не обнаружив явных фаворитов: возможно, все лучшее припасено на финал.

Материалы по теме

  • Канны 2017: призраки, нелюбовь и мир чудес

    19 мая 2017 / Инна Денисова

    Страдания распавшихся семей, убежавшие из дому дети – французский, русский и американский фильмы, показанные на Каннском фестивале в первые дни, объединяют темы, но, пожалуй, ничего больше.

    Комментировать
  • Канны 2017: свинка Окча, молодой Годар и другие конкурсные фильмы

    22 мая 2017 / Инна Денисова

    Продолжаем обсуждать конкурсные фильмы фестиваля – «Спутник Юпитера» венгра Корнеля Мундруцо, «Окчу» корейского режиссера Пона Джун-хо, «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда и «Молодого Годара» Мишеля Хазанавичуса.

    Комментировать
  • Канны 2017: Николь Кидман и «Убийство священного оленя»

    23 мая 2017 / Редакция THR Russia

    Актриса презентовала на юбилейном Каннском кинофестивале свою вторую картину.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus