Кинотавр 2017: проститутки, семейные конфликты и одиночество

Кинотавр 2017: проститутки, семейные конфликты и одиночество
Команда фильма «Близкие» на фестивальной премьере

Фестиваль в Сочи продолжает показывать авторские высказывания – что радует, сегодня почти все они посвящены не бандитским разборкам и бизнесу, а семье, своим близким и одиночеству. То есть – наконец-то мы видим простые человеческие судьбы на экране.

«Скоро все кончится»

«Наверное, вы знаете, что я долгие годы занимался музыкой…» — сказал со сцены Зимнего, представляя свой фильм «Скоро все кончится», режиссер Алексей Рыбин. Ну еще бы! Рыбин был один из основателей легендарной группы «Кино», которая сейчас, кажется, переживает новую волну популярности (которая, в общем, и не стихала никогда), благодаря кавер-версиям, звучащим в фильмах «Битва за Севастополь» и «Ледокол»

Алексей Рыбин и команда фильма на премьере

«Скоро все кончится» — режиссерский дебют Алексея, и, как большинство дебютов», работа неровная. Сюжет построен вокруг сравнительно молодого фрезеровщика Михаила Носова, который живет один в убогой съемной квартирке и в свободное от работы время бесконечно смотрит новости по телевизору и в Интернете. Новости, по большей части, о ситуации в Украине. И уже только от них голова может взорваться где-то уже минут через двадцать, а, вопреки названию, драма Рыбина заканчивается не быстро — она идет почти два часа, что по меркам жанра длинновато.

Ситуацию усугубляет совершенно чрезмерное количество звучащего за кадром бессмысленного и беспощадного русского рока — причем отнюдь не «Кино» (собственно, ни одного известного трека за весь фильм не звучит). Чувство меры авторам картины явно изменило, ну а вопрос музыкального вкуса оставим за скобками, как максимально субъективный. При этом продюсер Игорь Гудков, который год занимался подбором саундтрека, честно признается - в отличие от режиссера Рыбина - что опирался на Алексея Балабанова и его рок-картины. Но, в отличие от Алексея Октябриновича, Гудков искал неизвестные группы - и с двумя из них сейчас продолжит работу уже как музыкальный продюсер.

Между тем, герой фильма регулярно наведывается в бордель, где ему приглянулась блондинка, упорно представляющаяся Дианой. Девушка понравилась Михаилу настолько, что в какой-то момент он выписывает ее к себе домой на целую неделю, где они живут как среднестатистическая российская семья: он приходит с работы, ест еду, которую она приготовила, смотрит телевизор… Причем секс между ними случается тоже не чаще, чем в обычных семьях.

Главное, что делает их на обычных мужа и жену — быстро привыкнув к столь необычной «игре», они начинают пикироваться. Темой для споров являются отношение к Питеру, в котором все и происходит, к ситуации в стране, жизни в целом… Появляется даже какой-то намек на конфликт, что заметно оживляет действие, и фильма даже начинает быть похожим на что-то стоящее.

Но финал убивает едва наметившуюся симпатию. Возможно, уход в политику показался Рыбину довольно изящным в силу «арт-подготовки» новостями, которые слушал Михаил. Увы, это не так. А потому так и хочется скаламбурить: «Это не Кино».

Насчет «Кино»: авторы заявили, что 21 июня запускают в производство картину «Цой» по сценарию Рыбина и его книге. В фильме расскажут факты, известные только Рыбину и Гудкову - то есть нас ждет некий жизненно-музыкальный эксклюзив. Надеемся, что этот проект будет более удачным.

«Близкие»

Ксения Зуева – единственный женщина-режиссер в конкурсе фестиваля, отсюда к ней повышенное внимание и прессы, и жюри. Зуева сняла опять про нелюбовь (ох уж этот Звягинцев!) – в самой обычной семье муж-жена-сын-дочь-бабушка. Муж и жена давно утратили любовь в отношениях. У него любовница, у нее – пианино и болезненные нападки на дочь-подростка: не так сидишь, не так дышишь, а где ужин, который я сказала сделать. Сын жалуется другу, что единственный, кто его понимает – старенькая бабушка, которая его вырастила. Дочь решает проблемы в школе с лишним весом и мальчиками. Все они – семья, близкие люди, но в то же время – абсолютно чужие. Сын находит больше тепла в семьей однокурсника, где папа за ужином наливает всем по рюмашке. Дочь ищет утешения у мальчика, который ее использует. Неудивительно, что в один прекрасный день бабушка решает исчезнуть…

Эта картина неровная, иногда затянутая, иногда в ней – чрезмерная концентрация несчастий на одного члена семьи, но в то же время в ней есть голый нерв и горькая правда жизни. Перед нами – не маргиналы, а обычная семья с обычными проблемами:  больше всего мы раним и ненавидим своих близких – тех, кто наш тыл и наша стена. Отсюда проблемы фильма – узнаваемы и близки каждому. И каждый найдет в нем свою пронзительную сцену – например, эпизод, когда дочь в отчаянии кричит животным криком, что она ребенок, а мать ее не любит, пронзает и буквально выбивает воздух из легких.  

Зуева написала первый вариант сценария еще в 2013 году и говорит, что тема семьи давно у нее болит. «Я уверена – это самое главное для человека, именно в семье формируется личность. Для меня это такой фильм-травма – и я счастлива, что сейчас многие режиссеры об этом заговорили. Фильм – мой честный разговор с самой собой».

Режиссер посвятила картину маме – по ее словам, конечно, в фильме много автобиографичного, но далеко не все. «Это был бы неправильный путь. Я постаралась рассказать историю глазами девочки-подростка. По сути, тема фильма – я и мои родители. Изначально я хотела посвятить фильм родителям, но потом подумала, что в посвящении маме гораздо больше граней».

После «Кинотавра» у картины продолжится фестивальная жизнь, в прокат продюсеры надеются выпустить «Близких» чуть позже – и также рассчитывают на телепоказы.

Ксения Зуева

«Турецкое седло»

Юсуп Разыков снял совершенно экзистенциальную сюрреалистическую историю. Ильич – бывший сотрудник КГБ, работает охранником и продолжает следить за подозрительными ему людьми.  Живет в аскезе, не выделяется, соблюдает распорядок, пока однажды над ним не поселяется супружеская пара из консерватории, и жизнь Ильича наполняется музыкой. При чем тут турецкое седло? Так называется участок мозга, где находится гипофиз. Его расстройства сопровождаются мигренями, нарушениями координации, проблемами с памятью – и именно симптом пустого турецкого седла определяют у Ильича.

То, что Ильич – из конкретных органов, никак не озвучивается в картине, отчего история приобретает мистический окрас. Ильич выгладит как  сотрудник Департамента добра, который выявляет потенциальных преступников или жертв. Или же он – один из ангелов, которые следят за равновесием сил на земле. Разыков дает пространство для любого маневра фантазии – и зритель балансирует на грани сумасшествия и восхищения.

Для Разыкова главная тема фильма - отношение к действительности, обществу, способность видеть, слышать, отбирать. На первом плане для режиссера были «портреты на фоне» – частные истории на некоем пике состояния общества. Также его Ильич – метафора того, что под предлогом нашей безопасности творятся самые негативные вещи: в картине он постоянно повторяет «За вами глаз да глаз нужен!» - и эта позиция в итоге приводит к катастрофе.

Команда фильма на премьере

Партнерами фестиваля «Кинотавр» в этом году стали: крылья фестиваля S7 Airlines, Max Factor  - официальный визажист кинофестиваля «Кинотавр», Mercury - ювелирный партнёр, San Benedetto -официальная вода кинофестиваля «Кинотавр», Wella - официальный бьюти-партнер фестиваля «Кинотавр».

Материалы по теме

  • «Кинотавр 2017»: танго, счастье и феминисткий блокбастер

    09 июня 2017 / Ольга Белик

    28-й «Кинотавр» открылся фильмом Павла Чухрая, запустил счастье на орбиту и начал конкурс с маленького скандала.

    Комментировать
  • Кинотавр 2017: тесная прорубь нелюбви

    10 июня 2017 / Ольга Белик

    На 28-м «Кинотавре» показали два фильма-призера Каннского кинофестиваля – в конкурсе и вне его.

    Комментировать
  • Кинотавр 2017: уши, заложники и короткий метр

    11 июня 2017 / Ольга Белик

    Фестиваль в Сочи перешел от Канн к Берлину и представил фильм Резо Гигинеишвили о грузинских террористах.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus