«Кинотавр 2017»: танго, счастье и феминисткий блокбастер

«Кинотавр 2017»: танго, счастье и феминисткий блокбастер
Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд на открытии «Кинотавра»

Сочи на неделю превратились в город звезд: стартовал 28-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Мы уже рассказывали вам о церемонии открытия: Петр Фёдоров и Риналь Мухаметов стали ее ведущими и по очереди изображали российский кинематограф на приеме у психоаналитика. Оригинальное оформление сцены, живая музыка и сразу же – вручение приза «За честь, достоинство и преданность кинематографу» Павлу Чухраю, чей фильм «Холодное танго» открыл киносмотр.

Павел Чухрай и его приз

Режиссер обратился к острой и болезненной теме – отношения стран Балтии и Советского Союза во время Отечественной войны» и после нее. Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд сыграли еврейского юношу и литовскую девушку, чье знакомство началось при трагических обстоятельствах: семья Лаймы въезжает в дом Макса после того, как его мать расстреляли, а детей отправили в госпиталь на выкачку крови. Далее нас ждет череда боли, предательств, нелюбви и ненависти: ни одна сторона не может простить  другой ничего – несмотря на дружбу и сложные переплетения судьбы.

События тех лет настойчиво исследует балтийский кинематограф: тот же Эльмо Нюганен снял «1944», который с большим резонансом и аншлагами показывали несколько раз в Петербурге. Многие зрители тогда признавались, что впервые узнали о проблеме переселения прибалтов в Сибирь и о том, что Отечественная война для балтийских народов была гражданской: одни воевали за фашистов, другие – за русских, и все – друг против друга. Павел Чухрай один из первых российских режиссеров обратился к этой непростой вехе истории. В основу лег роман Эфраима Севелы «Продай свою мать» - Чухрай лично знал автора и читал другие его произведения.

Для режиссера противостояние литовцев, евреев и советских граждан – метафорично. «Мы сегодня живем в ситуации невероятного противостояния – социального, культурного, национального, - пояснил Чухрай на пресс-конференции к фильму. – Не только Россия – весь мир так живет. И я все время об этом думаю – как же вырваться из этого узла. Мой вывод – поможет только понимание, что все и правы, и виноваты. Потому что если искать только виноватых – ничего не выйдет».

В «Холодном танго» именно такая ситуация: каждый совершает плохие поступки, нет добрых и злых, все – люди, у  каждого – своя правда. Центровым здесь выступает персонаж Риналя Мухаметова, который бесконечно мечется от добра к свету: предает, трусит, спасает, помогает, снова предает – и все потому, что жизнь такая. Мы привыкли к тому, что кино, как и жизнь, заставляет нас расставлять приоритеты – но в этом фильме приоритетов нет. 

Юлия Пересильд и Риналь мухаметов на пресс-конференции

«Я как советский гражданин чувствую вину перед балтийскими странами, - говорит Чухрай, - но при этом понимаю, что и они тоже не были белыми и пушистыми. В нашем фильме вообще нет белых и пушистых». Чухрай также подчеркнул, что сочувствует всем героям фильма, кроме фашистов – хотя если бы снимал кино о них, то нашел бы ходы, как рассказать о людях и показать некий человеческий срез.

По словам продюсера Сабины Еремеевой, киноверсия была сделана на три с половиной часа, и тогда продюсеры задумались о традиционной схеме сделать телесериал на 4 серии. В итоге кино получилось на час сорок семь минут, и в него не вошло очень много линий – что, будем честны, пошло фильму во вред: повествование выглядит все же рваным. Юлия Пересильд, например,  расстроилась, что в фильм не вошло ее танго с Риналем Мухаметовым – небольшой отрывок актеры станцевали на открытии.

В прокат картина выйдет 22 июня, затем покажут телеверсию – канал уточняется.

Настоящий блокбастер

Первый конкурсный фильм – «Блокбастер» Романа Волобуева – начался скандально: режиссер публично снял свое имя с титров. «Такие решения принимаются очень сложно, их всегда  откладываешь, но я подумал, что на фестивале плакаты вышли с моим именем, и это свинство – оставлять дырку, - заявил со сцены Волобуев. – Вы сейчас посмотрите продюсерскую версию, которая мало похожа на тот фильм, что мы хотели снять». И теперь остается только гадать – что же снял Волобуев и к кому предъявлять претензии и похвалы.

 

Сюжет вроде бы прост. Лиза (Светлана Устинова) – известная телеведущая, которая приехала в Москву из Омска. В личной жизни у нее все сложно. Наташа (Аня Чиповская) – провинциалка с акцентом, которая решила ограбить пункт мгновенного кредитования. Судьба девушек пересекается, и в нее водоворотом втягивается следователь и еще куча народу. Перед нами разворачивается псевдо-эпос: две девицы в беде пытаются противостоять друг другу, спасти друг друга и полюбить друг друга. Обе актрисы прекрасны и у каждой есть своя фишка: Устинова боксирует, Чиповская дает совершенно очаровательный акцент. Почти все действие развивается под музыку Поля Мориа, известную всей стране как заставка программы «В мире животных» - что, конечно же, ярко характеризует происходящее на экране. Тем не менее, при наличии совершенно изумительных моментов и деталей «Блокбастер» вышел не без проблем. Начало и финал у фильма – волшебные, но середина мечется и проседает, невзирая  (а, может, и благодаря) новомодным приемам в виде титров, глав и строчек интервью. И вот он, вопрос – кто виноват? Волобуев или продюсеры?

Понятно, что пресс-конференция по фильму началась даже не с вопроса, а требования журналистов объясниться. «Любой творческий и производственный конфликт – как чужой развод. Вы не хотите знать деталей», - начал Волобуев, но все-таки объяснил, почему сделал такое громкое заявление в день премьеры на фестивале, а не раньше. «Очень трудно бросить проект, который так долго делал. Всегда надеешься, что удастся что-то изменить. Мы ругались, спорили, шли на компромисс, какие-то губительные вещи удалось отменить. Но в какой-то момент я отступил, поняв, что фильм – это не то. Я слышал, в зале на показе смеялись – но все равно это не то. И вот этот шаг назад я сделал очень поздно: фильм уже стоял в программе конкурса. Я не мог как Скрудж отменить весь праздник, но и не мог стоять на сцене как зайчик и улыбаться, будто ничего не произошло. Это было бы неправильно».

Продюсер картины Илья Стюарт также отказался вдаваться в детали конфликта, подчеркнув лишь, что уважает решение Романа Олеговича. Все, что удалось вытащить журналистам – Волобуев отошел от дел, когда картину надо было сократить минут на 3, а продюсеры в итоге вырезали 12 минут и несколько линий. Так, Светлана Устинова изначально сыграла двух героинь: одна – телеведущая, другая – очень похожая на нее белорусская актриса, с которой ее все путают. На этом была построена небольшая интрига, от которой в картине осталась непонятная фраза Евгения Цыганова про актрису. «Мы переозвучим ее на телеведущую», - тут же нашла решение Устинова. Исчезли из фильма объяснения и того, откуда взялась такая борзая девушка Наташа и почему она говорит на вымышленном акценте – а иногда внезапно говорит без него. Режиссер не уверен, что со всеми этими линиями над фильмом смеялись бы больше – зато уверен, что они стоили того, чтобы оставить их в фильме. Финальный монтаж продюсеров, по его словам, превратил картину в «прибранную комедию», тогда как для Романа «Блокбастер» - история про Москву и Россию, про девочек и мальчиков и даже про разум и чувства. «Это фильм про людей, которые со всем согласились и живут по правилам, как Лиза,  и которые эти правила рушат, как Наташа».

Светлана Устинова, Роман Волобуев и Анна Чиповская

«Я надеюсь, что этот маленький цирк, может быть, станет поводом хотя бы для внутрииндустриальной дискуссии о том, как все делается, - пояснил Волобуев свое выступление на премьере. – Может быть, чем меньше мы будем играть в Голливуд, тем больше у нас будет хороших фильмов».

Маленький цирк послужил хорошим пиаром картине – в этом уверен Сергей Некрасов, глава кинокомпании «Вольга», которая выпустит фильм в прокат 13 июля. После реакции зрителей прокатчик решил увеличить количество сеансов – и, конечно же, подумать, как использовать режиссерский выпад в маркетинговой кампании. Некрасов также выступил с пламенной речью о так называемом «деле 5 миллионов» - о законопроекте Минкульта о том, чтобы все выходящие в российский прокат фильмы платили по 5 миллионов рублей в обмен на прокатное удостоверение. «Не думайте, что это угроза только голливудским проектам – это угроза и «Блокбастеру», и картинам Сигарева, Попогребского, Хлебникова. При таком законе зритель просто не увидит этих картин. Поэтому все в ваших руках – пишите, рассказывайте об этом и о таких фильмах, как «Блокбастер», если не хотите потом качать их с пиратских торрентов. Этот Карфаген жлобства и алчности должен быть разрушен!»

Если отмести скандалы, интриги, расследования в сторону – что же в итоге такое этот «Блокбастер»? Светлана Устинова считает – это фильм о женской дружбе, а еще о том, что бывает, когда мы хотим чем-то заниматься, но потом идем другим путем. А еще, как заметили журналисты – это высказывание о феминизме, снятое режиссером-мужчиной. «Я очень рад, что это читается, - говорит Волобует. – Да, я феминист. Считаю, что как во время расизма любой уважающий себя белый человек должен считать себя черным, так и сейчас любой уважающий себя мужчина должен быть феминистом».

Команда фильма на премьере

Счастье снова будет

В первый фестивальный день Disney анонсировал запуск продолжения проекта «Счастье – это…» Напомним, первый фильм вышел в 2015 году: это был альманах о счастье, созданный на основе всероссийского конкурса режиссеров и сценаристов. Любой желающий мог прислать свои сценарные заявки и режиссерские работы – в итоге компетентное жюри выбрало 7 финалистов, которые и сняли новеллы о счастье со звездами российского кино. Проект некоммерческий – все показы фильма шли бесплатно, и в этот раз Disney опыт повторит. Более того, во второй раз компания привлекает к производству инвесторов, которые ранее никогда не вкладывали деньги в кинопроцесс. «Благодаря этому проекту мы можем привлечь в отечественный кинобизнес новые инвестиции», - подчеркнула глава российского офиса The Walt Disney Company Марина Жигалова-Озкан.

Помимо денег Disney привлекает в отечественное кино и новые имена – и дает им путевку в жизнь. Так, режиссер новеллы «Приключения начинаются» Татьяна Гулина после альманаха сделала пилот сериала «Дорогая семья» для СТС, работает в рекламе и после Кинотавра поедет в Швейцарию снимать рекламный фильм с Равшаной Курковой для швейцарского Министерства туризма. Виктория Козельцева, снявшая новеллу «Последний пункт», работает в своей продакшен-студии и готовится во второй раз участвовать в конкурсе «Счастье – это…». Сценарист Татьяна Загдай создала компанию по отбору сценариев и выпустила дебютный фильм. «Когда у тебя есть профиль на КиноПоиске, ты стоял на сцене кинотеатра «Октябрь» и вообще работал с Disney – это работает на карьеру и убеждает работодателей», - говорит Татьяна. Ей вторит тезка Гулина: «Нам есть, что показать продюсерам. Но помимо этого Disney позволяет получить сильный практический опыт, которого нет ни в одном учебнике, которого ты не узнаешь ни от одного мудрого учителя. У нас была прекрасная команда, техника, актеры – в моей новелле снимался Саша Петров – сейчас он большая звезда. И ты учишься тому, что тебе как режиссеру нужно стоять на своем, быть категоричным, убеждать – ты должен вести этот проект».

Во второй раз старт молодым будет давать жюри, вошли в которое режиссеры Владимир Хотитенко, Оксана Карас, Федор Бондарчук, Павел Лунгин, Джаник Файзиев, писатель Сергей Лукьяненко и актер Андрей Мерзликин, снимавшийся в прошлом проекте в одной из новелл. Президентом жюри вновь станет Владимир Грамматиков, который с большим энтузиазмом рассказывает, какое же это варево и обмен энергиями! Ему вторит Владимир Хотиненко: «Я всегда буду поддерживать молодежный проект. Молодежи надо давать больше возможностей стартануть – это катастрофически неиспользованный ресурс!» Режиссер также отметил, что ему важно поучаствовать в таком амбициозном проект: «Фильмы с положительными персонажами снимать во сто крат сложнее, чем фильмы с мерзавцами». Оксана Карас, показавшая на прошлогоднем «Кинотавре» фильм «Хороший мальчик», подписывается под словами мэтра: «Очень тяжело на этом поле высказываться искренне, небанально, не скатываясь в слащавость». Оксане также нравится формат альманаха – ей кажется, что молодому зрителю, привыкшему к постам в соцсетях и роликам на Ютубе, именно набор новелл будет ближе и понятнее.

Владимир Хотиненко, Марина Жигалова-Озкан, Владимир Грамматиков и Оксана Карас

Чтобы стать участником проекта про счастье, нужно пройти через несколько отборочных этапов. До 30 сентября продлится конкурс идей – организаторы специально не хотят спешить и добиться качественного отбора. Затем стартует конкурс сценариев  – после отбора соберется авторская группа, которая под присмотром кураторов братьев Пресняковых и Виталия Шляппо обработает заявки в 14 сценариев. Далее всех ждет конкурс режиссеров (с декабря 2017 по март 2018): участники должны будут изучить предложенные сценарии и представить свою режиссерскую экспликацию картины, то есть подробно описать видение проекта: локации, кастинг, музыку и другие детали. Авторы самых интересных работ получат возможность лично защитить свои проекты перед экспертным жюри, а победители примут участие в создании фильма. Параллельно с ним состоятся конкурсы актеров и композиторов. Затем будет отобрано 7 финалистов – и 7 историй о счастье выйдут в прокат в марте 2018 года.

Владимир Грамматиков, Марина Жигалова-Озкан и Владимир Хотиненко

Партнерами фестиваля «Кинотавр» в этом году стали: крылья фестиваля S7 Airlines, Max Factor  - официальный визажист кинофестиваля «Кинотавр», Mercury - ювелирный партнёр, San Benedetto - официальная вода кинофестиваля «Кинотавр», Wella Professionals - официальный бьюти-партнер фестиваля «Кинотавр».

Материалы по теме

  • «Кинотавр 2017» объявил конкурсную программу и состав жюри

    15 мая 2017 / Редакция THR Russia

    Жюри 28-го киносмотра возглавит Евгений Миронов, в программу вошло 14 фильмов.

    Комментировать
  • Риналь Мухаметов: Волшебный Робин Гуд

    23 мая 2017 / Ксения Рудич

    THR побывал на съемках фэнтези «Эбигейл», одну из главных ролей в котором играет Риналь Мухаметов.

    Комментировать
  • Кинотавр 2017: гид по фестивалю

    05 июня 2017 / Редакция THR Russia

    Рассказываем, о чем будет говорить отечественный киномир с 7 по 14 июня.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора